Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Няшина В.А. судей Елецких О.Б., Мезениной М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 29 августа 2011 года дело по кассационной жалобе Департамента земельных отношений Администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 5 июля 2011 года, которым постановлено - Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 14 апреля 2011 года в предоставлении в аренду Никитенковои К.Н. земельного участка по адресу: ****, и для индивидуального жилищного строительства. Обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми предоставить Никитенковои К.Н. в аренду земельный участок с кадастровым номером ** площадью 1215 кв.м., расположенный по адресу: **** для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения аукциона сроком на 10 лет.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Няшина В. А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Никитенкова К.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 14 апреля 2011 о предоставлении в аренду ей земельного участка по адресу: **** для индивидуального жилищного строительства. В обоснование заявленных требований Никитенкова К.Н. указала, что является инвалидом 2 группы, собственного жилья не имеет. В настоящее время желает получить земельный участок для индивидуального жилищного строительства в соответствии с абз. 14 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", который предусматривает, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведение подсобного и дачного хозяйства и садоводства. 28 марта 2011г. она направила в Департамент земельных отношений администрации г. Перми заявление с просьбой предоставить ей в аренду земельный участок по адресу: **** для индивидуального жилищного строительства. 14 апреля 2011г. ей был представлен письменный ответ Департамента земельных отношений администрации г. Перми, об отказе в предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, по основаниям, предусмотренным ст. 17 указанного Федерального закона, поскольку не разработан порядок предоставления инвалидам земельных участков в аренду под индивидуальное жилищное строительство.
Впоследствии истец уточнила исковые требования, дополнив, что указанный земельный участок прошел государственный кадастровый учет, кадастровый номер земельного участка **, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка, общая площадь земельного участка но данным государственного кадастрового учета составляет 1215 кв.м. Просит признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми N 21-01-09-5981 от 14 апреля 2011 года в предоставлении в аренду земельного участка по адресу: ****, для индивидуального жилищного строительства и обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми предоставить ей в аренду земельный участок с кадастровым номером ** площадью 1215 кв.м. по **** для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения аукциона сроком на 10 лет.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе ответчик, ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным, поскольку обстоятельствам данного дела судом дана неправильная оценка.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).
При разрешении спора суд исходил из того, что аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. С учетом изложенных обстоятельств, суд сделал правильный вывод о том, что при предоставлении истице - инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи торги не должны проводиться и указал на это в резолютивной части решения суда.
Суд исходил из того, что в соответствии со статьями 29, 11 Земельного кодекса РФ, обязанность по определению порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, лежит на органах местного самоуправления. В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 27.07.1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов" по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления необходимо было осуществить организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства ведения подсобного и дачного хозяйства. Суд правильно указал на то, что тот факт, что в настоящее время не разработан порядок первоочередного предоставления инвалидам земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, не может свидетельствовать о том, что инвалиды не могут воспользоваться своим правом, закрепленным статьей 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", на получение в первоочередном порядке земельных участков в пользование и не препятствует им в реализации указанного права.
Суд отметил, что истица является инвалидом 2 группы, нуждается в улучшении жилищных условий, и в соответствии с законом, имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Она обращалась в ДЗО с заявлением о предоставлении ей земельного участка, но ей было отказано по тому основанию, что в настоящее время не определен порядок предоставления льгот инвалидам в части первоочередного предоставления земельных участков. Испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет, испрашиваемый срок аренды не превышает сроков, установленных Положением "О предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми".
Совокупности собранных по данному делу доказательств - объяснениям сторон, письменным доказательствам, судом дана надлежащая оценка, выводы суда должным образом мотивированы.
Ссылка ответчика на то, что истица не доказала факт нуждаемости в улучшении жилищных условий не влечет необходимость отмены решения суда, поскольку факт нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий был установлен непосредственно судом и выводы суда по данному вопросу ответчиком не оспариваются. В частности, суд сослался на то, что согласно сведений, представленных Управлением Росресстра по Пермскому краю, ГУП "Центр технической инвентаризации Пермского края", Никитенкова К.Н. не имеет в г. Перми квартиры и жилья в частном доме, принадлежащих ей на праве собственности. В приватизации жилья не участвовала. Согласно сведений МБУ Управления муниципального жилищного фонда г. Перми договор социального найма с Никитенковой К.Н. и МБУ "Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми" не заключался. Как следует из домовой книги, истица с 1967 года постоянно зарегистрирована по месту жительства по адресу: ****, то есть в доме, который фактически является самовольной постройкой.
Ссылка ответчика на то, что действующее земельное законодательство не содержит понятия "первоочередное предоставление земельного участка" также не влечет необходимость отмены решения суда, поскольку указанное понятие закреплено в специальном законе о правах инвалидов и включение этого понятия в резолютивную часть решения суда не повлечет неопределенность и невозможность его исполнения. В решении идет речь о предоставлении конкретного земельного участка, но не о предоставлении абстрактного участка, на получение которого претендуют иные лица из числа очередников.
Ссылка ответчика на то, что продажа права на заключение аренды производится лишь на аукционах, получила в решении надлежащую оценку и, как указано выше, была обоснованно отклонена судом, с учетом сложившейся судебной практики и правовой позиции, высказанной Высшей судебной инстанцией.
Ссылка ответчика на то, что спорный земельный участок, как объект права, не существует, соответственно, он не может быть предоставлен истице, также получила в решении надлежащую оценку и была обоснованно отклонена судом, Согласно кадастрового паспорта земельного участка по ****, земельный участок стоит на кадастровом учете за **, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства. Площадь участка определена и составляет 1215 кв. м, при этом отсутствие закрепленных на местности границ земельного участка не является препятствием для предоставления его в аренду, поскольку кадастровые работы могут быть проведены после заключения договора аренды.
Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.ст. 199, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Департамента земельных отношений Администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 5 июля 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.