Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Бузмаковой О.В., судей Косенковой Г.В., Валуевой Л.Б., при секретаре Торсуковой Т.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 6 июля 2011 года дело по кассационной жалобе Порошина П.А. на решение Свердловского районного суда г. Перми от 16 марта 2011 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Порошина П.А.( ошибочно указано" А.") к ГУВД по Пермскому краю о взыскании задолженности по недоплате пенсии, возложении обязанности, возмещении морального вреда, отказать
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Косенковой Г.В., пояснения Порошина П.А., представителя истца- Ч. ,судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Порошин П.А. обратился в суд с иском к ГУВД по Пермскому краю о взыскании задолженности, возложении обязанности, возмещении морального вреда мотивируя требования тем, что с 25 октября 1978 г. по 31 октября 1993года он проходил военную службу в ****. 1 ноября 1993 года был направлен для прохождения службы в МВД, в исправительно-трудовую колонию для содержания и лечения осужденных, инфекционно больных и содержания осужденных с пожизненным сроком N ** в г. ****. На службе в ИТК находился в период с 1 ноября 1993 г по 15 декабря 1994 года и был уволен в связи с достижением возраста,дающего право на досрочный выход на пенсию. Вся служба проходила в районах Крайнего Севера, а именно в ****. Стаж службы на момент увольнения составлял 16 лет 1 месяц 20 дней, в льготном исчислении-20 лет 2 месяца 4 дня. По достижению возраста, пенсия была назначена с учетом районного коэффициента, предусмотренного для районов Крайнего Севера и выплачивалась до ноября 1996года,т.е в течение почти двух лет после выхода на пенсию. После переезда на постоянное место жительства в г. Оса Пермского края была переведена и выплачивается по настоящее время в г. Оса с 4 ноября 1996года,но без учета северного коэффициента. Считает, что по действующему законодательству имеет право на получение пенсии с учетом районного коэффициента за службу в районах Крайнего Севера. Просит возложить на ответчика обязанность выплачивать пенсию с учетом районного коэффициента, установленного к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Обязать ответчика произвести перерасчет пенсии за период с 1996г. по день вынесения решения судом с применением районного коэффициента, установленного к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования. Представитель ответчика считал иск не подлежащим удовлетворению.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого поставлен вопрос в кассационной жалобе Порошиным П.А. По мнению автора жалобы решение является незаконным и необоснованным. Суд необоснованно не принял во внимание то обстоятельство, что его выслуга в календарном исчислении составляет 16 лет 1 месяц. 20 дней следовательно, он,как военный пенсионер, прослуживший с районах Крайнего Севера и приравненной к нему местности более 15 календарных лет, имеет право на сохранение к пенсии за выслугу лет северного коэффициентов случае выезда на другое место жительства. Действиями ответчика ему причинен моральный вред.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения. В соответствии с ч. 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов жалобы.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
К числу законов, определяющих условия и порядок пенсионного обеспечения, относится и Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется специальным законом -Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым определяются условия назначения пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся (в силу специфики военной службы как особого вида федеральной государственной службы) от аналогичных параметров трудовых пенсий; пенсии за выслугу лет, как правило, назначаются при требуемой выслуге военной службы независимо от возраста, а их размеры значительно выше размеров трудовых пенсий и подлежат перерасчету при увеличении денежного довольствия военнослужащих.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" за пенсионерами из числа лиц. указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего районного коэффициента, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть вторая введена Федеральным законом от 28.11.1995 N 186-ФЗ; до этого времени законом такого права не было предусмотрено вообще).
Частью 3 статьи 48 названного Закона предусмотрено, что военным пенсионерам, прослужившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с данным Законом, исчисляются с применением районного коэффициента (его предельный размер составляет 1,5) независимо от времени обращения за назначением пенсии (часть третья введена Федеральным законом от 10.01.2002 N 3-ФЗ; до этого законом такого права не было предусмотрено вообще).
Законодатель при определении условий сохранения для лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, размеров пенсий, исчисленных с учетом районного коэффициента, вправе установить такой порядок исчисления требуемой продолжительности службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в указанных районах и местностях, который будет отличаться от порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсий данной категории граждан.
При исчислении указанной календарной выслуги применяется Перечень районов Крайнего Севера и местностей приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г N 1029
Как следует из материалов дела, все периоды, указанные в расчете, истец проходил службу в ****, который в соответствии с Перечнем относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Общая выслуга лет истца в календарном исчислении составляет 16 лет 01 месяц 20 дней.
Следовательно, истец, прослуживший в местности, приравненной к районам Крайнего Севера менее 20 календарных лет, права на исчисление (сохранение) к пенсии за выслугу лет и по инвалидности районного коэффициента, установленного к заработной плате рабочих и служащих, в случае выезда в местности, где к заработной плате рабочих и служащих указанный коэффициент не установлен, не имеет, в связи с чем у суда не было оснований к удовлетворению заявленных требований.
Таким образом, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, судом правильно применены нормы материального права и полно установлены значимые для разрешения спора обстоятельства, в связи с чем оснований для отмены решения суда, в том числе по доводам жалобы, которые сводятся к повторению правовой позиции, изложенной в суде первой инстанции и основанной на неправильном толковании норм материального права, не имеется.
Руководствуясь статьей 361 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Порошина П.А. на решение Свердловского районного суда г. Перми от 16.03.2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.