Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Гилевой М.Б. судей Киселевой Н.В., Кузнецовой Г.Ю.
при секретаре Кармановой Ж.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 30 мая 2011 года дело по кассационному представлению прокурора Очерского района Пермского края на решение Очерского районного суда Пермского края 25 апреля 2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении требования прокурора о внеочередном предоставлении Козловой Л.В. благоустроенного жилого помещения отказать.
Исследовав материалы дела, заслушав доклад судьи Гилевой М.Б., заключение прокурора Сысоевой СМ., полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Очерского района Пермского края обратился в суд с иском в интересах Козловой Л.В. к администрации Очерского муниципального района, Правительству Пермского края о возложении обязанности на администрацию Очерского муниципального района предоставить вне очереди Козловой Л.В., дата рождения благоустроенного жилого помещения в г. Очере Пермского края применительно к условиям населенного пункта, отвечающего санитарным и техническим требованиям, площадью, не ниже установленных социальных норм, за счет средств краевого бюджета и субсидий краевого бюджета, выделяемых на приобретение или строительство жилья для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Козлова, дата года рождения, является лицом из числа детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители К. и К1. решением Очерского районного суда г. Перми от 17.09.2008 года лишены родительских прав. На основании постановления главы администрации Очерского района за N 211 от 29.02.2008 года Козлова Л.В. была передана на воспитание в приемную семью С. В соответствии с постановлением главы администрации Очерского района N401 от 19.11.2008 года Козлова Л.В. поставлена на жилищный учет ввиду отсутствия у нее закрепленного жилого помещения. С 18 лет и до настоящего времени Козлова Л.В. проживает в доме бабушки К2. по адресу ****.
В судебном заседании прокурор на заявленных исковых требованиях настаивал.
Истец Козлова Л.В. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала.
Представитель администрации Очерского муниципального района исковые требования не признал.
Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, был судом извещен, просил рассмотреть дело без его участия, иска не признал.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационном представлении прокурор Очерского района Пермского края, указывая, что судом неправильно применены нормы материального права. Самостоятельным юридическим фактом является момент окончания пребывания лица в приемной семье. Пребывание Козловой Л.В. в приемной семье завершено в 2009 году, таким образом, ее право на внеочередное предоставление жилого помещения наступило в указанном году. Возможность обеспечения Козловой Л.В. местом в общежитии по месту обучения не свидетельствует о выполнении ответчиками своих обязательств и не может рассматриваться судом как основание к отказу в удовлетворении иска.
Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в виду неправильного применения норм материального права ( п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ).
Положениями частей 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч.5 ст.57 ЖК РФ).
В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
На основании ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 "Правил учета детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении", утвержденных Указом Губернатора Пермской области N 170 от 22.06.2000 года дети -сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям - сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Законом Пермского края от 14.07.2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения гражданам предоставляются с учетом членов их семей.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 года N 2621-580 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан", органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан в соответствии с федеральным и областным законодательством: выдача областных жилищных сертификатов, предоставление субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством.
Как следует из материалов дела и установлено судом, родителями Козловой Л.В., дата рождения являются К. и К1., которые Решением Очерского районного суда от 17.09.2008 года были лишены родительских прав. Постановлением Главы Очерского муниципального района Пермского края от 29.02.2008 года за N 211 Козлова Л.В. была передана на воспитание в приемную семью С. и проживала в приемной по адресу ****. Постановлением Главы Очерского городского поселения от 19.11.2008 года за N401 Козлова Л.В. включена в список лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, как лицо, оставшееся без попечения родителей и не имеющее закрепленного жилого помещения под номером 175. По достижении совершеннолетия пребывание Козловой Л.В. в приемной семье было прекращено, Козлова Л.В. проживает совместно с родителями, лишенными в отношении нее родительских прав и с бабушкой по адресу ****. Козлова Л.В. 01.09.2008 года поступила в ГОУ среднего профессионального образования " ***". В настоящее время Козлова Л.В. обучается в ГОУ СПО **" на 3 курсе на бюджетной основе. Срок окончания учебного заведения 30.06.2011 года.
Отказывая в удовлетворении иска, суд пришел к выводу о том, что право Козловой Л.В. на получение жилого помещения вне очереди возникнет после окончания образовательного учебного заведения. При этом, по мнению суда, законодатель связывает возникновение права на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в виде предоставления жилья не с субъективными факторами, а с окончанием пребывания на полном государственном обеспечении.
Вместе с тем, приведенный в оспариваемом судебном постановлении вывод не может быть признан правильным, должным образом мотивированным, основанным на нормах действующего законодательства.
По смыслу приведенных выше норм, предоставление жилого помещения детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей является мерой социальной поддержки в отношении указанной лиц, которые не имеют закрепленного за ними жилья. Как установлено судом, Козлова Л.В., являясь лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей закрепленного за не жилья не имеет, жилым помещением не обеспечена. По достижении 18 лет ее пребывание в приемной семье ( где она проживала после лишения родителей родительских прав) закончилось.
Анализ изложенного дает основания для вывода о том, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа этих детей, не имеющим закрепленного жилого помещения, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди и непосредственно по окончании пребывания в образовательном учреждении и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как обоснованно указано в кассационном представлении прокурора, окончание пребывания Козловой Л.В. в приемной семье, является самостоятельным основанием для признания за ней права на предоставление жилого помещения. То обстоятельство, что Козлова Л.В. в настоящее время продолжает обучение в образовательном учреждении и находится на полном государственном обеспечении не может служить основанием для отказа ей в иске.
Учитывая изложенное, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене. Поскольку все значимые для дела обстоятельства судом установлены, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, судебная коллегия принимает решение об удовлетворении исковых требований прокурора Очерского района Пермского края.
Обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию Очерского муниципального района. В соответствии с положениями пункта 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003, обязанность по обеспечению малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством возложена на органы местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления ( ст. 57 ЖК РФ).
Таким образом, обязанность по предоставлению жилого помещения Козловой Л.В. должна быть возложена на администрацию Очерского муниципального района.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Очерского районного суда Пермского края 25 апреля 2011 года отменить.
Принять по делу новое решение. Обязать администрацию Очерского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных на эти цели, предоставить Козловой Л.В., дата рождения, вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленной нормы предоставления общей площади жилого помещения.
Председательствующий:
Судиь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.