Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Титовца А.А., судей Заривчацкой Т.А., Лапухиной Е.А., при секретаре Новгородцевой А.В.
рассмотрела 07 ноября 2011 г. в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Осокиной Т.А. на решение Соликамского городского суда Пермского края от 06 мая 2011 г., которым признано незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации прав граждан Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Соликамске и Соликамском районе Пермского края от 06.10.2010 г. N 40а/1-1 незаконным в части исключения из специального стажа Осокиной Т.А. периодов работы с 13.05.2000 г. по 31.08.2002 г. в должности /название/ УВД г. Соликамска, с 01.09.2002 г. по 02.10.2003 г. в должности /название/ УВД г. Соликамска, с возложением обязанности на Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Соликамске и Соликамском районе Пермского края включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии периоды работы с 13.05.2000 г. по 31.08.2002 г., с 01.09.2002 г. по 02.10.2003 г., с 06.07.2010 г. по 30.11.2010 г.; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Заслушав доклад судьи Титовца А.А., объяснение Осокиной Т.А., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Осокина Т.А. обратилась с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Соликамске и Соликамском районе г. Перми о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", включении периодов работы с 01.10.1994 г. по 27.10.1994 г. в должности /название/ ясли-сада N ** Управления образования администрации г. Соликамска, с 28.10.1994 г. по 12.05.2000 г. в должности /название/ детского сада N ** Управления образования Соликамской администрации, с 13.05.2000 г. по 31.08.2002 г. в должности фельдшера медицинского вытрезвителя УВД г. Соликамска, с 01.09.2002 г. по 02.10.2003 г. в должности /название/ УВД г. Соликамска, с 13.10.2003 г. по 17.01.2005 г. в должности /название/ ясли-сада N ** ОАО " ***", с 06.07.2010 г. по 30.11.2010 г. в должности /название/ ММУ "Городская детская больница", назначить ей досрочную трудовую пенсию с 06.07.2010 г. В обоснование иска указала, что в спорные периоды осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Осокина Т.А. просит отменить решение в части отказа в удовлетворении исковых требовании в связи с нарушением норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения по доводам жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Согласно п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:
20) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 этого же Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Однако, ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, ни действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", ни Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами либо старшими медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и детских комбинатах.
Медицинские сестры, старшие медицинские сестры таких учреждений как детские ясли, детские сады, детские комбинаты в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены.
В Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно не включил периоды работы в должности старшей медсестры дошкольного детского образовательного учреждения в специальный стаж работы истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после 01.10.1993 г., так как с указанной даты было введено в действие Постановление Совета Министров -Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
В связи с отсутствием необходимого стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", права на указанную пенсию у Осокиной Т.А. не имеется.
В определении от 22.04.2010 N 520-О-О Конституционный Суд РФ сформулировал следующую правовую позицию:
Устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 (ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28)); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года N 84-0 и от 29 января 2009 года N 67-0-0).
Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости и выделение в особую категорию - лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, - отдельных работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не могут расцениваться как нарушающие принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо ограничивающие право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации)
Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленного ему полномочия Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения.
Аналогично реализовалось и право работников здравоохранения на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 81 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), которое также не предполагало включения в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, работы в организациях здравоохранения, не относящихся к лечебно-профилактическим учреждениям (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066).
С учетом изложенного у судебной коллегии отсутствуют основания для отмены решения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Соликамского городского суда Пермского края от 06 мая 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Осокиной Т.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.