Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Няшина В.А., судей Мезениной М.В., Елецких О.Б., при секретаре Роговой Т.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования Фроловское сельское поселение Пермского района на решение Пермского районного суда Пермского края от 31 мая 2011 года, которым постановлено:
Иск Пермского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Возложить на МО Фроловское сельское поселение Пермского района обязанность разработать проект рекультивации земель в д. Б. Мось Фроловского с/п Пермского района Пермского края на земельном участке без кадастрового номера под возведенным на нем обводном канале реки Мось в срок до 01.08.2011г., провести в соответствии с проектом рекультивации земель засыпку канала длиной 200м, шириной 1,5 м, расположенного на территории прибрежной защитной полосы и водоохраной зоны реки Мось, по направлению вдоль дороги, в д. Б. Мось Фроловского с/п Пермского района Пермского края, сооруженного с целью спрямления русла реки Мось в срок до 01.09.2011г.
Заслушав доклад судьи Мезениной М.В., пояснения прокурора отдела прокуратуры Пермского края Кузнецовой С.Н., проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пермский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к МО "Фроловское сельское поселение" о возложении обязанности по разработке проекта рекультивации земель под каналом и засыпке обводного канала реки Мось в д.Большая Мось. В обоснование требований указал, что в ходе проверки установлено, что по территории д.Болыная Мось Фроловского сельского поселения протекает р.Мось. Земельный участок вокруг реки на кадастровом учете не состоит, находится в государственной собственности, права на которую не разграничены. На территории прибрежной защитной полосы и водоохраной зоны реки Мось, по направлению вдоль дороги сооружен канал с целью спрямления русла реки Мось. При этом разрешительная документация на проведение работ по строительству этого канала отсутствует. Решение на предоставление водного объекта в пользование отсутствовало в нарушение положений Водного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, ФЗ "Об охране окружающей среды", в связи с чем, указанная деятельность органа местного самоуправления является незаконной. 19.08.2010 года в отношении главы Фроловского сельского поселения Чекменева С.Н. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.14 КоАП РФ за нарушение правил водопользования при проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Представитель ответчика Администрации Фроловского сельского поселения в судебном заседании иск не признал, в возражении на иск указал, что выпрямление русла реки было произведено исключительно в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций.
Представитель третьего лица - Инспекции по охране окружающей среды и природопользования комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района Шмаков Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в части. Третье лицо - Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края в судебное заседание представителя не направила, извещена надлежащим образом, в отзыве на иск требования прокурора поддержали, просили о рассмотрении дела без их участия.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Администрация Фроловского сельского поселения просит решение суда отменить. Указывает, что судом не приняты во внимание фактические обстоятельства дела. Спрямление русла реки было произведено в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций по затоплению деревни. Судом не учтены положения пп. 4 п. 3 ст. 11 Водного кодекса РФ. Кроме того, в настоящее время заказан и разрабатывается проект изменения русла реки Мось. Рекультивация земель и засыпка обводного канала вновь приведет к затоплению.
Судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены решения суда (ст.347 ГПК РФ).
Общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и выводе из нее предприятий, сооружений и иных объектов, их эксплуатации сформулированы в статьях 34 - 39 главы VII "Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности" Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Статьей 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлены требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду. При этом, должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Строительство и реконструкция зданий, сооружений, и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды (ст. 37 указанного Закона).
Запрещается строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.
Статьей 61 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Ширина водоохраной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
до десяти километров - в размере пятидесяти метров;
от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;
от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
Согласно пункту 16 статьи 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Учитывая положения вышеприведенных правовых норм суд пришел к выводу о том, что для осуществления работ по спрямлению русла реки р. Мось необходимо было оформить разрешение на предоставление данного водного объекта в пользование в связи с проведением дноуглубительных, взрывных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов. Пакет материалов по водопользованию должен был быть подготовлен в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 844 (ред. от 04.03.2009) "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование", регламентирующего порядок предоставления водного объекта в пользование. Кроме того, проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей, среды и законодательства о градостроительной деятельности и подлежит обязательной государственной экологической экспертизе.
В судебном заседании судом первой инстанции установлено, что по состоянию на 09.08.2010 года решение о предоставлении водного объекта (река Мось) в пользование отсутствует. Материалы по водопользованию на рассмотрение в Министерство Природных ресурсов Пермского края не поступали, на момент издания главой Фроловского сельского поселения распоряжения - 19.02.2010 года "Об организации безаварийного пропуска паводковых вод в 2010 году", включающего в себя работы по спрямлению русла реки Мось, решение на предоставление водного объекта в пользование отсутствовало.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик при строительстве канала, сооруженного с целью спрямления русла р. Мось, допустил нарушение экологических требований, чем нарушены права неопределенного круга лиц.
При этом суд обоснованно признал несостоятельными доводы ответчика о том, что спрямление русла реки произведено в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций.
В силу пункта 3 статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу администрации муниципального образования Фроловское сельское поселение Пермского района на решение Пермского районного суда Пермского края от 31 мая 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.