Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Толстиковой М.А., судей Ивановой Т.В. и Сергеева В.А., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по кассационной жалобе Министерства социального развития Пермского края на решение Очёрского районного суда Пермского края от 14 июня 2011 года, которым постановлено:
возложить на Министерство социального развития Пермского края обязанность включения Печенкина А. Ф. в списки граждан на предоставление субсидии для приобретения жилья за счёт средств федерального бюджета и предоставления указанной субсидии.
В остальной части требований отказать
Заслушав доклад судьи Ивановой Т.В., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Печенкин А.Ф. обратился в суд с иском о признании незаконным отказ администрации Очёрского городского поселения в обеспечении жилым помещением; обязании Министерства социального развития Пермского края включить в списки граждан на предоставление субсидии на приобретение жилья; обязании ответчиков предоставить субсидию на приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета по тому основанию, что он является участником Великой Отечественной войны и инвалидом, нуждается в улучшении жилищных условий, поэтому имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Истец в судебном заседании участия не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель администрации Очёрского городского поселения в письменном объяснении иск не признал, представитель участия в судебном заседании не принимал.
Представитель Министерства финансов РФ в судебном заседании участия не принимал, в письменном объяснении иск не признал.
Представитель Правительства Пермского края и Министерства социального развития Пермского края в судебном заседании участия не принимал, иск в письменном объяснении не признал.
Судом постановлено вышеприведённое решение, об отмене которого в кассационной жалобе просит Министерство социального развития Пермского края, указывая на нарушения судом норм материального права, поскольку истец не относится к категории лиц, которым во внеочередном порядке предоставляется субсидия для приобретения жилого помещения за счёт средств федерального бюджета. Суд не учёл, что занимаемое истцом жилое помещение в установленном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 порядке не признано не пригодным для проживания. Суд не учёл, что собственник жилого помещения несет бремя содержания своего имущества, а в силу ст. 86-88,89 ЖК РФ обеспечение жилыми помещениями взамен непригодных для проживания осуществляется органами местного самоуправления за счёт средств местных бюджетов.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (ст. 347 Гражданского процессуального кодекса РФ), оснований для его отмены не нашла.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Печенкин относится к военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, является участником войны и инвалидом 2 группы. Постановлением главы Очёрского городского поселения N 179 от 04.06.2010 г. истец был поставлен на учёт как лицо нуждающееся в жилом помещении, поскольку он проживает в жилом помещении не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Установив изложенные обстоятельства, основываясь на положениях ст. 2, 14, 15, 17 ФЗ РФ "О ветеранах" Постановления Правительства Пермского края от 02.03.2007 N 21- п, суд пришел к выводу о том, что истец имеет право на предоставление ему мер социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения вне очереди.
Судебная коллегия нашла, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, нормы материального права, проанализированные в решении, применены правильно, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке, не имеется.
Как следует из материалов дела письмом N 493 от 26.03.2010 администрации Очерского городского поселения истец был снят с учёта как лицо, нуждающееся в жилом помещении, на том, основании, что статьей 17 Закона РФ "О ветеранах" не предусмотрено обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, названных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Закона " О ветеранах", признанных инвалидами поскольку занимаемое истцом жилое помещение не является служебным.
Статьей 1 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" установлена такая категория ветеранов, как ветераны Великой Отечественной войны.
В силу подп. " з " подп.1 п.1 с ст. 2 Федерального Закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", к ветеранам Великой Отечественной войны отнесены участники Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев.
Перечень мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны определен в ст. 15 Закона " О ветеранах", согласно подпункта 3 пункта 1 ст. 15 Закона участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются такие меры социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения;
Пунктом 2 этой же статьи Закона установлено, что участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.
Таким образом, пунктом 2 ст. 15 ФЗ " О ветеранах" установлено правило о предоставлении участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), мер социальной поддержки инвалидов войны, при этом, из буквального содержания названного пункта следует, что в качестве субъектов, на которых распространяется указанное правило, названы участники Великой Отечественной войны - без разделения на категории, установленные в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Закона, следовательно, такое правило распространяется и в отношении участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, названных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Закона " О ветеранах".
В соответствии с подпунктом 4 п.1 ст. 14 ФЗ "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно пункта 1 статьи 23.2 Федерального закона " О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 -19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу пункта 2, 4, 6 этой же статьи средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются на счета субъектов РФ; форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ.
Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005г. N 614 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
На территории Пермского края, в целях реализации статьи 23.2 ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", статьи 28.2 ФЗ от 24.11. 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также в целях создания единого правового пространства, Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007г. N 21-П, утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в частности участников Великой Отечественной войны, включая военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев- п.п. 1.2.1 раздела 1 Порядка.
Согласно п.4.1. названного Порядка меры социальной поддержки по обеспечению жильем указанным в пункте 1.2.1 гражданам предоставляются в форме субсидий на приобретение (строительство) жилого помещения путем выдачи жилищного сертификата или ЕДВ на приобретение (строительство) жилого помещения, размер которой ( ЕДВ) определяется исходя из общей площади жилья - 36 квадратных метров, а также средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой приказом Министерства регионального развития Российской Федерации ( п.1.2.1., п. 3.6 Порядка)
Постановку граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляют органы местного самоуправления Пермского края в соответствии с жилищным законодательством- п.3.1. Порядка;
Организация работы по предоставлению мер социальной поддержки в части формирования сводных списков граждан, подготовки проектов распоряжений Правительства Пермского края о предоставлении субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам в соответствии с законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период, осуществляется Министерством социального развития Пермского края.
Таким образом, из анализа приведенных выше норм материального права следует, что для применения мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с изменениями внесенными ФЗ от 21.12.2009 г. N 327 и действующей с 03.01.2010г. ) и вышеназванным Указом Президента РФ (в редакции от 09.01.2010), Постановления Правительства Пермского края от 02.03.2007г. N 21-П, участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, должны обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета, независимо от даты постановки на учет нуждающихся, и в соответствии с Порядком, установленном Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007г. N 21-П
Поскольку из установленных по делу обстоятельств следует, что Печенкин А.Ф., относится к категории лиц, имеющих право на льготы, установленные ст. 14 ФЗ " О ветеранах" для инвалидов Великой Отечественной войны, занимает жилое помещение, непригодное для проживания, суд обоснованно посчитал, что заявленные истцом требования основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих вопросы социальной поддержки в сфере жилищных отношений той категории лиц, к которым относится истец, поэтому правомерно удовлетворил иск.
Доводы кассационной жалобы отмену решения не влекут, поскольку сводятся к иному толкованию норм материального права, с которыми по вышеизложенным мотивам судебная коллегия основания согласиться не нашла.
Ссылки в жалобе на то, что жилое помещение, занимаемое истцом, не признано не пригодным для проживания в установленном порядке, обоснованными не являются, поскольку опровергаются материалами дела. Вопрос о несоответствии жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещением разрешен в соответствии со своей компетенцией решением Межведомственной комиссией в заключении от 27.01.2010, какие - либо убедительных данные, опровергающие содержащиеся в заключении сведения, ответчиками представлены не были.
Утверждения в жалобе о том, что вопросы обеспечения жилыми помещениями относятся в соответствии с Жилищным кодексом РФ к вопросам местного значения, поэтому выплата субсидии должна производиться за счёт местного бюджета, также на незаконность решения не указывают, поскольку на нормах действующего законодательства с учётом вышеприведенной правовой позиции они не основаны.
Иных правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Министерства социального развития Пермского края на решение Очёрского районного суда Пермского края от 14 июня 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.