Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Лаврентьева В.Ю, и судей Мезениной М.В., Елецких О.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по кассационной жалобе Лозбиневой И.А. на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 26 апреля 2011 года, которым Лозбиневой И.А. в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Мезениной М.В., проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
10.03.2011 года Лозбиневой И.А. было отказано в предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения, предусмотренной Федеральным законом от 24.11.1995 года за N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Полагая, что данный отказ Министерства социального развития Пермского края не соответствует закону, Лозбинева И.А. обратилась в суд с требованиями признать за ней право на получение субсидии и обязать ответчика включить ее в список лиц, имеющих право на получение такой субсидий по Лысьвенскому муниципальному району на 2011 год.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Пермского края и Администрация МО "Лысьвенский муниципальный район".
В судебном заседании Лозбинева И.А. свои требования поддержала.
Представитель Правительства Пермского края и Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражал против удовлетворения требований Лозбиневой И.А.
Представитель администрации МО "Лысьвенский муниципальный район" в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве указывает, что истец не утратила право на улучшение жилищных условий в связи с изменением законодательства.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Лозбинева И.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (ст.347 ГПК РФ), судебная коллегия находит решение подлежащим отмене.
Отказывая Лозбиневой И.А. в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что в 1996 году истцу бесплатно была предоставлена квартира по ****, которая в настоящее время отвечает нормам предоставления. В связи с чем суд посчитал, что истец не является лицом, нуждающимся в жилье, обязанность государства по обеспечению истца жильем выполнена, право на обеспечение жильем реализовано и она не вправе рассчитывать на улучшение жилищных условий за счет бюджетных средств.
При этом, по мнению суда первой инстанции, факт того, что истец состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилых помещениях, не может служить безусловным основанием для удовлетворения требований Лозбиневой И.А.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда ошибочными, основанными на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушении норм материального права.
В соответствие ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с частями 1 и 11 ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 N 21-п, утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Указанным нормативным актом предусмотрена возможность реализации права на обеспечение жильем для отдельной категории граждан путем получения субсидии -единовременной денежной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения за счет бюджетных средств (п.2 Порядка).
Правом на получение такой субсидии, согласно п. 1.2. Порядка обладают инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, и вставшие на учет до 01.01.2005 года.
Из материалов дела следует, что Лозбинева И.А. является инвалидом по зрению с детства, что подтверждается справкой ВТЭ-189 N 069806.
30.06.1989 года Лозбинева И.А. принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В 1996 году Лозбиневой И.А. на семью из трех человек предоставлено жилое помещение - 2-комнатная квартира общей площадью 37,5 кв.м. и жилой площадью 22 кв.м. по адресу: ****.
Согласно данным администрации Лысьвенского городского поселения, администрации муниципального образования Лысьвенский муниципальный район Лозбинева И.А. продолжает состоять на учете лиц нуждающихся в жилье и в льготном списке инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, т.к., согласно выписке из протокола профсоюзного комитета Лысьвенского УПП ВОС от 04.11.1996 года N 53, Лозбинева И.А. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи, на момент предоставления квартиры была ниже нормативов, действующих в Лысьвенском городском поселении до 2009 года.
10.03.2011 года Министерством социального развития Пермского края Лозбиневой И.А. отказано в предоставлении субсидии на приобретении жилья, основанием для отказа является отсутствие факта нуждаемости заявителя в жилье, в связи с изменением учетной нормы площади жилого помещения.
При отказе Лозбиневой И.А. в удовлетворении исковых требований судом первой инстанции не учтено следующее.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пп.1, 3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введение в действие Жилищного кодекса РФ.
В Определении Конституционного Суда РФ от 01.12.2009 года N 1549-О-П "По жалобе гражданина Скороходова А.В. на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 ст. 6 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
В соответствии с п. 2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
До введения в действие ЖК РФ, аналогичная норма содержалась и в ЖК РСФСР. Гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий в силу п. 1 ст. 29 ЖК РСФСР признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Решением исполнительного комитета Лысьвенского городского Совета народных депутатов N 11/1 от 17.01.1989 года была установлена учетная норма жилой площади по г. Лысьва не ниже 8 кв.м. жилой площади.
Из представленных в суд документов следует, что в 1996 году Лозбиневой И.А. на семью из трех человек предоставлено жилое помещение - 2-комнатная квартира по адресу: **** общей площадью 37,5 кв.м. и жилой площадью 22 кв.м. Таким образом, обеспеченность на одного члена семьи Лозбиневой И.А. составляет менее 8 кв.м. жилой площади.
Основания, которые давали право Лозбиневой И.А. на получение жилых помещений по договорам социального найма до введение в действие Жилищного кодекса РФ не отпали.
Изменение в законодательном порядке учетной нормы площади жилого помещения, дающей основания постановки на учет нуждающихся в жилье, не является основанием для снятия Лозбиневой И.А. с учета нуждающихся в жилье.
Исходя из положений ст. 17, ст. 28.2 ФЗ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ ( в ред. от 09.12.2010 г.) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановления Правительства Пермского края от 02.03.2007 г. N 21-П "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей -инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" Лозбинева И.А. имеет право на меры социальной поддержки - субсидию (единовременную денежную выплату) на приобретение (строительство) жилого помещения. Пунктом 3.1 указанного выше Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов... предусмотрено, что постановку граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляют органы местного самоуправления Пермского края в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно справке администрации Лысьвенского городского поселения, имеющейся в материалах дела, Лозбинева И.А. состоит в льготном списке инвалидов общего заболевания, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 30.06.1989 года.
Органами местного самоуправления в Министерство социального развития Пермского края предоставлены все необходимые документы Лозбиневой И.А., предусмотренные п. 3.2 указанного выше Порядка... и в соответствии с п. 3.3 Министерство социального развития Пермского края обязано было в течение 3 дней с даты представления документов осуществить проверку документов и сформировать сводные списки граждан, имеющих право на получение субсидии.
В течение 10 дней после проведенной проверки Министерство социального развития Пермского края обязано было подготовить проект распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий ( ЕДВ) на приобретение ( строительство) жилых помещений гражданам в соответствии с объемом средств, передаваемых из регионального фонда компенсаций в бюджеты муниципальных образований Пермского края на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, утвержденных законом Пермского края о бюджете Пермского края на соответствующий финансовый год, с указанием муниципального образования, фамилии, имени, отчества гражданина и размер предоставленной субсидии (ЕДВ).
Поскольку истец имеет право на получение субсидии ( ЕДВ), все необходимые документы на неё представлены, Лозбинева И.А. должна быть включена в указанное выше распоряжение Правительства Пермского края, проект которого готовит Министерство социального развития.
Все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия находит, что, не передавая дело на новое рассмотрение, возможно принять новое решение по делу об удовлетворении исковых требований Лозбиневой И.А. в полном объеме.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 26 апреля 2011 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Лозбиневой И.А. удовлетворит в полном объеме. Признать за Лозбиневой И.А. право на получение меры социальной поддержки - субсидии ( единовременной денежной выплаты) на приобретение ( строительство) жилого помещения.
Обязать Министерство социального развития Пермского края включить Лозбиневу И.А. в проект распоряжения Правительства Пермского края о выделении субсидии ( ЕДВ) по Лысьвенскому муниципальному району в 2011 году на приобретение ( строительство) жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.