Постановление Президиума Пермского краевого суда от 19 августа 2011 г.
(Извлечение)
Президиум Пермского краевого суда в составе:
председателя Бестолкова А. И.
членов президиума Суворова С.А.,Куницына А.В., Яркова В.М.,Елисеевой Е.Н., Акуловой И.Р.
при секретаре Орловой А.С.
с участием прокурора Малышевой Л.Н.
рассмотрел гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края в защиту интересов Катаева Г.Ф. и Катаевой К.Г. о возложении на Межрайонное территориальное управление N2 Министерства социального развития Пермского края обязанности по предоставлению мер социальной поддержки в виде компенсации по оплате коммунальных услуг ветеранам труда, переданное для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции по надзорной жалобе Министерства социального развития Пермского края определением судьи Пермского краевого суда Акуловой И.Р. от 29 июля 2011 года
Заслушав доклад судьи Пермского краевого суда Акуловой И. Р., пояснения представителя Министерства социального развития Пермского края, заключение прокурора Малышевой Л.Н. об отмене судебных постановлений, президиум
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением в защиту интересов Катаева Г.Ф. и Катаевой К.Г. о возложении на Межрайонное территориальное управление N2 Министерства социального развития Пермского края обязанности по предоставлению указанным гражданам мер социальной поддержки в виде компенсации по оплате коммунальных услуг как ветеранам труда с 01 января 2010 года.
В обоснование указал, что граждане, в чьих интересах он выступает, получали меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как педагоги, вышедшие на пенсию и проживающие в сельской местности, а также как ветераны труда. С 1 января 2010 года компенсация как ветеранам труда им не выплачивается, указывается, что предоставление мер социальной поддержки возможно только по одному основанию. Считает данный отказ незаконным, поскольку меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом "О ветеранах" и Федеральным законом "Об образовании" различны по своему содержанию и форме, поэтому граждане вправе получать льготы по обоим основаниям.
Решением Верещагинского районного суда Пермского края от 21 декабря 2010 года на Межрайонное территориальное управление N2 Министерства социального развития Пермского края возложена обязанность предоставить Катаеву Г.Ф. с 01 января 2010 года и Катаевой К.Г. с 01 июня 2010 года меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме, как ветеранам труда, в размере и порядке определенным законом.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 01 марта 2011 года решение Верещагинского районного суда Пермского края от 21 декабря 2010 года по заявлению прокурора Пермского края в интересах Катаева Г.Ф. и Катаевой К.Г. к Межрайонному территориальному управлению N2 Министерства социального развития Пермского края о предоставлении мер социальной поддержки оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В надзорной жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 07 июня 2011 года, Министерство социального развития Пермского края ставит вопрос об отмене судебных постановлений, вынесенных по делу в связи с существенным нарушением норм материального права. В обоснование указывает, что вывод суда о праве граждан на получение меры социальной поддержки по двум основаниям в связи с различной формой ее предоставления, не соответствует положениям п. 2 ст. 1 Закона Пермской области от 30.11.2004 года N1830-388 "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" и п. 3 ст. 1 Закона Пермского края от 01.06.2010 года N628-ПК "О социальной поддержке педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг", поскольку разделение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг законом не предусмотрено. Таким образом, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут предоставляться только по одному основанию, либо как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, либо как ветерану труда. Обжалуемые решения влекут выплату компенсации по одной мере социальной поддержки в двойном размере.
Согласно ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Президиум находит надзорную жалобу Министерства социального развития Пермского края обоснованной, решение Верещагинского районного суда Пермского края от 21 декабря 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 01 марта 2011 года подлежащими отмене в связи с нарушениями норм материального права.
Меры социальной поддержки ветеранам труда регулируются Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (ст.ст. 12-13), на региональном уровне положениями закона Пермской области от 30.11.2004 N1830-388 "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" (ст.ст.1,2).
Меры социальной поддержки педагогическим работникам, вышедшим на пенсию и продолжающим работать в образовательном учреждении сельской местности, регулируются Законом Российской Федерации N 3266-1 от 10.07.1992 "Об образовании" (ст.55), на региональном уровне Законом Пермского края N628-ПК от 01.06.2010 "О социальной поддержке педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" (ст.ст.1,2).
Перечисленными законами субъекта предусмотрено право ветерана труда на получение меры социальной поддержки в виде 50% скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и т.д.), и право педагогических работников, пенсионеров из их числа, проживающих в домах независимо от вида жилищного фонда, на получение ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг: отопления и освещения, компенсируемых в пределах норм потребления и социальных норм.
Указанные меры социальной поддержки ветеранам труда, педагогическим работникам и пенсионерам из их числа предоставляются в форме ежемесячной денежной компенсации.
Материалами дела установлено, что Катаев Г.Ф. является педагогическим работником, Катаева К.Г. является педагогическим работником, вышедшим на пенсию. Оба проживают в сельской местности и пользуются мерой социальной поддержки в виде денежной компенсации всех расходов по оплате жилого помещения, теплоснабжения и электроснабжения.
Как ветераны труда Катаев Г.Ф. до 01 января 2010 года и Катаева К.Г. до 01 июня 2010 года пользовались мерами социальной поддержки в виде льгот по оплате коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и вывозу твердых бытовых расходов.
С 01 января 2010 года и с 01 июня 2010 года соответственно, в получении мер социальной поддержки указанным гражданам как ветеранам труда отказано в связи с получением ими меры социальной поддержки как педагогическим работникам.
Удовлетворяя заявление прокурора в интересах Катаева Г.Ф. и Катаевой К.Г. суд исходил из того, что меры социальной поддержки, предоставляемые педагогу и педагогу-пенсионеру, проживающим в сельской местности, и ветерану труда, не тождественны ввиду различного объема компенсируемых услуг.
Указанный вывод суда основан на неправильном толковании норм материального права.
При вынесении решения суды не учли, что федеральным и региональным законодательством разделение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг между собой по видам и объему услуг не предусмотрено, так как это единый неделимый комплекс социальной поддержки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01 апреля 2009 г. N 44-Г09-5).
В связи с этим, гражданам, в чьих интересах выступает заместитель прокурора Пермского края, в силу п.2 ст.1 Закона Пермской области N1830-388 и п.З ст.1 Закона Пермского края N628-ПК мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг может быть предоставлена только по одному основанию (либо как педагогическому работнику, либо как ветерану труда) по выбору самих граждан.
Предоставление социальной поддержки лицам, имеющим право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки не может расцениваться как ущемляющее права граждан (определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 года N 1019-0-0).
Получение гражданами мер социальной поддержки по нескольким основаниям до 01 января 2010 года и до 01 июня 2010 года соответственно, не свидетельствует о праве на их получение в настоящее время, поскольку федеральное законодательство и законы субъекта Российской Федерации положений о предоставлении одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям ранее не содержали.
Неправильное толкование норм материального права влечет предоставление гражданам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг из средств бюджета Пермского края в двойном размере, нарушает баланс публичных и частных интересов, что является фундаментальным нарушением правовых норм, повлиявшим на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов ответчика.
Судом кассационной инстанции указанные нарушения исправлены не" были, поэтому решение суда первой инстанции и определение судебной коллегии подлежат отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Поскольку решение Верещагинского районного суда Пермского края от 21 декабря 2010 года вступило в законную силу 01 марта 2011 года, выплата Катаеву Г.Ф. и Катаевой К.Г. ежемесячной денежной компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг как ветеранам труда за период с 01 января 2010 года и с 01 июня 2010 года могла быть произведена в полном объеме.
Перечень дел, по которым в случае отмены решения суда в порядке надзора не допускается поворот исполнения решения, если отмененное решение не было основано на сообщенных истцом ложных сведениях или представленных им подложных документах, установлен ч. З ст. 445 ГПК РФ. Дело о взыскании денежных сумм, связанное с выплатой пособий, в этот перечень не включено.
Вместе с тем, суммы денежной компенсации, полученные истцом на основании впоследствии отмененного решения, могут рассматриваться в качестве неосновательного обогащения, не подлежащего возврату при отсутствии недобросовестности со стороны гражданина или счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).
В связи с этим оснований для поворота исполнения решения и взыскании с истца выплаченных сумм президиум не находит.
Отмена принятых по делу судебных постановлений вызвана необходимостью единообразного применения законодательства при назначении мер социальной поддержки одной и той же категории граждан и не свидетельствует о нарушении баланса между публичным интересом государства и гражданина, поскольку судебное постановление о предоставлении мер социальной продержки, педагогическим работникам, проживающим в сельской местности и являющимися ветеранами труда, то есть по двум основаниям, противоречит действующему законодательству.
В то же время отмена судебных постановлений не влечет поворот его исполнения в части выплаченных сумм, поскольку суммы денежной компенсации, полученные истцом на основании впоследствии отмененного решения, могут рассматриваться в качестве неосновательного обогащения, не подлежащего возврату при отсутствии недобросовестности со стороны гражданина или счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).
Руководствуясь п.5 ч.1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Верещагинского районного суда Пермского края от 21 декабря 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 01 марта 2011 года отменить.
Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления заместителя прокурора Пермского края о возложении на Межрайонное территориальное управление N2 Министерства социального развития Пермского края обязанности по предоставлению Катаеву Г.Ф. и Катаевой К.Г. мер социальной поддержки и оплате коммунальных услуг в денежной форме как ветеранам труда в размере и порядке, определенным законом.
Прекратить предоставление Катаеву Г.Ф. и Катаевой К.Г. меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и вывозу твердых бытовых отходов как ветеранам труда с августа 2011 года. Поворот исполнения решения не производить.
Председатель президиума А.И.Бестолков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.