Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Бузмаковой О. В. и судей Ворониной Е.И., Лапухиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 24 августа 2011 года дело по кассационной жалобе Мочаловой Л.А. на решение Соликамского городского суда Пермского края от 23 июня 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично. Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г.Соликамске и Соликамском районе Пермского края:
включить в стаж, дающий Мочаловой Л.А. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по под. 20 п. 1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской федерации" с 01.04.1991 года по 30.04.1992 года в должности ** скорой медицинской помощи городской больницы N **, с 01.05.1992 года по 02.09.1994 года, с 17.09.1994 г. по 31.10.1999 года в должности ** по приему вызовов и передаче их выездным бригадам станции скорой медицинской помощи.
Мочаловой Л.А. в иске о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по под.20 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской федерации" с 18.04.2011 года отказать.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Ворониной Е.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мочалова Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Соликамске и Соликамском районе Пермского края с требованиями о признании незаконным решения пенсионной комиссии в части исключения периодов работы с 01.04.1991 года по 30.04.1992 года в должности ** скорой помощи городской больницы N **, с 01.05.1992 года по 02.09.1994 года, с 17.09.1994 года по 15.04.2011 года в должности ** по приему вызовов и передачи их выездным бригадам скорой медицинской помощи, возложении обязанности включить спорные периоды в специальный стаж и назначить пенсию по старости с 18.04.2011 года, указывая, что решением от 29 апреля 2011 года ей было неправомерно отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с под п.20 пункта 1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Не согласившись с указанным решением, истица просит признать его незаконным в части исключения спорных периодов из специального стажа, включить спорный период в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и назначить пенсию с 18 апреля 2011 года.
В судебном заседании истица на иске настаивает по доводам искового заявления.
Представитель ответчика Ц. с иском не согласна, отказ истице в назначении пенсии по старости считает правомерным.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в части отказа в удовлетворении исковых требований просит Мочалова Л.А. В обоснование жалобы указывает на то, что суд не исследовал должным образом штатное расписание, в котором предусмотрена должность **. Согласно действовавшему до 01.11.1999 года правовому регулированию работа в должности ** по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет. Должность ** предусмотрена Списками 1999 года и 2002 года. Истица имеет *** в течение полного рабочего дня осуществляла иную медицинскую деятельность. Отказ суда в удовлетворении требований основан на том, что Списками 2002 года не предусмотрена такая должность. Между тем, суд не учел положения ст.ст.15, 17, 18, 19, 55 Конституции РФ, позицию Конституционного Суда РФ.
В возражении на кассационную жалобу УПФ РФ (ГУ) в г.Соликамске и Соликамском районе указывается на несостоятельность доводов заявителя.
Судебная коллегия, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (п.п.20 п.1 ст.27). Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п.2 ст.27).
Суд, удовлетворяя исковые требования в части включения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы истицы с 01.04.1991 года по 30.04.1992 года, с 01.05.1992 года по 02.09.1994 года, с 17.09.1994 года по 31.10.1999 года правомерно исходил из того, что согласно действовавшему до 01.11.1999 года правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464) в трудовой стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, включалась работа в должности ** независимо от наименования должности, в том числе, работа в должности ** по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 01.11. 1999 года и не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности фельдшера по приему вызовов на станции скорой и неотложной медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Однако Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, не предусмотрено право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде станции скорой помощи, указанная должность в названном Списке не поименована.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Мочаловой Л.А. о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости, суд правомерно учел, что период работы в должности ** по приему вызовов и передачи их выездным бригадам скорой медицинской помощи по 15.04.2011 года не подлежит включению в специальный стаж. К моменту обращения с заявлением о назначении пенсии истица не имела необходимый стаж лечебной работы для назначения пенсии в соответствии с п.п.20 п. 1 ст.27 вышеназванного Закона, поэтому суд обоснованно отказал в иске.
Кроме того, как правильно указал суд из материалов дела, в том числе из должностной инструкции ** по приему вызовов и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи от 05.01.1998 года и от 20.12.2001 г., следует, что должностные обязанности ** по приему вызовов связаны практически только с диспетчерской работой, т.е. с организацией выездов бригад скорой помощи, что свидетельствует о том, что основная работа истицы не связана с осуществлением лечебной деятельности или иной деятельности по охране здоровья населения, предусмотренной вышеназванными нормами Закона и соответствующими нормативно-правовыми актами.
Доводы кассационной жалобы со ссылкой на нарушение конституционных прав нельзя признать состоятельными. В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из ст. 39 (ч. 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой ими работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение. Указанная правовая позиция высказана Конституционным Судом Российской Федерации в Определении N 197-0 от 18.06.2004 г.
Таким образом, при разрешении спора суд пришел к правильному выводу о том, что в судебном заседании не представлено бесспорных доказательств выполнения истицей в спорный период времени в должности ** по приему и передаче вызовов бригадам скорой медицинской помощи функций по оказанию медицинской помощи постоянно, в течение полного рабочего дня.
С учетом характера выполняемой истицей работы, положений указанных выше нормативных актов, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что у Мочаловой Л.А. отсутствует право на зачет в медицинский стаж периода работы в должности ** по приему и передаче вызовов с 01.11.1999 г. по 15.04.2011 г.
Судебная коллегия принимает во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в Определении от 19 марта 2009 г. N 310-О-О. Отказывая в принятии к рассмотрению жалобы гражданки, работавшей в должности фельдшера по приему вызовов муниципального медицинского учреждения "Городская клиническая станция скорой и неотложной медицинской помощи" в период с 01.01.98 г. по 07.12.05 г., Конституционный Суд РФ указал, что "после принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после 1 ноября 1999 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, гражданам предоставлялась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения. Основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности фельдшеров по приему вызовов станций скорой и неотложной медицинской помощи применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушает конституционные требования и согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П)".
Судом установлено и не оспаривалось истицей, что в спорный период она работала именно в должности ** по приему вызовов и передаче их бригадам скорой медицинской помощи, доказательств того, что Мочалова Л.С. работала в должности ** с осуществлением медицинской деятельности материалы дела не содержат, а потому доводы кассационной жалобы о том, что в Списки 1999 года и в Списки 2002 года включена должность ** правового значения не имеют. Иных доводов кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Мочаловой Л.А. на решение Соликамского городского суда Пермского края от 23 июня 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.