Пермский краевой суд в лице председательствующего судьи Бузмакова С.С. при секретарях Гладких Е.В., Лагуновой М.Ю.
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Масленниковой И.А., настаивавшей на заявленном требовании, представителя Правительства Пермского края Катаевой Ю.Г., возражавшей против удовлетворения заявления, рассмотрел 24 мая 2011 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующими пунктов 1, 2, 3 постановления Правительства Пермского края от 13 июля 2010 года N 399-п "О порядке формирования, исполнения, учёта и контроля за исполнением бюджета Пермского края по управленческой классификации (управленческого бюджета)" с изменениями, внесёнными постановлением Правительства Пермского края от 23 марта 2011 года N 136-п,
УСТАНОВИЛ:
13 июля 2010 года Правительством Пермского края принято постановление N 399-п "О порядке формирования, исполнения, учёта и контроля за исполнением бюджета Пермского края по управленческой классификации (управленческого бюджета)". 19 июля 2010 года данное постановление опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 28.
Постановлением Правительства Пермского края от 23 марта 2011 года N 136-п, опубликованным 12 марта 2011 года в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 12, в постановление Правительства Пермского края от 13 июля 2010 года N 399-п "О порядке формирования, исполнения, учета и контроля за исполнением бюджета Пермского края по управленческой классификации (управленческого бюджета)" внесены изменения.
Пунктом 1 постановления Правительства Пермского края от 13 июля 2010 года N 399-п (в редакции постановления Правительства Пермского края от 23 марта 2011 года N 136-п) (далее - постановление Правительства Пермского края от 13.07.2010 года N 399-п) утверждены: Положение о порядке формирования, исполнения, учета и контроля за исполнением бюджета Пермского края в управленческой структуре расходов бюджета Пермского края (далее - Положение) и Перечень расходов бюджета Пермского края, закрепленных за функционально-целевыми блоками (функциональными блоками) (далее -Перечень).
Пунктом 2 постановления Правительства Пермского края от 13.07.2010 года N 399-п установлено, что формирование, исполнение, учёт и контроль за исполнением бюджета в управленческой структуре расходов бюджета Пермского края осуществляются в разрезе функционально-целевых блоков (функциональных блоков).
Пунктом 3 постановления Правительства Пермского края от 13.07.2010 года N 399-п руководителям функционально-целевых блоков (функциональных блоков) предписано: организовать исполнение настоящего Постановления органами государственной власти Пермского края, входящими в соответствующий функционально-целевой блок (функциональный блок); обеспечить представление информации в Министерство финансов Пермского края по вопросам формирования, учета и исполнения бюджета Пермского края в соответствии с установленными требованиями; назначить ответственных за подготовку и представление информации в Министерство финансов Пермского края.
Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующими пунктов 1, 2, 3 постановления Правительства Пермского края от 13 июля 2010 года N 399-п "О порядке формирования, исполнения, учёта и контроля за исполнением бюджета Пермского края по управленческой классификации (управленческого бюджета)" с изменениями, внесёнными постановлением Правительства Пермского края от 23 марта 2011 года N 136-п, полагая, что данное постановление противоречит федеральному законодательству и законодательству Пермского края, поэтому не подлежит применению.
В обоснование своего требования заявитель указал, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс РФ) к бюджетным правоотношениям относятся, в частности, отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учёта, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчётности (пункт 2 части 1 статьи 1).
К бюджетным полномочиям Российской Федерации согласно статье 7 Бюджетного кодекса РФ относятся: установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений, бюджетной классификации Российской Федерации и общего порядка её применения.
Статья 10 Бюджетного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. К таковым относятся: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты.
Согласно статье 11 Бюджетного кодекса РФ бюджеты субъектов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 14 Бюджетного кодекса РФ, каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет, который предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации. Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования бюджетных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.
Принципы бюджетной системы Российской Федерации закреплены в статье 28 Бюджетного кодекса РФ. К этим принципам, в том числе, относятся: единство бюджетной системы Российской Федерации; разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; адресность и целевой характер бюджетных средств; подведомственность расходов бюджетов.
Исполнение бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии со статьёй 215.1 Бюджетного кодекса РФ обеспечивается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи.
Согласно статье 217 Бюджетного кодекса РФ порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом. Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в ней осуществляется руководителем финансового органа. Утверждённые показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете. В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. В случаях, оговорённых в части 3 статьи 217 Бюджетного кодекса РФ, в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в закон о бюджете.
В нарушение указанных выше положений оспариваемые нормы постановления Правительства Пермского края от 13.07.2010 года N 399-п, включая Положение и Перечень, устанавливают порядок планирования доходов бюджета Пермского края, формирования, исполнения, учёта и контроля за исполнением бюджета Пермского края посредством управленческой классификации (управленческого бюджета).
Частью 1 статьи 152 Бюджетного кодекса РФ определён исчерпывающий перечень участников бюджетного процесса, который не включает в их число функционально-целевые блоки (функциональные блоки) и руководителей данных блоков, аналитическое управление аппарата Правительства Пермского края. Не содержит таких участников также перечень участников бюджетного процесса в Пермском крае, установленный статьёй 29 Закона Пермского края от 12 октября 2007 года N 111-ПК "О бюджетном процессе в Пермском крае" (далее - Закон Пермского края от 12.10.2007 года N 111-ПК).
Таким образом, раздел III Положения, устанавливая право руководителей функционально-целевых блоков (функциональных блоков), аналитического управления аппарата Правительства Пермского края участвовать в формировании, исполнении, учёте и контроле за исполнением бюджета Пермского края, определяет их полномочия как участников бюджетного процесса, расширив исчерпывающий перечень таких участников, установленный Бюджетным кодексом РФ.
Раздел IV Положения, устанавливая порядок планирования доходов бюджета Пермского края в целях формирования бюджета по управленческой классификации (управленческого бюджета), противоречит статье 1 Закона Пермского края от 12.10.2007 года N 111-ПК, определяющей управленческий бюджет как группировку расходов бюджета.
Пункт 5.1 раздела V Положения, устанавливающий порядок формирования расходов бюджета Пермского края по управленческой классификации (управленческому бюджету), в нарушение требований статей 14, 38, 38.1, 215.1, 217 Бюджетного кодекса РФ предусматривает возможность распределять и перераспределять средства краевого бюджета между функционально-целевыми блоками (функциональными блоками) и внутри блоков, в том числе руководителями функционально-целевых блоков, которые не могут являться участниками бюджетного процесса.
Пункт 5.2 раздела V Положения, которым определены расходы, относящиеся к бюджету развития, противоречит абзацам второму, четвёртому пункта 10 статьи 8 Закона Пермского края от 12.10.2007 года N 111-ПК, так как определяет расходы бюджета развития, исходя из соответствия основным принципам отнесения направлений расходования бюджетных средств к бюджету развития, а не посредством Методики отнесения расходов к расходам бюджета развития и текущим расходам, которая утверждается председателем Правительства Пермского края.
Раздел VII Положения, устанавливающий контроль за исполнением бюджета Пермского края по управленческой классификации (управленческому бюджету), не соответствует статье 152 Бюджетного кодекса РФ и статье 29 Закона Пермского края от 12.10.2007 года N 111-ПК, так как предоставляет аналитическому управлению аппарата Правительства Пермского края, руководителям функционально-целевых блоков (функциональных блоков), не являющихся участниками бюджетного процесса, осуществлять контроль за исполнением бюджета Пермского края.
Изменения, внесённые в оспариваемое постановление постановлением Правительства Пермского края от 23 марта 2011 года N 136-п, не привели к устранению нарушений законодательства Российской Федерации. Управленческая структура расходов бюджета Пермского края, как и ранее - управленческая классификация расходов бюджета, позволяет распределять и расходовать средства бюджета Пермского края в рамках неправомерно установленной дополнительной бюджетной классификации.
В действующей редакции оспариваемого постановления не устранены нормы, регламентирующие действия лиц, участвующих в управленческом бюджете, по исполнению бюджета. Разделами III и V Положения установлены полномочия губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, Министерства финансов Пермского края, аналитического управления аппарата Правительства Пермского края, руководителей функционально-целевых блоков как по формированию, так и по исполнению бюджета Пермского края.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Масленникова И.А. на заявленном требовании настаивала в полном объёме.
Представитель Правительства Пермского края Катаева Ю.Г. возражала против удовлетворения заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 47 -49, 53 - 55), дополнительно пояснив, что Законом Пермского края от 16 декабря 2010 года N 725-ПК "О внесении изменений в Закон Пермского края "О бюджетном процессе в Пермском крае" в Закон Пермского края от 12.10.2007 года N 111-ПК внесены изменения, согласно которым часть 9 статьи 8 Закона Пермского края "О бюджетном процессе в Пермском крае" изложена в новой редакции. Оспариваемое заместителем прокурора Пермского края постановление не противоречит как федеральному, так и краевому законодательству.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные заместителем прокурора Пермского края требования не основаны на законе и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с преамбулой Бюджетного кодекса РФ Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным правоотношениям относятся:
отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации согласно статье 10 Бюджетного кодекса РФ относятся: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.
Статьёй 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетным процессом является регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Бюджетный процесс в Пермском крае регулируется Законом Пермского края от 12.10.2007 года N 111-ПК "О бюджетном процессе в Пермском крае".
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона Пермского края от 12.10.2007 года N 111-ПК формирование расходов бюджета Пермского края, бюджета Пермского краевого фонда обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Пермского края и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, законодательству Пермского края, договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств бюджета Пермского края, бюджета Пермского краевого фонда обязательного медицинского страхования.
Порядок возникновения расходных обязательств Пермского края, источники их исполнения, перечень расходов, финансируемых за счет средств бюджета Пермского края, регламентируются бюджетным законодательством Российской Федерации и Пермского края.
Согласно части 8 указанной статьи расходы бюджета Пермского края частично или в полном объеме могут быть сформированы с применением принципов бюджетирования, ориентированного на результат. При составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Показатели достижения заданных результатов утверждаются законом Пермского края.
Частью 9 названной статьи установлено, что в управленческих целях исполнительными органами государственной власти Пермского края может осуществляться формирование, исполнение, учет и контроль исполнения расходов бюджета в управленческой структуре расходов бюджета Пермского края.
Порядок формирования, исполнения, учета и контроля за исполнением расходов бюджета в управленческой структуре устанавливается нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Согласно части 10 этой же статьи в управленческих целях расходы бюджета Пермского края могут быть подразделены на расходы бюджета развития и текущие расходы.
При этом расходами бюджета развития являются средства, направляемые на мероприятия (работы, объекты, проекты) по увеличению доходов и сокращению расходов будущих периодов, уменьшение рисков будущих периодов, в том числе угроз жизни и здоровью населения, развитию бизнеса на территории Пермского края.
Расходы, не отнесенные к бюджету развития, являются текущими расходами.
Методика отнесения расходов к расходам бюджета развития и текущим расходам утверждается председателем Правительства Пермского края.
Таким образом, Законом Пермского края от 12.10.2007 года N 111-ПК исполнительным органам государственной власти Пермского края предоставлена возможность в управленческих целях осуществлять формирование, исполнение, учет и контроль исполнения расходов бюджета в управленческой структуре расходов бюджета Пермского края, при этом порядок формирования, исполнения, учета и контроля за исполнением расходов бюджета в управленческой структуре устанавливается нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Согласно статье 1 Закона Пермского края от 12.10.2007 года N 111-ПК в целях настоящего Закона применяются следующие понятия и термины:
бюджетный процесс в Пермском крае - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти Пермского края и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета Пермского края и бюджета Пермского краевого фонда обязательного медицинского страхования, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности;
бюджетные полномочия органов государственной власти Пермского края -установленные законодательством Российской Федерации, законами Пермского края и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти Пермского края и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса;
управленческая структура расходов бюджета Пермского края - группировка расходов бюджета Пермского края по функционально-целевым блокам (функциональным блокам) в соответствии с целями и задачами;
управленческий учёт - часть управленческого процесса, заключающаяся в закреплении расходов бюджета в разрезе функционально-целевых блоков (функциональных блоков) в соответствии с целями и задачами, сборе и накоплении сведений о расходах в указанных разрезах и отражении этих сведений в учетных регистрах;
функционально-целевой блок (функциональный блок) - совокупность исполнительных органов государственной власти Пермского края, государственных органов Пермского края и структурных подразделений государственных органов Пермского края, объединенных общими целями и задачами на основе приоритетных направлений развития Пермского края;
бюджетные ограничения по функционально-целевому блоку (функциональному блоку) - предельные объемы бюджетных ассигнований по функционально-целевым блокам (функциональным блокам), рассчитанные в условиях бездефицитного бюджета в соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Пермского края .
Аналогичные понятия управленческой структуры расходов бюджета Пермского края, управленческого учёта, функционально-целевого блока (функционального блока), бюджетных ограничений по функционально-целевому блоку (функциональному блоку) предусмотрены пунктом 1.3 Положения, утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 13.07.2010 года N 399-п.
Согласно пункту 1.1 Положения, утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 13.07.2010 года N 399-п, в целях исполнения основных принципов бюджетной стратегии, изложенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах в части совершенствования инструментов программно-целевого планирования бюджета, формирование, исполнение, учет и контроль за исполнением бюджета Пермского края в исполнительных органах государственной власти Пермского края осуществляются в управленческой структуре расходов бюджета Пермского края.
Пунктом 1.2 Положения установлено, что бюджет Пермского края в управленческой структуре расходов бюджета Пермского края формируется сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период).
Исходя из понятия управленческой структуры расходов бюджета Пермского края, это не иная форма образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, а определённая группировка расходов бюджета Пермского края в управленческих целях на уровне исполнительных органов государственной власти Пермского края.
Управленческая структура расходов бюджета Пермского края не является приложением к закону Пермского края на очередной финансовый год и плановый период, так как она не утверждается Законодательным Собранием Пермского края, а представляется одновременно с законом о бюджете согласно части 1 статьи 37 Закона Пермского края от 12.10.2007 года N 111-ПК, и информирует о реализации принципа бюджетирования, ориентированного на результат.
Принцип бюджетирования, ориентированного на результат, заложен в Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, одобренную Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года N 249 (в редакции Постановления Правительства РФ от 23.12.2004 года N 838, с изменениями, внесёнными Постановлением Правительства РФ от 06.04.2011 года N 252) "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов".
Согласно пункту 1 названного Постановления, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано разработать и реализовать меры по повышению результативности расходов соответствующих бюджетов согласно основным положениям Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах.
Кроме того, о внедрении принципа бюджетирования, ориентированного на результат, для обеспечения эффективного расходования бюджетных средств, как об одном из принципов бюджетной стратегии, говорится в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 25 мая 2009 года "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах".
Поскольку управленческая структура расходов бюджета Пермского края является определённой группировкой расходов бюджета Пермского края в управленческих целях на уровне исполнительных органов государственной власти Пермского края, её использование не влечёт правовых последствий для участников бюджетного процесса (они не наделяются дополнительными полномочиями и на них не возлагаются дополнительные обязанности). Это является одним из способов анализа эффективности бюджетных расходов, используемых исключительно для организации текущей работы исполнительных органов государственной власти Пермского края.
Согласно части 1 статьи 29 Закона Пермского края от 12.10.2007 года N 111 -ПК участниками бюджетного процесса в Пермском крае являются: губернатор Пермского края; Законодательное Собрание Пермского края; исполнительные органы государственной власти; Центральный банк Российской Федерации; Контрольно-счетная палата Пермского края; органы управления Пермского краевого фонда обязательного медицинского страхования; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.
Частью 1 этой же статьи установлены полномочия исполнительных органов государственной власти Пермского края как участников бюджетного процесса. Указанные органы: обеспечивают составление проекта бюджета Пермского края и бюджета Пермского краевого фонда обязательного медицинского страхования; вносят проекты бюджетов с необходимыми документами и материалами на утверждение Законодательного Собрания Пермского края; разрабатывают и утверждают методики распределения и(или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов (кроме методик распределения и порядков предоставления дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов (городских округов) и субвенций); обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности; представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение Законодательного Собрания Пермского края; обеспечивают управление государственным долгом; осуществляют иные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения, утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 13.07.2010 года N 399-п, участниками процесса формирования, учета, исполнения и контроля за исполнением бюджета по управленческой классификации (управленческого бюджета) в Пермском крае являются губернатор Пермского края, администрация губернатора Пермского края, Правительство Пермского края, Министерство финансов Пермского края, аналитическое управление аппарата Правительства Пермского края, руководители функционально-целевых блоков (функциональных блоков), органы государственной власти Пермского края.
Так как функционально-целевым блоком (целевым блоком) является совокупность исполнительных органов государственной власти Пермского края, государственных органов Пермского края и структурных подразделений государственных органов Пермского края, объединенных общими целями и задачами на основе приоритетных направлений развития Пермского края, а аналитическое управление аппарата Правительства Пермского края - структурным подразделением аппарата Правительства Пермского края, данные органы являются участниками бюджетного процесса и праве осуществлять контроль за исполнением бюджета Пермского края.
В связи с изложенным ошибочными являются утверждения заместителя прокурора Пермского края о противоречии Положения, утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 13.07.2010 года N 399-п, требованиям статьи 152 Бюджетного кодекса РФ и статьи 29 Закона Пермского края от 12.10.2007 года N 111-ПК.
Согласно пункту 3.5 Положения (в действующей редакции) руководители функционально-целевых блоков (функциональных блоков) в соответствии с компетенцией:
организуют формирование бюджета по доходам органами государственной власти Пермского края в целях формирования бюджета Пермского края в управленческой структуре расходов бюджета Пермского края и обеспечивают контроль за исполнением доходов бюджета Пермского края по источникам доходов, закрепленных за функционально-целевыми блоками (функциональными блоками) правовым актом Правительства Пермского края;
формируют расходы функционально-целевых блоков (функциональных блоков) в соответствии с системой целей и задач в разрезе органов государственной власти Пермского края, государственных услуг, публичных обязательств в целях достижения установленных значений показателей конечного результата и в пределах доведенных бюджетных ограничений;
организуют проведение инвентаризации расходных обязательств и подготовку предложений по изменению или приостановке (с последующей отменой в случае необходимости) отдельных законов Пермского края и нормативно-правовых актов Правительства Пермского края;
вносят предложения по формированию бюджета развития;
вносят предложения по корректировке бюджета Пермского края на текущий финансовый год и плановый период;
вносят предложения в проект реестра принимаемых расходных обязательств;
одобряют предложения органов государственной власти Пермского края, закрепленных за функционально-целевыми блоками (функциональными блоками), по целевым программам, приоритетным региональным проектам;
осуществляют межведомственный контроль в рамках бюджета в управленческой структуре расходов бюджета Пермского края;
организуют подготовку докладов исполнительных органов государственной власти Пермского края о результатах и основных направлениях их деятельности и отчетов о фактической реализации установленных целей и задач;
организуют подготовку ежемесячной информации об исполнении функционально-целевым блоком (функциональным блоком) бюджета в управленческой структуре расходов бюджета Пермского края в соответствии с формами, определенными Правительством Пермского края, обобщают данную информацию и представляют ее в аналитическое управление аппарата Правительства Пермского края и Министерство финансов Пермского края.
Полномочия аналитического управления аппарата Правительства Пермского края изложены в пункте 3.6 Положения.
Кроме того, согласно пункту 5.1.4 Положения при формировании бюджета в управленческой структуре расходов бюджета Пермского края руководители функционально-целевых блоков (функциональных блоков) в пределах своей компетенции на основании полученной информации о бюджетных ограничениях расходов по функционально-целевым блокам (функциональным блокам) организуют работу по изменению структуры расходов блока в соответствии с целями и задачами блока; в сроки, определенные Планом подготовки прогноза социально-экономического развития Пермского края и проекта бюджета Пермского края, представляют в Министерство финансов Пермского края в информационной системе исполнительных органов государственной власти Пермского края на базе ERP информацию о распределении расходов функционально-целевого блока (функционального блока) в разрезе органов государственной власти по бюджетной классификации расходов и в управленческой структуре расходов бюджета Пермского края.
Руководители функционально-целевых блоков (функциональных блоков) до внесения проекта закона о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период в Законодательное Собрание Пермского края для выполнения поставленных задач имеют право распределять средства бюджетных ограничений между органами государственной власти Пермского края по функционально-целевому блоку (функциональному блоку). При этом руководители функционально-целевых блоков (функциональных блоков) обязаны обеспечить качественное предоставление государственной услуги (выполнение работы), полное обеспечение публичных обязательств бюджета Пермского края и других первоочередных расходов.
Средства, сэкономленные функционально-целевым блоком (функциональным блоком) по отношению к бюджетным ограничениям при формировании бюджета Пермского края в управленческой структуре расходов бюджета Пермского края, не изымаются и могут использоваться на расходы функционально-целевого блока (функционального блока) (кроме расходов на содержание органов государственной власти Пермского края) или резервироваться для исполнения расходов этого блока в будущих периодах.
Таким образом, указанные полномочия руководителей функционально-целевых блоков (функциональных блоков) в части перераспределения бюджетных средств являются подготовительной работой перед составлением проекта бюджета Пермского края на текущий финансовый год и плановый период, и связаны с определением приоритетных целей и задач деятельности исполнительных органов государственной власти.
В связи с изложенным утверждения заместителя прокурора Пермского края о противоречии пункта 5.1 Положения требованиям статей 14, 28, 38.1, 215.1, 217 Бюджетного кодекса РФ, являются несостоятельными.
Полномочия руководителей функционально-целевых блоков (функциональных блоков) в части порядка учёта бюджета Пермского края в управленческой структуре расходов бюджета Пермского края изложены в разделе VI Положения. В соответствии с данными полномочиями руководители указанных блоков в процессе исполнения бюджета Пермского края в целях принятия управленческих решений осуществляют анализ исполнения расходов бюджета Пермского края в разрезе органов государственной власти Пермского края, целей и задач, в дальнейшем результаты исполнения краевого бюджета рассматриваются на заседании консультативного совета при председателе Правительства Пермского края с целью принятия управленческих решений по эффективному использованию бюджетных средств и необходимости включения предложений в проект закона Пермского края о внесении изменений и дополнений в бюджет Пермского края. В случае необходимости руководители функционально-целевых блоков (функциональных блоков) готовят предложения в проект закона о внесении изменений и закон Пермского края о бюджете на текущий финансовый год и плановый период, в том числе по вопросу перераспределения расходов между органами государственной власти Пермского края в пределах расходов функционально-целевого блока (функционального блока).
Раздел VII Положения в действующей редакции, предусматривающий контроль за исполнением бюджета Пермского края в управленческой структуре расходов бюджета Пермского края, наделяет руководителей функционально-целевых блоков (функциональных блоков) полномочиями по подготовке и представлению в аналитическое управление аппарата Правительства Пермского края и Министерство финансов Пермского края информации об исполнении доходов, расходов функционально-целевого блока (функционального блока). Данная информация рассматривается на заседаниях Правительства Пермского края при ежеквартальном рассмотрении итогов исполнения бюджета Пермского края. Аналитическим управлением аппарата Правительства Пермского края и Министерством финансов Пермского края проводится мониторинг исполнения расходов функционально-целевых блоков (функциональных блоков).
Из указанных выше положений следует, что полномочия руководителей функционально-целевых блоков (функциональных блоков) на стадии учёта и исполнения бюджета Пермского края в управленческой структуре расходов бюджета Пермского края, а также полномочия руководителей функционально-целевых блоков (функциональных блоков) и аналитического управления аппарата Правительства Пермского края на стадии контроля за исполнением бюджета Пермского края в управленческой структуре расходов бюджета Пермского края, связаны с анализом эффективности бюджетных расходов бюджета Пермского края в целях принятия управленческих решений, в том числе, для подготовки предложений в проект закона о внесении изменений и дополнений в закон Пермского края о бюджете на текущий финансовый год и плановый период.
Данная деятельность является текущей работой исполнительных органов государственной власти Пермского края и не свидетельствует об осуществлении контроля за исполнением бюджета Пермского края, поэтому утверждения заявителя о противоречии раздела VII Положения (в действующей редакции) требованиям статьи 152 Бюджетного кодекса РФ и статье 29 Закона Пермского края от 12.10.2007 года N Ill-ПК, являются несостоятельными.
Доводы заместителя прокурора Пермского края о противоречии пункта 5.2 Положения требованиям статьи 8 Закона Пермского края от 12.10.2007 года N 111-ПК, являются ошибочными, так как согласно пункту 5.2 Положения (в действующей редакции) к бюджету развития относятся расходы в соответствии с Методикой, утверждаемой председателем Правительства Пермского края, то есть данная норма полностью соответствует части 10 статьи 8 Закона Пермского края от 12.10.2007 года N 111 -ПК.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Принимая во внимание, что оспариваемые заместителем прокурора Пермского края положения постановления Правительства Пермского края от 13 июля 2010 года N 399-п (в действующей редакции) не противоречат ни федеральному законодательству, ни законодательству Пермского края, заявителю в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
отказать заместителю прокурора Пермского края в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 1, 2, 3 постановления Правительства Пермского края от 13 июля 2010 года N 399-п "О порядке формирования, исполнения, учёта и контроля за исполнением бюджета Пермского края по управленческой классификации (управленческого бюджета)" с изменениями, внесёнными постановлением Правительства Пермского края от 23 марта 2011 года N 136-п.
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья - (подпись) - Бузмаков С.С.
Справка.
На основании определения Верховного Суда Российской Федерации от 21.09.2011 года решение Пермского краевого суда от 24 мая 2011 года отменено, принято новое решение, которым заявление заместителя прокурора Пермского края удовлетворено.
Пункты 1, 2, 3 постановления правительства Пермского края от 13 июля 2010 года N 399-п "О порядке формирования, исполнения, учета и контроля за исполнением бюджета Пермского края в управленческой, структуре расходов бюджета Пермского края" признаны недействующими с момента принятия решения.
Судья - С.С. Бузмаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.