Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Титовца А. А.,
Судей Треногиной Н. Г., Веретновой О. А.
Рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 20 июня 2011 года дело по кассационной жалобе Хасимовой Р. А. на решение Октябрьского районного суда Пермского края от 03 мая 2011 года, которым постановлено:
"Признать незаконным Решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР (ГУ) в Октябрьском районе N 38/9 от 21 сентября 2010 г. части не включения в специальный стаж истицы периодов работы: с 30.06.2008 г. по 29.09.2008 г. и с 21.10.2008г. по 31.12.2009 г. в должности ** Государственного краевого стационарного учреждения социального обслуживания населения " ***".
Обязать УПФР (ГУ) в Октябрьском районе по Пермскому краю включить в специальный трудовой стаж Хасимовой Р.А. для назначения трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии с п/п. 20 п.1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы истицы с 30.06.2008 г. по 29.09.2008 г. и с 21.10.2008 г. по 31.12.2009г. в должности ** государственного краевого стационарного учреждения социального обслуживания населения " ***".
В удовлетворении остальной части исковых требований Хасимовой Р. А. -отказать."
Заслушав доклад судьи Веретновой О. А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хасимова Р. А. предъявила иск Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе Пермского края об отмене решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 21 сентября 2010 года, о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж лечебной деятельности спорные периоды работы в должности медицинской сестры с 02 ноября 1998 года по 31 декабря 2005 года в Территориальном муниципальном центре социального обслуживания населения, с 01.01.2006 года по 14.02.2007 г. - в Комплексном центре обслуживания населения, с 15.02. 2007 г. по 26.06.2008 г. - в Государственном краевом учреждении социального обслуживания населения " ****", с 30.06. 2008 г. по 29.09.2008 г-Государственном краевом стационарном учреждении социального обслуживания населения " ***", ссылаясь в обоснование иска на то обстоятельство, что работа в указанных учреждениях в должности медицинской сестры дает основание для назначения досрочной пенсии при наличии специального стажа лечебной деятельности.
В судебном заседании истец на удовлетворении иска настаивал.
Представитель ответчика иск не признал, ссылаясь на отсутствие требуемого специального стажа, поскольку истец не осуществлял лечебную деятельность в учреждениях, предусмотренных Списком.
Представитель 3-го лица участия в судебном заседании не принимал.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Хасимова Р. А., ссылаясь на то, что суд неправильно применил материальный закон, не учел, что Правила, действовавшие до 01.01.2002 года, предусматривали Учреждения социального обслуживания -дом-интернат для престарелых и специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов. В спорные периоды, учреждение, в котором она работала, относилось к учреждениям социального обслуживания, и работа могла быть зачтена в специальный лечебный стаж, поскольку в предмет деятельности учреждения, помимо прочих, входило оказание медицинских услуг.
В отзыве на кассационную жалобу представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что в спорный период учреждение, в котором работал истец, не было поименовано в Списках учреждений, работа в которых подлежала учету в специальный стаж и давала право на назначение пенсии по старости досрочно.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в ней (пункт 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему:
Как установлено судом первой инстанции, решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N 38Л9 от 21 сентября 2010 года Хасимовой Р. А. было отказано в назначении трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
При этом в стаж медицинской и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не зачтены периоды работы с 02 ноября 1998 года по 31 декабря 2005 года в должности медицинской сестры Территориального муниципального центра социального обслуживания населения, с 01 января 2006 года по 14 февраля 2007 года - в должности медицинской сестры Государственного областного учреждения социального обслуживания населения " ****", 15 февраля 2007 года по 29 июня 2008 года - в должности медицинской сестры Государственного краевого стационарного учреждения социального обслуживания населения " ****", с 30 июня 2008 года по 29 сентября 2008 года - в должности ** в Государственном краевом стационарном учреждении социального обслуживания населения " ***", с 21 октября 2008 года по 31 декабря 2009 года - в должности ** в Государственном краевом стационарном учреждении социального обслуживания населения " ***", так как наименование учреждения, в котором работала Хасимова Р. А. в эти периоды, не соответствовало Списку.
Специальный лечебный стаж истца составил 17 лет 5 месяцев, в связи с отсутствием требуемого стажа в назначении пенсии по старости досрочно было отказано.
Судом при рассмотрении дела обоснованно были применены положения подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, согласно которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Возникновение права на пенсию за выслугу лет (досрочное назначение трудовой пенсии по старости) законодатель связывает с осуществлением деятельности в соответствующих учреждениях, а не только с определенным видом деятельности. Это обусловлено не характером деятельности, а повышенной интенсивностью труда медицинских работников, приводящей к преждевременной утрате трудоспособности и профессиональной пригодности из-за высоких эмоциональных и физических перегрузок в учреждениях, с установленной и регулируемой органами исполнительной власти нагрузкой и объемом работ.
Согласно действовавшему до 1 января 2009 года пункту 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В ныне действующей редакции данного Федерального закона аналогичное правовое регулирование предусмотрено п. 2 его статьи 27.
Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленного ему полномочия Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения.
Судом при рассмотрении дела было принято во внимание то обстоятельство, что в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости по периодам работы до 01.11.1999 года засчитывается работа в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 06.09.91 года или Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 года, периоды работы с 01.11.99 года подлежат зачету в выслугу, дающую право на досрочное назначение пенсии согласно Списку и Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.99 года N 1066 или по Списку должностей и Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 года.
Согласно положению ст. 6 Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 года N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении, а также о награждении, произведенном работодателем, вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
Согласно записям в трудовой книжке истца в спорные периоды она работала Территориальном Центре ( комплексном центре) социального обслуживания населения, с 30 июня 2008 года - в ***.
Согласно Спискам, соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей, работа в которых дает право при наличии необходимого стажа на назначение пенсии по старости досрочно, Территориальные центры, комплексные центры социального обслуживания населения не поименованы.
Истица просила установить тождество выполняемых ею функций медицинской сестры в настоящее время и функций медицинской сестры в Территориальном ( комплексном центре) социального обслуживания населения.
Суд, исследовав штатные расписания, записи в трудовой книжке истца, пришел к выводу о том, что должность Хасимовой Р. А. поименована работодателем правильно, в связи с чем, сделал вывод об отсутствии оснований для установления тождества работ, выполняемых в настоящее время работам, выполняемым до 30 июня 2008 года.
Нарушений при рассмотрении настоящего дела норм гражданского процессуального законодательства, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела судом кассационной инстанции не установлено.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы, не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истицы, выраженную ею в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Пермского края от 03 мая 2011 года по доводам, изложенным в кассационной жалобе Хасимовой Р. А., оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.