Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Треногиной Н. Г.,
судей Лапухиной Е. А., Веретновой О. А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 27 июля 2011 года дело по кассационной жалобе Бабиковой Н. В. на решение Чайковского городского суда Пермского края от 16 июня 2011 года, которым постановлено:
"Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Чайковском Пермского края зачислить Бабиковой Н. В. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, период нахождения на курсах повышения квалификации с 30.09.1991 г. по 26.10.1991 г. (00-00-27).
Отказать в удовлетворении иска Бабиковой Н. В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Чайковском Пермского края о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периоды работы с 02.12.1984 г. по 23.08.1987 г. в качестве *** " ***", с 01.10.1993 г. по 28.04.1999 г. в качестве ***, отказать в назначении трудовой пенсии по старости с 29.06.2010 г.
Взыскать в пользу Бабиковой Н. В. с Управления Пенсионного фонда РФ в г. Чайковском Пермского края расходы на оплату услуг представителя 500 руб., госпошлину 50 руб., всего 550 руб."
Заслушав доклад судьи Веретновой О. А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бабикова Н. В. предъявила иск Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чайковском Пермского края, указав, что имеет необходимый специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности, однако решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в городе Чайковском от 21 июля 2010 года (протокол N 13\1) ей в назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста было отказано, в связи с отсутствием требуемого специального стажа, поскольку в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии не зачтены периоды работы в должности *** в колхозе " ***" с 02.12.84 г. по 23.08.1987 г., в должности ***, с 30.09.91 г. по 26.10.91 г. -нахождение на курсах повышения квалификации.
Истица, полагая отказ в назначении пенсии незаконным, просила суд обязать ответчика включить указанные периоды в специальный стаж и признать право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с 29 июня 2010 года.
В судебном заседании истец и его представитель на удовлетворении иска настаивали.
Ответчик иск не признал.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Бабикова Н. В., ссылаясь на его незаконность, указывая на то, что она работала в колхозе " ***" *** в кабинете первичного медицинского осмотра, этот кабинет был передан колхозу на основании договора аренды. Суд не учел, что Списками, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 781, было предусмотрено, что учитывается период работы в должности *** без указания конкретного места работы. Работа в должности *** ответчиком не оспаривалась, место работы ***.
Суд необоснованно отказал в зачете периода работы в должности *** в детском саду в лечебный стаж, поскольку в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением N 1066, правовой позиции Конституционного и Верховного Судом Российской Федерации этот период подлежит включению в специальный стаж, так как в этот она осуществляла лечебную деятельность.
В отзыве на кассационную жалобу представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в ней ( пункт 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Бабикова Н. В. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чайковском Пермского края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением пенсионного органа от 21 июля 2010 года в удовлетворении указанного заявления было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Согласно указанному решению стаж Бабиковой Н. В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составил 23 года 4 месяца 14 дней вместо требуемого специального стажа 30 лет.
В специальный стаж не были включены периоды работы Бабиковой Н. В. в должности *** в колхозе " ***" с 02.12.84 г. по 23.08.97 г., *** с 01.10.93 г. по 28.04.99 г., период нахождения на курсах повышения квалификации с 30.09.91 г. по 26.10.91 г. и в отпуске без сохранения заработной платы с 07.04.10 г. по 11.04.10 г., поскольку, как указано в решении пенсионного органа, она осуществляла свою трудовую деятельность в должности, не предусмотренной Списком ( медицинский работник), не в учреждениях здравоохранения, а в иных учреждениях, наименование и вид которых не предусмотрены соответствующими Списками.
Отказывая в удовлетворении иска в части включения в стаж работы Бабиковой Н. В. дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периода работы в колхозе " ***" суд первой инстанции руководствовался действовавшим до 1 октября 1993 года Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства". Указанным Списком такая организация как колхоз не была отнесена к учреждениям ( организациям), работа в которых засчитывалась в специальный лечебный стаж.
Также не был отнесен колхоз к учреждениям здравоохранения или санитарно -эпидемиологическому учреждению принятыми Правительством Российской Федерации более поздними Списками.
Отказывая в требовании о включении в лечебный стаж периода работы *** с 01.10.93 г. по 28.04.99 г., суд первой инстанции исходил из того, что действовавшим до 1 октября 1993 года Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" было предусмотрено включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности *** (независимо от наименования должности) в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Названный Перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений. После 01 октября 1993 года работа в указанной должности в детском саду зачету в лечебный стаж не подлежала.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, которыми регулируется порядок предоставления названных гарантий и компенсаций.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 20 пункта I статьи 27 названного Федерального закона (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 этого же Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Однако, ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, ни действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", ни Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими работниками в колхозах, а также ***, детских садах и детских комбинатах.
Медицинские работники таких организаций как колхозы, а также ***, *** таких учреждений как детские ясли, детские сады, детские комбинаты в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены.
В Номенклатуру учреждений здравоохранения колхозы, детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены.
При изложенных обстоятельствах в специальный стаж работы Бабиковой Н. В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обоснованно не подлежали включению периоды работы *** в колхозе " ***" и *** после 01 октября 1993 года, поскольку с 1 октября 1993 года было введено в действие Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции следует признать правомерными.
В связи с отсутствием необходимого стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", права на указанную пенсию у Бабиковой Н. В. не имеется.
Доводы кассационной жалобы судебной коллегией отклоняются, поскольку, ссылаясь на то, что в колхозе " ***" Бабикова Н. В. работала в ***, она никаких доказательств суду не представила. Напротив, из имеющихся в деле документов ( копии трудовой книжки, архивной справки) следует, что она была принята на работу в колхоз " ***" *** и работала в колхозе в спорный период до перевода на должность *** в поликлинику. Как указано выше действовавшими Списками не была предусмотрена должность - ***, а колхоз не был отнесен к лечебным или санитарно -эпидемиологическим организациям (учреждениям).
Доводы кассационной жалобы о не согласии с выводами суда относительно не включения в лечебный стаж периода работы *** в *** не состоятельны. Как указано выше, такое учреждение как детский сад не предусмотрено в Списках как учреждение, работа в котором засчитывается в специальный лечебный стаж.
При таком положении, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения состоявшегося решения.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чайковского городского суда Пермского края от 16 июня 2011 года по доводам, изложенным в кассационной жалобе Бабиковой Н. В., оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.