Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Ивановой Т.В.,
судей: Лапухиной Е.А., Панковой Т.В.,
при секретаре Бородкиной Ю.В.,
рассмотрела 26 октября 2011 года в открытом судебном заседании в г.Перми дело по кассационной жалобе Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г.Перми от 21 сентября 2011 года, которым постановлено: обязать Администрацию г. Перми предоставить Громову А.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Перми общей площадью не менее 33 кв. метров за счет средств бюджета Пермского края.
Заслушав доклад судьи Панковой Т.В., пояснения прокурора Левыкиной Л.Л., полагавшей, что решение следует оставить без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Свердловского района г.Перми обратился в суд в интересах Громова А.В. к Администрации г.Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения, ссылаясь на то, что Громов А.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлен на жилищный учет по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в администрации г.Перми. Окончил обучение в ГОУ НПО "Профессиональный лицей N **", однако жилое помещение ему предоставлено не было, чем нарушаются его конституционные права. Считает, что Громову А.В. должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Пермского края.
Представитель прокурора, истец в судебном заседании на доводах искового заявления настаивали.
Представитель администрации г.Перми в судебное заседание не явился, указав в письменных возражениях, что в соответствии с Решением Пермской городской Думы от 30 мая 2006 г. N 103 утверждена минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Таким образом, предоставление жилого помещения по норме 33 кв.м., утвержденной законом Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК, должно осуществляться уполномоченным органом - Правительством Пермского края, а не органом местного самоуправления.
Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, указав в письменных возражениях на иск, что Правительство Пермского края в целях обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно перечисляет органам местного самоуправления субсидии, в связи с чем свои обязательства, возложенные законом, выполняет. Кроме того, считает не основанным на нормах закона требование прокурора о предоставлении Громову А.В. жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. в черте г.Перми, поскольку Решением Пермской городской Думы установлена минимальная норма предоставления 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Представитель третьего лица Министерства финансов Пермского края в судебное заседание не явилась, в письменном отзыве на иск указала, что выделение средств для приобретения и предоставления истцу жилья должно осуществляться в порядке, установленном Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. N 16-п.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит представитель Правительства Пермского края, указывая в кассационной жалобе на то, что суд не применил закон, подлежащий применению. Не согласны с предоставление жилья общей площадью не менее 33 кв.м. В соответствии с решение Пермской городской Думы "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г.Перми" минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Предоставление истцу жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. в черте г.Перми не основано на законе. Указанная норма 33 кв.м. установлена для распределения средств, субсидий на приобретение, строительство или реконструкцию жилого помещения, которое распределяет Министерство социального развития Пермского края, и не является нормой предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов кассационной жалобы (ч. 1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены по этим доводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Громов А.В. дата рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его мать Е. лишена родительских прав решением Свердловского районного суда г.Перми от 5.06.2007г. (решение л.д.14), отец отсутствует, в свидетельстве о рождении он указан со слов матери (свидетельство л.д. 11). 30 июня 2011г. истец окончил обучение в ГОУ НПО "Профессиональный лицей **" (справка л.д.34). Постановлением главы администрации Свердловского района г.Перми от 14 августа 2006г. N235 Громов А.В. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку детей-сирот (л.д.22-23). Помещений, занимаемых по договору социального найма, а равно жилых помещений в собственности Громов А.В. не имеет (л.д. 25, 28-31).
Принимая решение о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м., суд исходил из того, что обязанность по предоставлению жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. N 16-п должна быть возложена на администрацию г.Перми за счет средств, предусмотренных в бюджете Пермского края на эти цели, поскольку в полномочия именно Правительства Пермского края входит исполнение бюджета по тем направлениям и целевым статьям, которые установлены законом о бюджете на соответствующий год. Площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, определяется судом с учетом ч. 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" в размере 33 кв.м. Данный закон подлежит применению к рассматриваемым отношениям, поскольку является дополнительной гарантией, принятой на себя Правительством Пермского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств бюджета Пермского края.
Данные выводы суда основаны на нормах права и не противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что жилое помещение, предоставляемое Громову А.В. не должно быть более 15 кв.м. несостоятельны, основаны на неверном толковании норм права.
Площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, верно была определена судом с учетом ч. З ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008г. N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" в размере 33 кв.м.
Согласно ст. 8 ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.
В силу положений ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29.12.2004 г. N 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей..., не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.
Доводы кассационной жалобы о том, что норма 33 кв.м. установлена для распределения средств, субсидий на приобретение, строительство или реконструкцию жилого помещения и не является нормой предоставления площади жилых помещений по договору социального найма, являются надуманными и противоречат содержанию самого закона, сводятся к искажению его положении.
В соответствии с положениями Закона Пермского края от 14.07.2008г. N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам из числа перечисленных в статье 1 настоящего закона, нуждающимся в жилых помещениях, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 33 м.кв. на одиноких граждан.
Буквальное толкование данной нормы позволяет сделать вывод о том, что размер 33 кв.м. составляет размер жилой площади, предоставляемой детям-сиротам по договору социального найма. Иного содержания данная норма не содержит.
При таких обстоятельствах, кассационная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену решения суда.
Судом первой инстанции были верно определены и полно исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела. Исследованы все доводы сторон и представленные ими доказательства. Им дана надлежащая оценка.
Судом верно применены нормы материального права и не было допущено нарушений процессуального законодательства.
Судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда следует оставить без изменения. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 199, 361 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Перми от 21 сентября 2011 года по доводам, изложенным в кассационной жалобе Правительства Пермского края, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.