Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Гилевой М. Б., судей Киселевой Н.В. и Кузнецовой Г.Ю., при секретаре Кирьяновой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 21 сентября 2011 года дело по кассационной жалобе Управления жилищных отношений администрации г.Перми на решение Ленинского районного суда г.Перми от 04.08.2011 г., которым постановлено:
"Исковые требования Тимергазина М.А. к администрации г.Перми, Управлению жилищных отношений администрации т.Перми, третье лицо - Тимергазина Р.М. о признании распоряжения незаконным, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке па учет, предоставлении жилого помещения удовлетворить частично.
Признать п.3.1 распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от 12.05.2010 г. N618 незаконным.
Возложить на Управление жилищных отношений администрации г.Перми обязанность принять Тимергазина М.А. на жилищный учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
В удовлетворении остальной части исковых требований Тимергазину М.А. отказать."
Заслушав доклад судьи Киселевой Н.В., проверив дело, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Подпунктом 1.3 п.1 распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от 12.05.2010 г. Тимергазину М.А. было отказано в удовлетворении заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, со ссылкой на отсутствие решения уполномоченного органа о признании его малоимущим.
Не согласившись с данным отказом, Тимергазин М.А. обратился в суд с иском к администрации г.Перми и Управлению жилищных отношений администрации г.Перми о признании незаконным пп.1.3 п.1 названного распоряжения. Требование мотивировал тем, что он является ветераном - участником Великой Отечественной войны и инвалидом 2 группы по общему заболеванию, в связи с чем имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст.23.2 ФЗ "О ветеранах". Просит возложить на администрацию г.Перми обязанность по предоставлению ему на семью из 2-х человек отдельное благоустроенное жилое помещение.
В судебном заседании истец не присутствовал. Его представители Тимергазин P.M. и Мавлютов М.Г. настаивали на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчиков Н. иск не признала.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Управление жилищных отношений администрации г.Перми просит решение суда отменить. Считают, что при вынесении решения суд неправильно истолковал ФЗ "О ветеранах". Обеспечение жильем категорий граждан, указанных в п.4 ст. 17 данного Закона независимо от имущественного положения возможно лишь в случае выселения из занимаемых ими служебных помещений. Право на обеспечение жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года не менее шести месяцев, независимо от признания их инвалидами не предусмотрено. Кроме того, истец не может быть приравнен к инвалидам ВОВ, поскольку группа инвалидности ему установлена по общему заболеванию. В данном случае истец может быть принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях только на общих основаниях с обязательным представлением решения о признании его малоимущим. Кроме того, формулировка резолютивной части решения не соответствует положениям Жилищного кодекса РФ.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационной жалобы, не усматривает оснований для его отмены.
Как было установлено судом и следует из материалов дела, Тимергазин М.А. зарегистрирован и проживает в трехкомнатной квартире жилой площадью 43,6 кв.м. по ****. Кроме него в квартире зарегистрированы и проживают его жена Тимергазина P.M., дочь М., внук М1. и правнучка М2.
Согласно удостоверению ветерана-участника Великой Отечественной войны Тимергазин М.А. имеет права и пользуется льготами, предусмотренными ст.ст.14,17 ФЗ "О ветеранах". Кроме того, из записи в военном билете следует, что в период с октября 1943 года по май 1945 года Тимергазин М.А. являлся военнослужащим военно-воздушной бригады. Также истец является инвалидом 2 группы по общему заболеванию бессрочно.
25.02.2010 г. Тимергазин М.А. обратился в Управление жилищных отношений с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ветерана ВОВ.
Вышеназванным распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми Тимергазину М.А. было отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на отсутствие решения уполномоченного органа о признании его малоимущим.
Принимая решение об удовлетворении требования истца о признании незаконным указанного распоряжения, суд исходил из того, что требование Управления жилищных отношений администрации г.Перми предоставить решение о признании истца малоимущим, противоречит закону.
Судебная коллегия считает данный вывод суда правильным.
Так, согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов предписано считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с подп. "з" подп.1 п.1 с ст. 2 ФЗ "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны отнесены участники Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев.
Перечень мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны определен в ст. 15 названного Закона, согласно пп.З п.1 которой участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются такие меры социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Пунктом 2 этой же статьи Закона установлено, что участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.
Таким образом, пунктом 2 ст. 15 ФЗ "О ветеранах" установлено правило о предоставлении участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), мер социальной поддержки инвалидов войны. При этом из буквального содержания названного пункта следует, что в качестве субъектов, на которых распространяется указанное правило, названы участники Великой Отечественной войны без разделения на категории, установленные в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Закона. Следовательно, такое правило распространяется и в отношении участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, названных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Закона.
В соответствии с подп.4 п.1 ст. 14 ФЗ "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу п.1 ст.23.2 ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно пунктам 2, 4, 6 этой же статьи средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются на счета субъектов РФ; форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ.
Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 г. N 614 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
В целях реализации статьи 23.2 ФЗ "О ветеранах", статьи 28.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также в целях создания единого правового пространства, Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 г. N 21-П утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в частности, участников Великой Отечественной войны, включая военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев.
Согласно п.4.1. названного Порядка меры социальной поддержки по обеспечению жильем указанным в пункте 1.2.1 гражданам предоставляются в форме субсидий на приобретение (строительство) жилого помещения путем выдачи жилищного сертификата или ЕДВ на приобретение (строительство) жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья - 36 квадратных метров, а также средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (п.1.2.1., п. 3.6 Порядка).
Постановку граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляют органы местного самоуправления Пермского края в соответствии с жилищным законодательством.
Организация работы по предоставлению мер социальной поддержки в части формирования сводных списков граждан, подготовки проектов распоряжений Правительства Пермского края о предоставлении субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам в соответствии с законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период, осуществляется Министерством социального развития Пермского края.
Из анализа приведенных выше норм материального права следует, что для применения мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ "О ветеранах", вышеназванным Указом Президента РФ и Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 г. N 21-П участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, должны обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета, независимо от даты постановки на учет нуждающихся, и в соответствии с Порядком, установленном указанным Постановлением Правительства Пермского края.
Таким образом, поскольку Тимергазин М.А. относится к категории лиц, имеющих право на льготы, установленные ст. 14 ФЗ "О ветеранах" для инвалидов Великой Отечественной войны, является нуждающимся в улучшении жилищных условий, суд обоснованно посчитал, что заявленные истцом требования основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих вопросы социальной поддержки в сфере жилищных отношений той категории лиц, к которым относится истец, вследствие чего правомерно удовлетворил иск.
Судебная коллегия считает, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, нормы материального права, проанализированные в решении, применены правильно. Оснований для отмены по доводам кассационной жалобы постановленного судом решения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Управления жилищных отношений администрации г.Перми на решение Ленинского районного суда г.Перми от 04.08.2011 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.