Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Сергеева В.А., судей Нечаевой Н.А. и Хрусталевой Л.Е. с участием прокурора Сысоевой СМ. при секретаре Лаврентьевой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 30 мая 2011 года дело по кассационной жалобе Министерства социального развития Пермского края на решение Большесосновского районного суда Пермского края от 20 апреля 2011 года, которым постановлено:
Обязать администрацию Большесосновского муниципального района Пермского края предоставить Вшивкову А.А., дата рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории Левинского сельского поселения Большесосновского муниципального района Пермского края, применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, на семью из двух человек, за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных на эти цели.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Хрусталевой Л.Е., пояснения представителя прокуратуры Пермского края Сысоевой СМ. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Большесосновского района обратился в суд с заявлением в интересах Вшивкова А.А. об обеспечении благоустроенным жилым помещением на территории Левинского сельского поселения с учетом членов его семьи. В обоснование иска указал, что Вшивков А.А., обладающий статусом лица, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного за ним жилья не имеет, состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений с 29.12.2010 года. С учетом уточнения исковых требований просил обязать администрацию Большесосновского муниципального района Пермского края предоставить Вшивкову А.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории Левинского сельского поселения Большесосновского муниципального района Пермского края, применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, на семью из двух человек за счет средств бюджета Пермского края.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал.
Вшивков А.А. заявленные в его интересах требования поддержал.
Представитель ответчика - администрации Большесосновского муниципального района Т. иск не признала, указала, что жилое помещение Вшивкову А.А. должно быть представлено администрацией сельского поселения по месту его регистрации рождения или первичного устройства в семью, которое обязано заключить с ребенком - сиротой договор социального найма, так как жилые помещения для данной категории детей приобретаются за счет средств бюджета Пермского края или Российской Федерации, и передаются в сельские поселения.
Представители Правительства Пермского края, Министерства финансов Пермского края, Министерства социального развития Пермского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в судебном заседании участия не принимали, представили письменные отзывы на заявление прокурора, заявленные требования не признали.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Министерство социального развития Пермского края. В кассационной жалобе указывается, что суд применил по делу закон, не подлежащий применению - ст.57 ЖК РФ, оснований для представления Вшивкову А.А. жилого помещения с учетом несовершеннолетнего члена семьи не имеется.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор Большесосновского района просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда. В соответствии с ч. 1 ст.347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов жалобы.
Юридически значимые для дела обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, совокупности собранных по делу доказательств судом дана оценка, нарушений требований материального и процессуального закона, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Положениями частей 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
В силу п. 5 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. N 170, постановка на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми-сиротами статуса, относящего их к детям-сиротам, на основании представленных документов.
В соответствии с п.6 вышеуказанных Правил лица из числа детей сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей) вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд, правильно руководствуясь указанными нормами материального права, обоснованно исходил из того, что Вшивков А.А. является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в очереди на получение жилья по договору социального найма, закрепленного за ним жилого помещения не имеет, поэтому у него возникло право на получение по договору социального найма благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке. Вшивков А.А. имеет несовершеннолетнего ребенка - Вшивкова В.А., который проживает
с отцом. Суд пришел к выводу о том, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу с учетом члена семьи.
Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и основанным на нормах действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения. Суд обоснованно удовлетворил требования прокурора о предоставлении Вшивкову А.А. жилого помещения по договору социального найма с учетом члена его семьи.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для предоставления Вшивкову А.А. жилого помещения с учетом несовершеннолетнего члена семьи являются несостоятельными. Материалами дела подтверждается, что Вшивков А.А. проживает совместно с несовершеннолетним сыном Вшивковым В.А., дата рождения. Предоставление жилых помещений лицам, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется с учетом членов их семей в соответствии с ч. 5 ст. 5 7 ЖК РФ во взаимосвязи с ч.З ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма".
Иных правовых доводов, влекущих отмену решения суда, кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Большесосновского районного суда Пермского края от 20 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.