Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе : председательствующего Гилевой М.Б. и судей Абашевой Д.В., Сергеева В.А.
при секретаре Кармановой Ж.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 10 августа 2011 года дело по кассационной жалобе администрации Александровского муниципального района Пермского края на решение Александровского городского суда Пермского края от 20 июня 2011 года, которым постановлено: Обязать администрацию Александровского муниципального района Пермского края предоставить Савиной С.А. и её детям: сыну Савину П.В., дата рождения, дочери Савиной С.В., дата рождения вне очереди за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, благоустроенное жилое помещение на территории Ливийского городского поселения по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее установленной нормы предоставления.
В иске о возложении обязанности на Министерство финансов Правительства Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края произвести оплату необходимых денежных средств для приобретения органам местного самоуправления жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Савиной С.А. отказать.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Гилевой М.Б., объяснения прокурора Кузнецовой С.Н., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Александровска обратился в суд с иском в интересах Савиной С.А. к администрации Александровского муниципального района Пермского края, к Министерству финансов Правительства Пермского края о возложении обязанности на Министерство финансов Правительства Пермского края произвести перевод необходимых денежных средств для приобретения органом местного самоуправления жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Савиной С.А., о возложении обязанности на орган местного самоуправления за счет средств, перечисленных Министерством финансов Правительства Пермского края на приобретение жилого помещения для Савиной С.А., приобрести жилое помещение и предоставить его вне очереди на условиях договора социального найма Савиной С.А.
В обоснование своих требований прокурор указал, что истец является лицом из числа детей-сирот, так как до достижения возраста 18 лет она осталась без попечения единственного родителя, в связи с тем, что ее мать лишена родительских прав, сведения об отце внесены в свидетельство о рождении по указанию матери. Постановлением главы администрации г. Александровска N 354 от 20.12.1993 года несовершеннолетняя Савина С.А. направлена в детский дом. Указанным постановлением за несовершеннолетней закреплено жилое помещение по адресу, ****. Согласно постановлению администрации г. Александровска N 1056 от 18.07.2005 года в связи с тем, что закрепленное за Савиной С.А. жилое помещение по адресу: **** снесено, из постановления главы администрации г. Александровска N 354 от 20.12.1993г. исключен пункт о закреплении жилого помещения. На основании постановления главы администрации г. Александровска N 1181 от 12.08.2005 года Савина С.А. поставлена на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении.
В дальнейшем прокурор исковые требования уточнил, просил обязать Министерство финансов Правительства Пермского края произвести перевод необходимых денежных средств для приобретения органом местного самоуправления жилое помещения и предоставления его по договору социального найма Савиной С.А. на состав семьи из трех человек, о возложении обязанности на администрацию Александровского муниципального района за счет средств перечисленных Министерством финансов Правительства Пермского края на приобретение жилого помещения для Савиной С.А. приобрести на территории Яйвинского городского поселения благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее установленной нормы предоставления и предоставить его вне очереди на условиях договора социального найма Савиной С.А. на семью из трех человек.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.
Истец Савина С.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддержала.
Представитель администрации Александровского муниципального района Пермского края в судебное заседание не явился, был извещен судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства..
Представитель Министерства финансов Пермского края в судебное заседание не явился,просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители Министерства социального развития Пермского края, Министерства жилищно - коммунального хозяйства, администрации Яйвинского городского поселения, ТУ Министерства социального развития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому району в судебное заседание не явились, были судом извещены.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе администрация Александровского муниципального района указывая, что судом нарушены нормы материального права, суд неправильно применил закон, подлежащий применению, неправильно истолковал закон.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в кассационной жалобе администрации Александровского муниципального района в силу следующего.
Положениями частей 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой ( попечительством ), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
На основании ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 "Правил учета детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении", утвержденных Указом Губернатора Пермской области N 170 от 22.06.2000 года дети - сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям - сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Законом Пермского края от 14.07.2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещенийгосударственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения гражданам предоставляются с учетом членов их семей.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 года N 2621-580 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан", органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан в соответствии с федеральным и областным законодательством: выдача областных жилищных сертификатов, предоставление субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством.
Как следует из материалов дела и установлено судом, матерью Савиной С.А., дата рождения является Ф., которая решением Александровского городского суда Пермской области от 16.02.2005 года была лишена в отношении дочери родительских прав. Сведения об отце в актовой записи о рождении Савиной С.А. записаны со слов матери. Установив указанные обстоятельства, суд обоснованно посчитал, что Савина С.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку до достижения возраста 18 лет она осталась без попечения единственного родителя в связи с лишением матери родительских прав. На основании постановления главы администрации г. Александровска N 1181 от 12.08.2005 года Савина С.А. была поставлена на учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как нуждающаяся в жилом помещении. Какого - либо иного жилья по праву пользования либо принадлежащего ей на праве собственности, Савина С.А. не имеет.
Разрешая заявленные требования, суд правильно применил приведенные выше положения законодательства, и, установив, что Савина С.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, состоит на учете нуждающихся в администрации г. Александровска с августа 2005 года по списку детей -сирот, но до настоящего времени не обеспечена жилым помещением, пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что требования прокурора о возложении обязанности на администрацию Александровского муниципального района по предоставлению Савиной С.А. благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма не ниже установленной социальной нормы на семью из 3 - х человек, являются правомерными.
При этом, суд правильно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения на орган местного самоуправления, поскольку предоставление Савиной С.А. жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям ст. ст. 5 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что администрация Александровского муниципального района является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу не могут быть приняты во внимание. Данные доводы не могут явиться основаниями к отмене решения, поскольку о его незаконности не свидетельствуют. При этом следует принять во внимание то обстоятельство, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию Александровского муниципального района в силу п. 2 Положения "О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденного Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года N 16-п, поскольку эти полномочия делегированы администрации муниципального района Правительством Пермского края.
Разрешая спор, суд правильно установил обстоятельства дела, правильно применил нормы материального и гражданского процессуального права, оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.
Доводы кассационной жалобы не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу администрации Александровского муниципального района на решение Александровского городского суда Пермского края от 20 июня 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.