Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Треногиной Н.Г., судей Панковой Т.В., Мехоношиной Д.В., при секретаре Шейко Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 18 июля 2011 года дело по кассационной жалобе Антропова Л.Г., Лавриненко Т.Ф., Хотулевой П.В. на решение Добрянского районного суда Пермского края от 15 апреля 2011 года, которым постановлено:
"В иске Лавриненко Т.Ф., Антропову Л.Г., Хотулевой П.В. к Администрации Полазненского городского поселения, Оборину Н.А., Администрации Добрянского муниципального района о признании незаконной постановку на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером ** площадью 1000, 4 кв.м., категория земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Пермский край, **** и аннулировать сведения о данном земельном участке, а именно: площадь, категория земель, разрешенное использование, местоположение границ участка, и исключить их из государственного кадастра недвижимости; признании права собственности на земельный участок за Лавриненко Татьяной Федоровной на 3/8 доли, за Антроповым Л.Г. - на 7/16 доли, за Хотулевой П.В. на 3/16 доли земельного участка площадью 1000,4 кв.м., категория: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Пермский край, ****, без выдела в доли в натуре, отказать".
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Мехоношиной Д.В., пояснения представителя ФГУ " организация 1" - Глухих А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Антропов Л.Г., Лавриненко Т.Ф., Хотулева П.В. обратились в суд с иском к Администрации Полазненского городского поселения, Оборину Н.А. незаконной постановку на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером **, площадью 1000, 4 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: ****, просили аннулировать сведения о данном земельном участке, а именно: площадь, категория земель, разрешенное использование, местоположение границ участка, и исключить их из государственного кадастра недвижимости; признать право собственности за Лавриненко Т.Ф. на 3/8 доли, за Антроповым Л.Г. на 7/16 доли, за Хотулевой П.В. на 3/16 доли земельного участка, площадью 1000,4 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: ****, без выдела долей в натуре (л.д. 190-193 т. 1).
Требования мотивированы тем, что они являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: ****, при доме имеется земельный участок; за домом числилась земля площадью 0, 25 га. Являясь наследниками имущества Опарова В.Ф., они не смогли приобрести весь земельный участок в собственность, т.к. в период оформления документов в 2009 году им стало известно, что часть земельного участка площадью 1000, 4 кв.м. передана администрацией Полазненского городского поселения в аренду Оборину Н.А. сроком на 3 года, а затем в аренду на 11 месяцев - до 19.04.2011 года; при межевании спорного земельного участка в нарушении норм закона с ними не были согласованы границы спорного земельного участка. На момент подачи Обориным Н.А. заявления о проведении межевания спорного земельного участка, он не располагал правоустанавливающими документами на земельный участок; основанием для государственного кадастрового учета являются правоустанавливающие документы на земельный участок и документы о межевании земельных участков, следовательно, спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет незаконно. Администрацией Полазненского городского поселения без законных оснований была передана в аренду часть их придомового земельного участка. 31.06.2006 года в газете " ***" было опубликовано извещение о предстоящем предоставлении земельных участков на территории Полазненского городского поселения через организацию и проведение торгов, однако публикации о проведении торгов не было и самих торгов не было, фактически в аренду был передан земельный участок площадью 1000, 4 кв.м. Они, как собственники жилого дома, имеют исключительное право на приватизацию земельного участка, расположенного при доме, поэтому за ними должно быть признано право собственности на спорный земельный участок в долях пропорционально долям в праве собственности на домовладение.
В судебном заседании истец Антропов Л.Г., представитель истцов Лавриненко Т.Ф., Хотулевой П.В. на заявленных требованиях настаивали.
Представитель ответчика Оборина Н.А. С иском не согласился.
Оборин Н.А. В судебное заседание не явился.
Представитель привлеченного судом в качестве соответчика ФГУ " организация 1" с иском не согласился.
Администрация Добрянского муниципального района, Администрация Полазненского городского поселения Администрация своих представителей в судебное заседание не направили.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в кассационной жалобе просят истцы, ссылаясь на то, что материалами дела подтверждается, что при жизни Опаров Ф.Д. пользовался земельным участком площадью 2 631 кв.м., Оборин Н.А. После смерти Опарова Ф.Д. с разрешения истцов разместил на части земельного участка пасеку. Суд не учел, что в соответствии со ст.20 (действовавшего на момент постановки земельного участка на кадастровый учет) Федерального закона "О государственном земельном кадастре", ст. 17 Федерального закона "О землеустройстве", п.п.6, 9., 11, п.18.1. Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003 года, п.8 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996 года, с истцами, как с лицами, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, необходимо было согласовать межевание. В акте согласования вместо подписи истцов стоит подпись представителя Полазненской администрации. В заявлении Оборина Н.А. указан правоустанавливающий документ, который был выдан позднее написания самого заявления. Таким образом, спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет незаконно. Кроме того, истцы не могли знать о предоставлении земельного участка в аренду, поскольку в объявлении, опубликованном в газете " ***" 31.05.2006 года, невозможно определить местоположение предоставляемого земельного участка.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность решения суда в пределах этих доводов (ч. 1 ст.347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено, что 29.10.2007 года Добрянским районным судом признано право собственности истцов на доли в жилом доме, расположенном по адресу: ****, в порядке наследования за Опаровым В.Ф., умершим 22.07.2005 года.
21.12.2007 года произведена регистрация права собственности истцов на доли в праве собственности на жилой дом (л.д.4-7 т.1).
Опаров Ф.Д. при жизни право собственности на земельный участок площадью 0, 25 га. не оформил, границы земельного участка не установил.
30.06.2006 года Оборин Н.А. обратился в ООО " организация 2" с заявлением о выполнении работ по межеванию земельного участка.
17.07.2006 года Постановлением главы администрации Полазненского городского поселения N 94 утвержден проект границ спорного земельного участка площадью 1000, 4 кв.м., который предоставлен Оборину Н.А. в аренду (л.д.20 т.1).
21.02.2007 года между Администрацией Добрянского муниципального района и Обориным Н.А. заключен договор аренды спорного земельного участка сроком с 21.02.2007 года по 21.02.2010 года (л.д. 112-117 т. 1).
20.05.2010 года между Администрацией Добрянского муниципального района и Обориным Н.А. заключен договор аренды спорного земельного участка сроком с 20.05.2010 года по 19.04.2011 года (л.д.98-110 т. 1).
10.12.2010года Администрацией Добрянского муниципального района принято постановление N 1523 о предоставлении земельного участка в собственность Оборину Н.А. (л.д. 163).
12.01.2010года проведена регистрация права собственности Оборина Н.А. на спорный земельный участок (л.д. 188).
В соответствии со ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что на момент проведения межевания спорного земельного участка истцы не являлись собственниками домовладения, оставшегося после смерти Опарова Н.Ф., соответственно обязанность согласовывать с ними границы земельного участка, предоставленного Оборину Н.А. впоследствии в аренду, у Оборина Н.А. отсутствовала.
Кроме того, суд исходил из фактически сложившегося порядка пользования земельным участком.
Оценивая законность процедуры межевания земельного участка, суд пришел к выводу о том, что при отсутствии у истцов оформленных прав на домовладение, согласование с ними границы земельного участка не требуется.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 70 Земельного Кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 года N 221-ФЗ " О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет объектов недвижимости, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о государственном кадастре недвижимости, признается юридически действительным.
Согласно ст. 43 Закона о государственном кадастре недвижимости (в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ) до 1 января 2013 года устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее в настоящей статье -переходный период). В переходный период положения настоящего Федерального закона не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и государственный учет таких объектов недвижимости осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (далее - ранее установленный порядок осуществления государственного учета). Особенности осуществления такого учета в переходный период могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости. Такие кадастровые паспорта должны оформляться в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Из изложенного следует, что до 1 января 2013 года государственный учет таких объектов недвижимости осуществляется в порядке, установленном ранее нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда.
В соответствии со ст. 17 Федерального Закона "О государственном земельном кадастре" от 02.01.2000 года N 28-ФЗ ( утратившем силу с 01.01.2007 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 13.05.2008 года N 66-ФЗ) на всей территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках. Сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов геодезических и картографических работ, землеустройства, лесоустройства, иных обследований и изысканий. Сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) этих прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр.
В соответствии со ст. 19 указанного ФЗ государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике. Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. Указанные в пункте 2 настоящей статьи документы должны быть надлежащим образом оформлены. Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел. Государственный кадастровый учет земельных участков проводится в течение месяца со дня подачи заявки о проведении государственного кадастрового учета определенного земельного участка. В результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков заявителям выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков. Плата за проведение государственного кадастрового учета земельных участков с заявителей не взимается.
Документы о межевании земельных участков (описание) оформляются в соответствии с требованиями к оформлению документов о межевании, предоставляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденными приказом Федеральной службы земельного кадастра от 02.10.2002 г. N П/327.
Описание представляет собой документ, оформляемый на основании материалов межевания и (или) иной землеустроительной документации о формировании вновь образуемых (образовании новых) земельных участков или уточнении сведений о ранее учтенных земельных участках. При оформлении описаний используется градостроительная и иная документация, содержащая необходимые для государственного кадастрового учета земельных участков сведения.
Описание должно содержать сведения о местоположении, площади, категории земель и разрешенном использовании земельных участков, а также описание границ земельных участков и их отдельных частей.
Описание состоит из разделов и подразделов, включаемых в Единый государственный реестр земель при постановке земельных участков на государственный кадастровый учет либо при внесении изменений в сведения государственного земельного кадастра о ранее учтенных земельных участках. Состав разделов описания состоит из чертежа земельных участков, который содержит графическое описание земельных участков и их частей в объеме, необходимом для внесения этих сведений в государственный реестр земель кадастрового района; описания границ, состоящего из текстового описания положения на местности всех образуемых при межевании участков границ, показанных на чертеже границ земельных участков в объеме, необходимом для внесения этих сведений в государственный реестр земель кадастрового района; сведений о земельных участках, содержащих описание характеристик земельных участков в объеме, предусмотренном для внесения этих сведений в государственный реестр земель кадастрового района. Помимо разделов (подразделов) в состав описания входят титульный лист и приложение, включаемые в кадастровое дело.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ, распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального Закона о государственном земельном кадастре моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.
Согласно п. 4. ст. 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Суд правильно исходил из того, что перечень документов, необходимых для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, указанный в п. 2 ст. 19 Закона государственном земельном кадастре, является исчерпывающим, истребование иных документов законодательством РФ не предусмотрено, полномочия по осуществлению проведения территориального землеустройства, в том числе по согласованию границ земельного участка со смежными землепользователями и осуществлению контроля за его проведением органу кадастрового учета предоставлены не были, в связи с чем на момент постановки земельного участка на кадастровый учет учреждение не имело полномочий по проверке достоверности представленных документов по согласованию границ земельных участков.
Установив, что постановка спорного земельного участка на кадастровый учет произведена в соответствии с законодательством РФ, является законной, суд пришел к выводу о необоснованности заявленного требования о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета.
Исковые требования о признании права собственности на спорный земельный участок удовлетворению не подлежат, поскольку избранный истцами способ защиты права, при наличии зарегистрированных за Обориным Н.А. прав на земельный участок, не является основанием для утраты ответчиком права собственности, и соответственно, не порождает возникновение таких прав у истцов.
Иные доводы кассационной жалобы основанием к отмене решения суда не являются, в связи с чем в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.199, 361, ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Добрянского районного суда Пермского рая от 15 апреля 2011 года по доводам кассационной жалобы Антропова Л.Г., Лавриненко Т.Ф., Хотулевой П.В. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.