Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Лаврентьева В.Ю, и судей Мезениной М.В., Елецких О.Б., при секретаре Роговой Т.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по кассационной жалобе Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району на решение Кунгурского городского суда Пермского края от 13 мая 2011 года, которым постановлено:
Признать незаконным отказ Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району в предоставлении с 01 марта 2011 года компенсации за жилищно-коммунальные услуги Мокрецову А.А. как ветерану труда.
Обязать Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району предоставить меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению, газоснабжению и водоотведению по категории "Ветеран труда" в соответствии с Законом Пермской области N 1830-388 от 30.11.2004 года "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области".
Взыскать с Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району в пользу Мокрецова А.А. в возврат госпошлины 200 рублей.
Заслушав доклад судьи Мезениной М.В., пояснения представителя ТУ Минсоцразвития Х., представителя заявителя Б., проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Территориальное Управление Министерства социального развития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району с 01.03.2011 года прекратило выплату Мокрецову А.А. ежемесячной денежной компенсации коммунальных услуг в размере 417 рублей.
Отказ в прекращении выплат обоснован тем, что Мокрецов А.А. пользуется мерой социальной поддержки как член семьи педагогического работника, проживающего и работающего в сельской местности.
Мокрецов А.А. просит признать незаконным отказ Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району в предоставлении ему с 01 марта 2011 года компенсационных выплат за жилищно-коммунальные услуги, как ветерану труда. Просит обязать Территориальное Управление Министерства социального развития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району устранить допущенное нарушение его права и предоставить ему меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению, газоснабжению и водоотведению по категории "Ветеран труда" в соответствии с Законом Пермской области N 1830-388 от 30.11.2004 года "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" с 01.03.2011 года.
В судебном заседании Мокрецов А.А. требования поддержал.
Представитель Терруправления требования не признал.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе ТУ Минсоцразвития просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Полагает, что действиями ответчика в отказе предоставления ежемесячной денежной компенсации мер социальной поддержки права истца не нарушены, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору получателя, Мокрецов А.А. воспользовался мерами социальной поддержки как член семьи педагога, работающего в сельской местности.
В возражениях на кассационную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (ст.347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 ФЗ РФ "О ветеранах" ( в ред. ФЗ от 22 08.2004 г. N 122-ФЗ) социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг.
Согласно ст. 22 ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 20 и 22 данного Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 2 Закона Пермской области "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" от 30.11.04 г. N 1830-388 (в редакции Законов края N 516 от 16.11.2009 года и N 629 от 07.06.2010 года) определено, что социальная поддержка ветеранов труда предусматривает осуществление системы мер, включающей: оплату жилого помещения (содержание и ремонт жилого помещения, наем жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в домах,, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам); оплату коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), электроснабжение, газоснабжение, в том числе: снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, теплоснабжение, в том числе приобретение и доставка твердого топлива в домах, не имеющих централизованного отопления).
Согласно ч. 4 указанной статьи, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предполагают ежемесячную денежную компенсацию (далее - ЕДК) расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 417 рублей. Если 50% фактических расходов ветерана превышает указанный размер ЕДК, гражданину гарантируется установление дополнительных мер соцподдержки на оплату жилья и коммунальных услуг в виде дополнительной ЕДК в 233 рубля (совокупный размер ЕДК в 650 рублей). Если и эта сумма не покрывает 50% расходов ветерана, устанавливается еще дополнительная ЕДК в 150 рублей и совокупный ЕДК может достигать 800 рублей (для одиноких ветеранов в целях компенсации 50% расходов - 885 рублей или 1035 рублей).
Согласно п. 3 ст. 13 ФЗ "О ветеранах" при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Таким образом, из содержания п. 3 ст. 13 ФЗ "О ветеранах" следует, что в данной правовой норме закреплено право ветерана выбирать основание для предоставления ему мер социальной поддержки в том случае, если он как ветеран имеет право на получение одной и той же формы поддержки по разным основаниям.
Указанная правовая норма не дает возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных различным категориям граждан.
Удовлетворяя требования Мокрецова А.А., суд сделан ошибочный вывод о том, что мера социальной поддержки, предоставляемой педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, не является той же мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которые предоставляются ветеранам труда.
Суд ошибочно посчитал, что меры социальной поддержки, предоставляемые Мокрецову А.А., как ветерану труда и как члену семьи педагогического работника, проживающего в сельской местности, различны, поэтому, Мокрецов А.А. имеет право на предоставление мер социальной поддержки и как ветеран труда и как член семьи педагогического работника, проживающего в сельской местности.
При вынесения решения судом не учтено, что федеральным и региональным законодательством разделение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг между собой по видам и объему услуг не предусмотрено, так как это единый неделимый комплекс социальной поддержки ( определение Верховного Суда РФ от 01.04.2009 г. N 44-Г09-5).
Вместе с тем, как следует из материалов дела, фактически с 01.03.2011 года Мокрецову А.А. как члену семьи педагога, работающего в сельской местности, меры социальной поддержки не предоставлялись, справкой МОУ " ***" подтверждено, что Мокрецовой З.Б. произведен перерасчет, ей с 01.03.2011 года предоставляется льгота по оплате электроэнергии без учета члена семьи Мокрецова А.А.
В заявлении в суд Мокрецов А.А. просил обязать Терруправление предоставить ему меры социальной поддержки с 01.03.2011 года, т.е. с того времени, когда меры социальной поддержки как члену семьи педагога, работающего в сельской местности, ему уже не предоставлялись.
Таким образом, Мокрецов А.А. использовал свое право ветерана выбирать основание для предоставления ему мер социальной поддержки, предусмотренное п. 3 ст. 13 ФЗ "О ветеранах".
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Доводы ТУ Минсоцразвития о том, что МОУ " ***" неверно произведен перерасчет по коммунальным платежам Мокрецовой З.Б. (не произведен перерасчет по газоснабжению) при рассмотрении настоящего дела правового значения не имеют.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району на решение Кунгурского городского суда Пермского края от 13 мая 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.