Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Гилевой М.Б. и судей Ворониной Е.И., Нечаевой Н.А. при секретаре Кармановой Ж.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 15 августа 2011 г. дело по кассационной жалобе Сабурова Д.Л. на решение Березниковского городского суда Пермского края от 24 июня 2011 года, которым постановлено:
Взыскать с Сабурова Д.Л., дата рождения, уроженца ****, налог на имущество физических лиц за 2009 год в сумме 169 323, 35 руб., за 2010 год в сумме 169 901, 30 руб., пени по налогу на имущество физических лиц - 2 765, 52 руб. на счет N ** в ГРКЦ ГУ Банк России по Пермскому краю, БИК **, получатель ИНН ** УФК по Пермской области (Межрайонной инспекции ФНС N ** по Пермскому краю), ОКАТО **, КБК налога **, КБК пени **).
Взыскать с Сабурова Д.Л. госпошлину в местный бюджет в сумме 6 619,90 руб.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Ворониной Е.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция ФНС ** по Пермскому краю обратились в суд с иском к Сабурову Д.Л. о взыскании налога на имущество физических лиц и пени указывая, что ответчик в нарушение налогового законодательства не исполнил в установленный срок обязанность по уплате налога. Несмотря на то, что Сабурову Д.Л. были направлены заказным письмом налоговые уведомления сумма налога до настоящего времени в бюджет не поступила. Просит взыскать с Сабурова Д.Л. налог на имущество физических лиц за 2009 год в сумме 169 323, 35 руб., за 2010 год в сумме 169 901, 30 руб., пени по налогу на имущество физических лиц - 2 765, 52 руб.
В судебном заседании представитель истца настаивала на заявленных требованиях.
Ответчик Сабуров Д.Л. с иском не согласился, полагая, что истцом неверно определена налоговая база и применена ставка налога. Представитель ответчика поддержал позицию доверителя.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Сабуров Д.Л., ссылаясь на то, что суд в основу решения положил недостоверные доказательства налоговой базы и обоснованности применения налоговой ставки. Налоговая база истцом исчислена из суммы 11.334.436 руб., причем она одинакова как за 2009 год, так и за 2010 год, хотя износ динамика стоимости цен на строительную продукцию и прочее изменяется, т.е. суммарная инвентаризационная стоимость должна изменяться. Истец в силу ст.56 ГПК РФ должен был доказать правомерность применения налоговой базы и обоснованность расчета. Ответчиком представлен расчет о рыночной стоимости объекта недвижимости, составной частью которого является определение рыночной стоимости затратным методом, что составило 5.051.000 руб. данное доказательство свидетельствует о недостоверности представленных истцом доказательств. Согласно выписке из реестра объектов капитального строительства ФГУП Ростехинвентаризация Федеральное БТИ от 21.06.2011 года суммарная инвентаризационная стоимость определена 6.389.082 руб. данный документ отвергнут судом по формальным основаниям. Суд в решении указал, что инвентаризация было проведена лишь в 1998 году, следовательно сумма инвентаризационной стоимости с 2008 года не может быть достоверной. Суд должен был назначить экспертизу для определения инвентаризационной стоимости, в качестве третьего лица должны были быть привлечены органы технической инвентаризации.
Истцом ставка налога 1,5% применена неверно, поскольку не представлено доказательств того, что помещение является нежилым, используется под офисы, магазины и другие предпринимательские цели. Истцом таких доказательств не представлено, ставка была применена только на основании данных свидетельства о праве собственности.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда. В соответствии с частью 1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
На основании ст. 5 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" исчисление налогов производится налоговыми органами.
Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
На основании пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 (в редакции от 28.11.2009 года) "О налогах на имущество физических лиц" ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов недвижимости.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Сабуров Д.Л. является плательщиком налога на имущество физических лиц, поскольку в 2009 и 2010 годах являлся собственником недвижимого имущества: здания, расположенного по адресу: ****, (л.д. 5), инвентаризационная стоимость которого по данным ЦТИ в 2009 г. и в 2010 г. составила 11334436 руб
Ответчику в соответствии со ст. 70 НК РФ были направлены заказной корреспонденцией требования N 32392 от 23.09.2010 года, N 36715 от 21.10.2010 года и N 40480 от 23.11.2010 года об уплате налога, сбора, пени, штрафа. Срок исполнения данного требования был установлен в течение восьми дней со дня получения (л.д. 6, 8, 10). На момент составления искового заявления требования N 32392 от 23.09.2010 года, N 36715 от 21.10.2010 года и N40480 от 23.11.2010 года об уплате налога, сбора, пени, штрафа Сабуровым Д.Л. исполнены частично платёжным поручением N 687 от 07.04.2011 года в сумме 693, 19 руб.
До настоящего времени сумма налога на имущество физических лиц в бюджет не поступила, что подтверждается выпиской из лицевого счета по состоянию расчетов на 21.06.11 г., не оспаривается ответчиком.
Порядок определения инвентаризационной стоимости содержится в Порядке оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденном Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 4.04.1992 г. N 87, оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации (п. 1.4 Порядка).
Пунктом 3.1 Порядка установлено, что в целях обложения налогом на имущество физических лиц оценка производится по их инвентаризационной стоимости.
Определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляет по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки (пункт 3.2).
Судом было установлено, что налоговый орган, располагая расчетом инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности Сабурову Д.П., который был произведен ГУП ЦТИ, произвел начисление налога на имущество физических лиц, который был предъявлен к уплате ответчику за 2009 и 2010 года. Данное обстоятельство позволило суду прийти к правильному и обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку для целей налогообложения правильно была применена инвентаризационная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2009 года и 01.01.2010 года.
В связи с чем, суд правомерно не принял во внимание представленный ответчиком отчет о рыночной стоимости объектов недвижимости.
Доводы кассационной жалобы со ссылкой на отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости не свидетельствуют о незаконности выводов суда, поскольку каких-либо самостоятельных требований о признании незаконными действий органов технического учета по определению инвентаризационной стоимости объектов недвижимости Сабуровым Д.Л. не заявлялось. Стоимость объектов недвижимости по представленному отчету определена на 2011 год, что не может быть принято во внимание.
Согласно Решению Березниковской городской Думы N21 от 30.08.2005 г. "О ставках и льготах по налогу на имущество физических лиц" ставка налога на имущество физических лиц, суммарная инвентаризационная стоимость которого свыше 500 тыс. руб. составляет 1%
Ставка налога на нежилые производственные, торговые и бытовые помещения, а также на жилые дома и квартиры, переведенные в нежилые помещения и используемые под офисы, магазины и другие цели, увеличивается на 50%, но не может превышать максимально установленную Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 (с учетом изменений и дополнений) "О налогах на имущество физических лиц" ставку налога.
Доводы кассационной жалобы о том, что для применения указанной ставки налога необходимо представить доказательства использования нежилых помещений в предпринимательских целях следует признать необоснованными, поскольку данное обстоятельство, о котором указывает заявитель не усматривается из текста правового акта. Поскольку принадлежащие ответчику объекты недвижимости являются нежилыми, при исчислении налога на имущество физических лиц налоговым органом правильно применена как налоговая база так и налоговая ставка.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции являются правильными, доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, что не влечет отмену постановленного решения суда.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Сабурова Д.Л. на решение Березниковского городского суда Пермского края от 24 июня 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.