Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего А.В. Железчиковой
судей Т.А. Истоминой, А.В. Мелюхина
рассмотрела в открытом судебном заседании 07.06.2011 года в г. Кудымкаре Пермского края кассационную жалобу Межрайонного территориального управления ** Министерства социального развития Пермского края (далее по тексту - МТУ ** Минсоцразвития Пермского края) на решение Верещагинского районного суда Пермского края от 22.04.2011 года, которым постановлено:
Обязать Межрайонное территориальное управление ** Министерства социального развития Пермского края предоставить Абричкиной Р.М. с 1 января 2010 года меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (водопотребление, водоотведение, газоснабжение) в денежной форме, как ветерану труда, в размере и порядке, определенном законодательством.
Заслушав доклад судьи А.В. Железчиковой, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
P.M. Абричкина обратилась в суд с заявлением о возложении обязанности на МТУ N ** Минсоцравития Пермского края по предоставлению ей с 01.01.2010 г. мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (водопотребление, водоотведение, газоснабжение) в денежной форме, как ветерану труда.
Требования мотивированы тем, что заявитель пользуется льготами как педагог, проживающий в сельской местности, и до января 2010 года также пользовалась льготами как ветеран труда, после - в предоставлении данной льготы ей незаконно отказано.
В судебном заседании P.M. Абричкина заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика П. с заявленными требованиями не согласился. Полагает, что в соответствии с действующим региональным законодательством истцу могут предоставляться меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг только по одному основанию по его выбору. Форма предоставления мер социальной поддержки едина - ежемесячная денежная компенсация. Считает, что действиями ответчика права и законные интересы истца не затронуты.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе МТУ N ** Минсоцразвития Пермского края с решением суда не согласно. Считает, что права и законные интересы истцов не нарушены. Указывает, что в действующем законодательстве отсутствует норма, предусматривающая право на предоставление мер социальной поддержки по нескольким основаниям. Меры социальной поддержки могут быть предоставлены только по одному основанию по выбору их получателя. Форма предоставления мер социальной поддержки одна -ежемесячная денежная компенсация. Считает, что отличие одной меры социальной поддержки от другой не в их объеме, а в их социальной направленности. Просит отменить решение суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решения суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Меры социальной поддержки ветеранам труда регулируются Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (ст.ст. 12-13), на региональном уровне положениями закона Пермской области от 30.11.2004 N1830-388 "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" (ст.ст. 1,2).
Меры социальной поддержки педагогическим работникам, вышедшим на пенсию и продолжающим работать в образовательном учреждении сельской местности, регулируются Федеральным законом N 3266-1 от 10.07.1992 "Об образовании" (ст.55), на региональном уровне Законом Пермского края N628-ПК от 01.06.2010 "О социальной поддержке педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" (ст.ст. 1,2).
Перечисленными законами субъекта предусмотрено право ветерана труда на получение меры социальной поддержки в виде 50% скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и т.д.), и право педагогических работников, пенсионеров из их числа, проживающих в домах независимо от вида жилищного фонда, на получение ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг: отопления и освещения, компенсируемых в пределах норм потребления и социальных норм.
Указанные меры социальной поддержки ветеранам труда, педагогическим работникам и пенсионерам из их числа предоставляются в форме ежемесячной денежной компенсации.
Из материалов дела следует, что P.M. Абричкина является педагогическим работником - пенсионером, пользуется мерой социальной поддержки в виде возмещения расходов по содержанию и ремонту жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг в виде отопления и освещения жилого помещения.
Как ветеран труда P.M. Абричкина до 01.01.2010 года пользовалась мерами социальной поддержки в виде 50 % скидки на оплату водоснабжения, водоотведения, газоснабжения. С 01.01.2010 года в предоставлении мер социальной поддержки ей как ветерану труда ответчиком отказано, поскольку заявитель пользуется мерами социальной поддержки как педагогический работник.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что меры социальной поддержки, предоставляемые педагогу-пенсионеру и ветерану труда, не тождественны ввиду различного объема компенсируемых услуг.
Указанный вывод суда основан на неправильном истолковании норм материального права.
Ни федеральным, ни региональным законодательством разделение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг между собой по видам и объему услуг не предусмотрено, на что обоснованно указано представителем МТУ ** Минсоцразвития Пермского края в кассационной жалобе.
В связи с этим, P.M. Абричкиной в силу п.2 ст. 1 Закона Пермской области N1830-388 и п. 3 ст.1 Закона Пермского края N628-ПК мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг может быть предоставлена только по одному основанию по выбору, либо как педагогическому работнику, либо как ветерану труда.
Предоставление социальной поддержки лицам, имеющим право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки не может расцениваться как ущемляющее права граждан (определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 года N 1019-0-0).
При вышеуказанных обстоятельствах решение суда первой инстанции, как постановленное в нарушение названных выше норм материального права, подлежит отмене.
Поскольку по делу не требуется выяснения и исследования новых обстоятельств, судом первой инстанции неверно истолкованы нормы материального права, судебная коллегия считает необходимым постановить по делу новое решение, которым по вышеизложенным основаниям в удовлетворении требований отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верещагинского районного суда от 22.04.2011 года по иску P.M. Абричкиной к межрайонному территориальному управлению N ** Министерства социального развития Пермского края о предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда - отменить.
Принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.