Постановление Президиума Пермского краевого суда от 19 августа 2011 г.
(Извлечение)
Президиум Пермского краевого суда в составе:
председателя Бестолкова А. И.
членов президиума Суворова С.А. Куницына А.В., Яркова В.М., Елисеевой Е.Н., Акуловой И.Р.
при секретаре Орловой А.С.
рассмотрел гражданское дело по иску Поповцевой В.П. к Межрайонному территориальному управлению N2 Министерства социального развития Пермского края о признании незаконным отказа в предоставлении денежной компенсации за жилищно-коммунальные услуги, как ветерану труда; возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению, газоснабжению и водоотведению с 01 января 2010 года, переданное для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции по надзорной жалобе Межрайонного территориального управления N2 Министерства социального развития Пермского края определением судьи Пермского краевого суда Акуловой И.Р. от 29 июля 2011 года.
Заслушав доклад судьи Пермского краевого суда Акуловой И.Р., пояснения представителя Министерства социального развития Пермского края, президиум
УСТАНОВИЛ:
Поповцева В.П. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа МТУ N 2 Минсоцразвития Пермского края в предоставлении с 1.01.2010 года компенсации за коммунальные услуги, как ветерану труда, и возложении обязанности по предоставлению в денежной форме мер социальной поддержки как ветерану труда. Свои требования мотивировала тем, что она имела льготу в виде компенсации расходов в размере 50% оплаты за водоотведение, водоснабжение и газ, как ветеран труда до 1.01.2010 года. Имеет льготы и как учитель-пенсионер сельской местности. Считает, что меры социальной поддержки различны по своему содержанию, и законодательство не исключает случаев предоставления в разных формах мер социальной поддержки по разным основаниям.
Решением Карагайского районного суда Пермского края от 1 марта 2011 года постановлено признать отказ Межрайонного территориального управления N 2 Министерства социального развития Пермского края в предоставлении с 1.01.2010 года Поповцевой B. П. компенсации за жилищно-коммунальные услуги, как ветерану труда, незаконным.
На Межрайонное территориальное управление N 2 министерства социального развития Пермского края возложена обязанность предоставить с 1.01.2010 года Поповцевой В.П. в денежной форме меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению, газоснабжению и водоотведению, как ветерану труда.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 12 апреля 2011 года решение Карагайского районного суда Пермского края от 1 марта 2011 года по заявлению Поповцевой В.П. к Межрайонному территориальному управлению N 2 Министерства социального развития Пермского края о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки и возложении обязанности их предоставления как ветерану труда -оставлено без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
В надзорной жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 17 июня 2011 года, Межрайонное территориальное управление N2 Министерства социального развития Пермского края просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, указывая, что разделение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг законом не предусмотрено. Поповцевой В.П. могут предоставляться меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг только по одному основанию, либо как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, либо как ветерану труда. Обжалуемые решения влекут выплату компенсации по одной мере социальной поддержки в двойном размере.
В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Президиум находит надзорную жалобу Межрайонного территориального управления N2 Министерства социального развития Пермского края обоснованной, решение Карагайского районного суда Пермского края от 1 марта 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 12 апреля 2011 года в удовлетворения исковых требований подлежащими отмене в связи с нарушениями норм материального права.
Меры социальной поддержки ветеранам труда регулируются Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (ст.ст. 12-13), на региональном уровне положениями закона Пермской области от 30.11.2004 N1830-388 "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" (ст.ст. 1,2).
Меры социальной поддержки педагогическим работникам, вышедшим на пенсию и продолжающим работать в образовательном учреждении сельской местности, регулируются Законом Российской Федерации N 3266-1 от 10.07.1992 "Об образовании" (ст.55), на региональном уровне Законом Пермского края N628-ПК от 01.06.2010 "О социальной поддержке педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" (ст.ст. 1,2).
Перечисленными законами субъекта предусмотрено право ветерана труда на получение меры социальной поддержки в виде 50% скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и т.д.), и право педагогических работников, пенсионеров из их числа, проживающих в домах независимо от вида жилищного фонда, на получение ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг: отопления и освещения, компенсируемых в пределах норм потребления и социальных норм.
Указанные меры социальной поддержки ветеранам труда, педагогическим работникам и пенсионерам из их числа предоставляются в форме ежемесячной денежной компенсации.
Как видно по делу, Поповцева В.П. является ветераном труда и педагогом, работавшим в сельской местности (л.д. 5, 8-10).
До 1.01.2010 года ей предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, газоснабжение) в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" (л.д. 14, 19).
С 1.01.2010 года Межрайонное территориальное управление N2 Министерства социального развития Пермского края отказало Поповцевой В.П. в получении мер социальной поддержки как ветерану по тем основаниям, что она пользуется мерами социальной, как специалист бюджетного учреждения, проживающий в сельской местности.
Поповцева В.П., являясь педагогическим работником сельской местности, вышедшим на пенсию, пользуется мерой социальной поддержки в виде возмещения расходов по содержанию и ремонту жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг в виде отопления и освещения жилого помещения.
Как ветеран труда Поповцева В.П. до 1.01.2010 года пользовалась мерами социальной поддержки в виде 50 % скидки на оплату водоснабжения, водоотведения, газоснабжения. С 01.01.2010 года в получении мер социальной поддержки как ветерану труда ответчиком отказано в связи с получением Поповцевой В.П. меры социальной поддержки как педагогическому работнику.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что меры социальной поддержки, предоставляемые педагогу-пенсионеру и ветерану труда, не тождественны ввиду различного объема компенсируемых услуг.
Указанный вывод суда основан на неправильном толковании норм материального права.
При вынесении решения суды не учли, что федеральным и региональным законодательством разделение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг между собой по видам и объему услуг не предусмотрено, так как это единый неделимый комплекс социальной поддержки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01 апреля 2009 г. N 44-Г09-5).
В связи с этим, Поповцевой В.П. в силу п.2 ст. 1 Закона Пермской области N1830-388 и п. 3 ст.1 Закона Пермского края N628-ПК мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг может быть предоставлена только по одному основанию (как педагогическому работнику, либо как ветерану труда) по выбору Поповцевой В.П.
Предоставление социальной поддержки лицам, имеющим право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки не может расцениваться как ущемляющее права граждан (определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 года N 1019-0-0).
Получение гражданами мер социальной поддержки по нескольким основаниям до 1.01.2010 года не свидетельствует о праве на их получение в настоящее время, поскольку федеральное законодательство и законы субъекта Российской Федерации положений о предоставлении одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям ранее не содержали.
Неправильное толкование норм материального права влечет предоставление Поповцевой В.П. мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг из средств бюджета Пермского края в двойном размере, нарушает баланс публичных и частных интересов, что является фундаментальным нарушением правовых норм, повлиявшим на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов ответчика.
В связи с тем, что судом первой и второй инстанции допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, то вынесенные судебные постановления подлежат отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Решение Карагайского районного суда Пермского края от 1 марта 2011 года вступило в законную силу 12 апреля 2011 года и с указанной даты подлежало исполнению. Выплата Поповцевой В.П. ежемесячной денежной компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг как ветерану труда могла производится до настоящего момента в полном объеме.
Перечень дел, по которым в случае отмены решения суда в порядке надзора не допускается поворот исполнения решения, если отмененное решение не было основано на сообщенных истцом ложных сведениях или представленных им подложных документах, установлен ч. 3 ст. 445 ГПК РФ. Дело о взыскании денежных сумм, связанное с выплатой пособий, в этот перечень не включено.
Вместе с тем, суммы денежной компенсации, полученные истцом на основании впоследствии отмененного решения, могут рассматриваться в качестве неосновательного обогащения, не подлежащего возврату при отсутствии недобросовестности со стороны гражданина или счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).
В связи с этим оснований для поворота исполнения решения и взыскании с истца выплаченных сумм президиум не находит.
Руководствуясь п.5 ч.1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Карагайского районного суда Пермского края от 1 марта 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 12 апреля 2011 года по делу по иску Поповцевой В.П. к Межрайонному территориальному управлению N 2 Министерства социального развития Пермского края о признании незаконным отказа в предоставлении денежной компенсации за жилищно-коммунальные услуги, как ветерану труда; возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению, газоснабжению и водоотведению с 01 января 2010 года - отменить.
Принять по делу новое решение, Поповцевой В.П. в удовлетворении иска отказать.
Прекратить предоставление Поповцевой В.П. меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению и газоснабжению, как ветерану труда с августа 2011 года.
Поворот исполнения решения не производить.
Председатель президиума А.И. Бестолков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.