Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Бузмаковой О.В.,
Судей Валуевой Л.Б., Косенковой Г.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 04 июля 2011 года гражданское дело по кассационной жалобе Кондюрина В. Н. на решение Осинского районного суда Пермского края от 31 мая 2011 года, которым постановлено:
"В иске Кондюрину В. Н. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Осинском районе Пермского края о признании решений комиссии указанного управления по назначению пенсий: от 11.02. 2011г. N 32, от 08.11. 2010 года N 306, от 19.02.2010 года N 81 незаконными, включении в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости периодов работы:
с 28.07.1975г. по 02.10.1975г.- в качестве *** т/х " ***" в Чайковском РЭБ,
с 19.04.1976г. по 05.01.1978г.- в качестве *** Левшино Камского речного пароходства,
с 15.01.1978г. по 14.03.1978г.- в качестве *** Левшино Камского речного пароходства,
с 01.04.1978г. по 11.04.1980г.- в качестве *** Левшино Камского речного пароходства,
с 12.03.2004 г. по 20.12.2008 г. в качестве *** "СП-16" МУП " ***" Осинского района,
с 20.04.2009г. по 31.12.2009г. в качестве *** "СП"-16 МУП " ***" Осинского района, всего 9 лет 5 месяцев 23 дней, назначении и выплате досрочной трудовой пенсии по старости отказать в полном объеме."
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Валуевой Л.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кондюрин В. Н. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Осинском районе Пермского края о признании решений комиссий N ** от 19.02.2010 г., от 08 ноября 2010 года N **, от 11.02. 2011г. N ** незаконными, включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов трудовой деятельности и возложении обязанности по назначению пенсии. Просил обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж для назначения и выплаты пенсии по старости досрочно указанные им периоды работы в плавсоставе на судах речного флота и в МУП " ***" г.Оса, а также обязать ответчика выплачивать трудовую пенсию с момента обращения в Пенсионный фонд за назначением пенсии, то есть с 01 января 2010 года, поскольку считает, что работа в плавсоставе на указанных судах дает ему право на досрочную трудовую пенсию по старости.
Заявленные требования мотивировал следующим: работал на судах речного транспорта, неоднократно обращался в ПФ для досрочного назначения пенсии по старости по пп.9 п.1 ст.27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Решением комиссии по назначению пенсий от 19.02.2010 года N ** в специальный стаж Кондюрину В.Н. был включен период работы с 28.07.1975г. по 02.10.1975г.- в качестве рулевого-моториста т/х " ***" в Чайковском РЭБ, всего 2 месяца 6 дней. Не были включены следующие периоды работы:
с19.04.1976г. по 09.06.1977г.- в качестве *** порта Левшино Камского речного пароходства,
с 10.06.1978г. по 15.04.1978г.- в качестве *** порта Левшино Камского речного пароходства,
с 16.04.1977г. по 15.04.1979г.-в качестве *** порта Левшино Камского речного пароходства,
с 16.04.1979г. по 09.09.1979г.- в качестве *** порта Левшино Камского речного пароходства;
с 21.04.1980 г. по 28.07.1982 г. - в качестве *** т/х "СП-17" порт Пермь;
с 29.07.1982 г. по 07.07.1983 г. - в качестве *** "СП-16" порт Пермь,
с 08.07.1983 г. по 02.01.1985 г. - в качестве *** "СП-16" порт Пермь,
с 25.12.1987 г. по 20.08.1992 г. - в качестве *** на т/х "СП-16" Осинский порт Камского речного пароходства,
с 21.08.1992 г. по 01.08.1995 г. - в качестве *** "СП-16" Чайковского речного порта,
с 02.08.1995 г. по 07.05.1999 г. - в качестве *** "СП-16" Осинское МПО ЖКХ,
с 12.03.2004 г. по 20.12.2008 г. - в качестве *** "СП-16" МУП " ***" Осинского района.
Решением комиссии по назначению пенсий от 09.04.2010г.N ** Кондюрину В.Н. включены в специальный стаж периоды работы с 19.04.1976г. по 09.06.1977г.- в качестве *** порта Левшино Камского речного пароходства,
с 10.06.1978г. по 15.04.1978г.- в качестве *** порта Левшино Камского речного пароходства,
с 16.04.1977г. по 15.04.1979г.-в качестве *** Левшино Камского речного пароходства,
с 16.04.1979г. по 09.09.1979г.-в качестве *** Левшино Камского речного пароходства; итого 4 года 1 месяц 4 дня.
Решением комиссии по назначению пенсий от 08 ноября 2010 года N ** в назначении пенсии Кондюрину В.Н. было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа работы.
В специальный стаж не зачтены периоды:
с 06.01.1978г. по 14.01.1978г., 15.03.1978г. по 31.03.1978г. в связи с академическим отпуском в связи с обучением;
с 21.04.1980 г. по 28.07.1982 г. - в качестве *** т/х "СП-17" порт Пермь,
с 29.07.1982 г. по 07.07.1983 г. - в качестве *** "СП-16" порт Пермь,
с 08.07.1983 г. по 02.01.1985 г. - в качестве *** "СП-16" порт Пермь,
с 25.12.1987 г. по 20.08.1992 г. - в качестве *** на т/х "СП-16" Осинский порт Камского речного пароходства,
с 21.08.1992 г. по 01.08.1995 г. - в качестве *** "СП-16" Чайковского речного порта,
с 02.08.1995 г. по 07.05.1999 г. - в качестве *** "СП-16" Осинское МПО ЖКХ,
с 12.03.2004 г. по 20.12.2008 г. в качестве *** "СП-16" МУП " ***" Осинского района.
с 20.04.2009г. по настоящее время в качестве *** "СП"-16 МУП " ***" Осинского района
В судебном заседании Кондюрин В.Н. на иске настаивал.
Представитель ответчика иск не признала.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Кондюрин В.Н., полагая его незаконным и необоснованным.
Полагает, что суд поверхностно изучил материалы дела, выводы суда не соответствуют имеющимся доказательствам и фактическим обстоятельствам. Суд не принял во внимание все имеющиеся материалы, в частности, справку МУП " ***", пояснения работодателя о работе на переправе. Суд ошибочно квалифицировал "переправную" линию работы парома в "пригородную". Суд не учел сложности, характерные для работы переправы, в связи с чем выводы суда об отсутствии на переправе психоэмоционального и физического напряжения не соответствуют действительности.
В возражениях на кассационную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения.
Проверив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно -вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет).
Согласно ст.96 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ маршруты перевозок пассажиров в зависимости от условий перевозок, их продолжительности, протяженности маршрутов перевозок пассажиров и качества предоставляемых пассажирам услуг подразделяются на следующие виды: транспортные - транзитные, местные, пригородные, внутригородские маршруты перевозок пассажиров и переправы.
Согласно Правил плавания по внутренним водным путям РФ, утвержденных Приказом Минтранса России от 14.10.2002г. N 129, судно, предназначенное для регулярной перевозки сухопутных транспортных средств, грузов и пассажиров между береговыми пунктами именуется паромом.
Согласно п.8.3.3.Правил технической эксплуатации речного транспорта, утвержденных и введенных в действие с 12 января 1974 г. Приказом министра речного флота РСФСР N 2 от 3 января 1973 г., линии, предназначенные для перевозки пассажиров, разделяются: а) по видам сообщения на:
транзитные - между пунктами одного или нескольких пароходств, обслуживаемые флотом, приписанным преимущественно к управлениям пароходств;
местные - между пунктами, расположенными в районах деятельности портов-пристаней и пассажирских агентств, обслуживаемые приписанным к ним флотом;
пригородные - между городами и тяготеющими к ним дачными и другими пригородными пунктами протяженностью до 100 км, а при обслуживании скоростным флотом -до 150 км; внутригородские - между пунктами в черте города;
переправные - между двумя пунктами на противоположных берегах в районах пересечения с речными путями автомобильных дорог;
б) по скорости движения судов и условиям поездки - на:
экспрессные и скорые, обеспечивающие повышенные скорости перевозки пассажиров и более комфортабельные условия;
скоростные - обслуживаемые судами, имеющими технические скорости свыше 30 км/ч;
пассажирские - все прочие линии;
в) по характеру поездки и условиям обслуживания пассажиров - на: транспортные - предназначенные для обеспечения транспортных связей между
пунктами одного или нескольких пароходств, продвижении судов на линиях по заранее опубликованным расписаниям и продаже билетов во всех предусмотренных расписаниями в пунктах посадки пассажиров или непосредственно на судах.
Из материалов дела следует: Кондюрин В.Н., ***, работал на судах речного транспорта в плавсоставе. 31.12.2009г. Кондюрин В.Н. впервые обратился в отделение пенсионного фонда для назначении досрочной пенсии по старости. Решением комиссии от 19.02.2010г. N ** ему было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием специального стажа. Последующими решениями комиссии Кондюрину В.Н. вновь было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Согласно записей в трудовой книжке истец работал в период с 12.03.2004 г. по 20.12.2008 г. в качестве *** " ***" МУП " ***" Осинского района, с 20.04.2009г. по настоящее время в качестве *** " *** МУП " ***" Осинского района.
Вступившим в законную силу решением Осинского районного суда от 07.09.2010г. Кондюрину В.Н. отказано в иске о включении в специальный стаж периодов работы:
с 21.04.1980 г. по 28.07.1982 г. - в качестве *** т/х " ***" порт Пермь,
с 29.07.1982 г. по 07.07.1983 г. - в качестве *** " ***" порт Пермь,
с 08.07.1983 г. по 02.01.1985 г. в качестве *** " ***" порт Пермь,
с 21.08.1992 г. по 01.08.1995 г. - в качестве *** " ***" Чайковского речного порта, всего 12 лет 4 месяца 29 дней.
Определением Осинского районного суда от 31.05.2011 года на основании абз.З ст.220 ГПК РФ прекращено производство по делу в части исковых требований истца о включении в специальный стаж периодов работы:
с 21.04.1980 г. по 28.07.1982 г. - в качестве *** т/х " ***" порт Пермь,
с 29.07.1982 г. по 07.07.1983 г. - в качестве *** " ***" порт Пермь,
с 08.07.1983 г. по 02.01.1985 г. в качестве *** " ***" порт Пермь,
с 21.08.1992 г. по 01.08.1995 г. - в качестве *** " ***" Чайковского речного порта.
Определением Осинского районного суда от 31.05.2011 года производство по делу в части исковых требований истца о включении в специальный стаж периодов с 06.01.1978г. по 14.01.1978г.,15.03.1978г. по 31.03.1978г. -академического отпуска в связи с обучением; периодов работы с 02.08.1995 г. по 07.05.1999 г. в качестве *** "СП-16" Осинское МПО ЖКХ прекращено в связи с отказом истца от иска в данной части исковых требований.
Решением комиссии по назначению пенсий управления пенсионного фонда РФ(ГУ) в Осинском районе Пермского края от 09.04.2010 года N ** в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости истцу включены в специальный стаж периоды работы:
с 28.07.1975г. по 02.10.1975г.- в качестве *** т/х " ***" в Чайковском РЭБ
с 19.04.1976г. по 05.01.1978г.- в качестве *** Левшино Камского речного пароходства,
с 15.01.1978г. по 14.03.1978г.- в качестве *** Левшино Камского речного пароходства,
с 01.04.1978г. по 11.04.1980г.- в качестве *** Левшино Камского речного пароходства.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что истец работал на судне СП-16 по маршруту пригородного сообщения, поскольку один из пунктов маршрута находится в пределах одного муниципального образования, в связи с чем по характеру перевозок т/х СП-16 относится к группе судов пригородного сообщения; выполнение работы на судне, совершающим рейсы между городом и населенным пунктом в пределах одного муниципального образования на расстоянии не более 3-х км, то есть фактически на маршруте пригородного сообщения, не может быть отнесено к работе с особыми условиями труда, дающей право на досрочное назначение пенсии.
В обоснование своих выводов суд сослался на следующее.
Согласно классификационному свидетельству СП - 16 регистровый номер **паром самоходный для перевозки машин и пассажиров, пассажировместимостью 85 человек, эпизодическое плавание допускает перевозку пассажиров в зоны отдыха в количестве 350 человек, с продолжительностью рейса 2 часа в один конец и относится к внутригородским и пригородным судам.
В соответствии с Приказом Камского речного пароходства N 385 от 12.12.1984 года "О приписке флота на баланс и хозяйственно - техническое обслуживание предприятиям пароходства" (приложение 6) пассажирское судно "СП-16" передано на баланс порта Оса, вид работы которого - переправа.
Согласно протоколу N ** ФГУ" ***", которым согласованы акватории и створ паромной переправы МУП " ***" Осинского района, назначение паромной переправы МУП " ***" Осинского района определено -для перевозки автомашин и пассажиров. Поскольку паром швартуется к причалам переправы в районе г. Осы и селения ****, это относится к пригородному сообщению согласно указанных выше Правил (транспортные и экскурсионно- прогулочные маршруты, если один из пунктов маршрута находится в другом населенном пункте).
Согласно акту проверки N ** от 23.12.2009 г. Кондюрин В.Н. работал на теплоходе "СП-17" порта Пермь и на теплоходе "СП-16" порта Пермь пристань Оса: переправа.
Согласно Уставу МУП " ***" одним из предметов деятельности данного предприятия является деятельность по перевозке пассажиров и грузов с использованием СП-16 на переправе ***.
Согласно справке МУП " ***" N ** от 21.01.2010г. теплоход СП-16 относится к группе судов пригородного и внутригородского сообщения. Приказы об отнесении к должностям плавсостава не издавались.
Согласно справке ОАО " ***" от 17.08.2009 года N ** теплоход СП-16 относился к группе судов внутригородского и пригородного сообщения и не относился к судам служебно - вспомогательного флота, к портовым судам, постоянно работающим на акватории порта, судам транзитного флота.
Оценивая собранные по делу доказательства, суд отверг справку ООО " ***" от 14.04.2010 года, согласно которой теплоход СП-16 по своему назначению не относится к портовым судам, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения, работал за пределами акватории порта на грузо-пассажирских перевозках (на переправе ***) на расстоянии 200 км от порта приписки", указав, что указанные в ней сведения опровергаются другими имеющимися доказательствами.
Выводы суда являются обоснованными и мотивированными.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильности постановленного решения и не влекут его отмену.
Из п.п. 9 п. 1 ст. 27 ФЗ N 173 следует, что трудовая пенсия по старости назначается досрочно плавсоставу тех судов, которые выполняют работы согласно их предназначению, за пределами акватории порта. Это обусловлено тем, что данная работа производится в длительном отрыве от берега и тяжелых природно-климатических условиях. Плавсостав судов, работающих на акватории порта, судов, задачей которых является обслуживание и обеспечение других судов и деятельности персонала судовладельца, судов внутригородского и пригородного сообщения правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не пользуются, так как работа плавсостава этих судов протекает в других условиях и в другом режиме.
Истец в оспариваемые периоды был занят на работах в плавсоставе на теплоходе СП-16, который выполняет работы на переправе пассажиров и грузов на линии ***. Суда, выполняющие работы на переправе, относятся к судам пригородного сообщения, внутригородского сообщения или к служебно-вспомогательным и не являются судами специального назначения.
Выводы суда о том, что паром швартуется к причалам в районе г. Оса и селения ****, что относится к пригородному сообщению, соответствуют представленным доказательствам. Указанное обстоятельство не дает права на льготное пенсионное обеспечение.
Доводы кассационной жалобы, проверенные судебной коллегией, опровергаются вышеизложенным, не свидетельствуют о неправильности выводов суда.
Правовых доводов, влекущих отмену решения суда по основаниям ст.ст. 362-364 ГПК РФ, кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, кассационная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Кондюрина В. Н. на решение Осинского районного суда Пермского края от 31 мая 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.