Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Толстиковой М.А., судей Швецова К.И., Ивановой Т.В., при секретаре Кирьяновой О.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 17 октября 2011 года дело по кассационной жалобе Управления жилищных отношений администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 02 сентября 2011 года, которым постановлено, -
Признать в соответствии со статьей 14 Федерального закона "О ветеранах" за Лапшиным Н.И. право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем. В удовлетворении остальной части иска отказать.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Швецова К.И., пояснения представителя истца, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Лапшин Н.И. обратился в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации города Перми, Правительству Пермского края, Министерству социального развития Пермского края о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении за счет средств бюджета Пермского края в собственность жилого помещения площадью не менее 36 кв.м или краевого жилищного сертификата Ветерана ВОВ для приобретения жилья.
Изменив предмет иска, Лапшин Н.И. просил признать за ним право на предоставление в соответствии со статьей 15 ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки по обеспечению жильем и обязать Правительство Пермского края в лице Министерства социального развития предоставить истцу за счет средств бюджета Пермского края жилищный сертификат ветерана ВОВ для приобретения жилого помещения.
В заявлении истец указал, что имеет право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со ст. 15 Закона "О ветеранах" и Правительством Пермского края ему должен быть предоставлен краевой жилищный сертификат ветерана Великой Отечественной войны для приобретения жилого помещения. Он является ветераном-участником Великой Отечественной войны, что подтверждается соответствующим удостоверением, в 1993 году совместно с супругой Л. путем приватизации приобрел в совместную собственность трехкомнатную квартиру общей площадью 59,50 кв.м., в том числе жилой - 43,20 кв.м., расположенную по адресу: ****. В указанной квартире зарегистрированы и проживают вместе с ним 5 человек: его супруга, внук, жена внука, двое правнуков. Какой-либо иной жилплощади истец и члены его семьи не имеют.
В 2010 году Лапшин Н.И. обратился в Управление жилищных отношений Администрации г.Перми с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в чем ему было отказано, поскольку не предоставлено решение уполномоченного органа о признании его малоимущим. Данный отказ незаконен, т.к. его семья обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, что составляет по городу Перми 12 кв.м. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. При этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Единственным критерием для получения данной категорией лиц мер социальной поддержки по обеспечению жильем является их нуждаемость в улучшении жилищных условий. В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007г. N 21-п "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" по письменным заявлениям граждан обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья - 36 квадратных метров, а также средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой приказом Министерства регионального развития Российской Федерации.
Третьими лицами к участию в деле привлечены: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерство финансов Пермского края.
Ленинским районным судом г. Перми постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Управление жилищных отношений администрации города Перми, ссылаясь на неправильное применение судом к сложившимся правоотношениям норм материального права.
Истец является ветераном-участником Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные статьей 17 и статьей 14 Федерального закона "О ветеранах". Ему и Л. на праве совместной собственности принадлежит 3-х комнатная квартира N ****. В силу закона обеспечение его жильем вне зависимости от имущественного положения возможно лишь в случае выселения из занимаемых служебных жилых помещений. Право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, независимо от признания их инвалидами не предусмотрено. Однако, Лапшин Н.И., имея второю группу инвалидности по общему заболеванию, не может быть приравнен к инвалидам Великой Отечественной войны, перечень которых указан в статье 4 ФЗ "О ветеранах", поэтому не приобрел права на соответствующую социальную поддержку.
Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить, требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. Удовлетворение судом исковых требований состоялось не по указанному истцом основанию, вытекающему из положений статьи 15 ФЗ "О ветеранах".
Истец доводы настоящей жалобы просит признать несостоятельными по мотивам, изложенным в представленных на нее возражениях.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов кассационной жалобы, как указано в части 1 статьи 347 ГПК РФ, не находит оснований для его отмены.
Разрешая исковые требования, суд исходил из нашедших подтверждение в судебном заседании обстоятельств, обуславливающих возникновение у истца права на льготу, предусмотренную статьями 14 и 15 Федерального закона "О ветеранах", для ветеранов - участников Великой Отечественной войны, проходивших военную службу в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года не менее шести месяцев в воинских частях, не входивших в состав действующей армии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.
Согласно п.п. 4 п.1 ст. 14 Закона о ветеранах инвалиды войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в порядке предоставления мер социальной поддержки обеспечиваются за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Подпунктом 1 (абзац "з") пункта 1 статьи 2 Закона о ветеранах к участникам (ветеранам) Великой Отечественной войны отнесены военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
Как следует из положений пунктов 1 - 6 статьи 23.2 Закона о ветеранах, -
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций;
объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, в случае обеспечения жильем вышеуказанной категории граждан определяется, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;
субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации;
порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации;
форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Принимая во внимание основанные на представленных суду документах обстоятельства, а именно: наличие у Лапшина Н.И. статуса ветерана-участника Великой Отечественной войны в связи с прохождением в установленный законом срок более шести месяцев военной службы в воинских частях, не входивших в состав действующей армии; признание его с 14.01.1999 года инвалидом второй группы по общему заболеванию и нуждаемость в улучшении жилищных условий, исходя из нормы обеспеченности жилой площадью (менее учетной, утвержденной решением Пермской городской Думы от 30.05.2006 N 103) в зависимости от проживающих с ним в трехкомнатной квартире N **** общей площадью 61,8 кв.м членов семьи в количестве 5-ти человек, а также с учетом системного анализа приведенных выше норм федерального законодательства судебная коллегия приходит к выводу о приобретении истцом права на предоставление ему меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьей 14 Закона о ветеранах. Применение в этом случае статьи 17 базового законодательного акта не вызвано сложившейся необходимостью и по существу не является основанием предъявления указанного иска.
В части отказа Лапшину Н.И. в удовлетворении его требований о возложении на Правительство Пермского края в лице Министерства социального развития обязанности по предоставлению истцу краевого жилищного сертификата ветерана Великой Отечественной войны для приобретения жилого помещения решение суда первой инстанции не оспорено, поэтому его законность судом кассационной инстанции не проверяется.
Довод ответчика о разрешении районным судом дела с выходом за пределы заявленных истцом требований не может быть принят во внимание, поскольку применение к рассматриваемым отношениям положений статьи 14 Федерального закона 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" вытекает из положений статьи 15 этого же закона, регламентирующих возникновение у Лапшина Н.И. права на предоставление ему меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
Таким образом, доводы кассационной жалобы основаны на неправильной оценке установленных по делу обстоятельств и как следствие ошибочном толковании норм материального права, поэтому не влекут отмену решения суда первой инстанции в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 193, 199 и 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Управления жилищных отношений администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 02 сентября 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.