Пермский краевой суд в составе председательствующего судьи Хрусталевой Л.Е.
при секретаре Лузяниной А.В., после замены - Лысове В.Ю.,
с участием прокурора Масленниковой И.А.,
заявителя Порошина Д.И.,
представителя заявителя Богомоловой Н.В., действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу N 28 Залогина В.П., действующего на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Пермского края Любарской Т.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев 11 ноября 2011 года в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по заявлению Порошина Д.И. об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу N 28 от 28 октября 2011 года N 06/02 "Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу N 28 Порошину Д.И." и возложении на окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу N 28 обязанности зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу N 28,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 2 сентября 2011 года N 2834 "О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва" назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва на 4 декабря 2011 года. Указанное постановление опубликовано в Пермской краевой газете "Звезда" N 104 (31818) от 6 сентября 2011 года.
Схема тридцати одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва утверждена постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 16 июня 2011 года N 2725.
Постановлением избирательной комиссии Пермского края от 6 сентября 2011 года N 08/07-2 "О возложении обязанности полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва на территориальные избирательные комиссии" полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу N 28 возложены на территориальную избирательную комиссию Краснокамского муниципального района.
Решением окружной избирательной комиссии от 28 октября 2011 года N 06/02 Порошину Д.И., выдвинувшему свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу N 28.
Порошин Д.И. обратился в Пермский краевой суд с заявлением об отмене указанного решения окружной избирательной комиссии. В обоснование требований указал, что 28 сентября 2011 года уведомил окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу N 28 о своем согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу и представил необходимые документы. 19 октября 2011 года представил в окружную избирательную комиссию N 28 документы, необходимые для регистрации. Считает решение окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края незаконным. Полагает, что им было представлено достаточное для регистрации количество подписей избирателей. Указал, что необоснованно были признаны недействительными следующие подписи избирателей. В папке N 1: строка 5 в подписном листе 31, поскольку ошибки в сведениях об избирателе нет; строка 5 в подписном листе 63, так как сборщик подписей при внесении данных избирателя вместо фамилии избирателя Дикарева указал Декарева; строка 1 в подписном листе 34, так как сборщик подписей при внесении данных избирателя Баландина написал Баяндин; строка 5 в подписном листе 52, так как сборщик подписей при внесении данных избирателя Корлякова В.В. пропустил одну букву "К" в написании фамилии, в серии паспорта поменял местами цифры, вместо 5703 написал 0753; строка 4 в подписном листе 57, так как сборщик подписей при внесении данных избирателя Поздняковой Е.М. написал в графе "Серия и номер паспорта" в серии паспорта вместо цифры "7" цифру "5"; строка 2 в подписном листе 45, так как сборщик подписей при внесении данных избирателя Гузеевой Е.Ф. в графе "Адрес места жительства" в номере дома вместо корпуса 4 "б" написал 4 "а"; строка 4 в подписном листе 31, так как сборщик подписей при внесении данных избирателя Нигматуллиной Т.Б. в графе "Адрес места жительства" в номере дома вместо цифры "16 "указал цифру "15"; строка 4 в подписном листе 30, так как сборщик подписей при внесении данных избирателя Владыкина Е.С. в графе "Адрес места жительства" в номере квартиры вместо цифры "28" указал цифру "8"; строка 1 в подписном листе 93, так как сборщик подписей при внесении данных избирателя Гариповой Н.Г. написал "Гарипова Н.Г."; строка 5 в подписном листе 45, так как сборщик подписей при внесении данных избирателя Баудер М.С. в графе "Адрес места жительства" в номере дома вместо цифры "15" указал цифру "17"; в строке 2 в подписном листе 150, так как сборщик подписей при внесении данных избирателя Миннулина Д.Р. в графе "Адрес места жительства" в номере квартиры вместо цифры "163" указал цифру "63"; строка 3 в подписном листе 144, так как сборщик подписей при внесении данных избирателя Пичкалевой Е.А. в графе "Адрес места жительства" не указал номер квартиры (частный дом); в строке 1 в подписном листе 144 сборщик подписей неверно указал адрес места жительства избирателя Каминской Т.Г. со слов избирателя, который паспорт в руки сборщика не дал; строка 3 в подписном листе 146, где неверно указан адрес места жительства избирателя Степанова А.А., который записан со слов избирателя, избиратель паспорт в руки сборщика не дал. В папке **: строка 1 в подписном листе 37, так как сборщик подписей при внесении данных избирателя Тютиковой В.В. в графе "Адрес места жительства" в номере квартиры вместо цифры "15" указал цифру "95". Указал, что в соответствии с законом данные об избирателях, ставящих в подписном листе свою подпись и дату её внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата. Как правило, сборщик вносит данные об избирателе в подписной лист со слов избирателя. Кроме того, необходимо учитывать условия сбора подписей: на перилах, в подъезде, на сумке в руках, стоя на улице, при плохом освещении и т. **** образом, случайное написание (механическая описка) другой цифры в серии или номере паспорта избирателя, номере квартиры не может служить основанием для признания сведений об избирателе несоответствующими действительности, так как записанные сборщиком данные в подписном листе не указывают на иное лицо, а позволяют установить достоверность и действительность сведений именно этого избирателя, бесспорно, полно и конкретно. Кроме того, признание подписи такого избирателя недействительной, нарушает его активное избирательное право, гарантированное ему Конституцией Российской Федерации. Данное решение комиссии нарушает пассивное избирательное право заявителя. Просит отменить решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу N 28 от 28 октября 2011 года N 06/02 "Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу N 28 Порошину Д.И.", обязать окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу N 28 зарегистрировать его кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу N 28.
В судебном заседании Порошин Д.И. заявленные требования поддержал. Пояснил, что окружной избирательной комиссией обоснованно признаны недействительными подписями подписи избирателей Макарова А.Н., Афанасьевой Е.Ю., Шиловой Л.Н., Савиных Т.А., Фроловой С.А., Меркушева В.Ю., Рожковой М.А., Медовиковой И.В., Пичкалевой Т.В. Вместе с тем оснований для признания недействительными шестнадцати подписей избирателей не имелось. Сведения об избирателе Маскаеве А.Б. соответствуют действительности. В сведениях об избирателях Дикаревой А.Е., Баландине В.В., Корлякове В.В., Поздняковой Е.М., Гузеве Е.Ф., Владыкине Е.С., Баудер М.С., Миннуллине Д.Р., Каминской Т.Г., Тютиковой В.В., Пичкалевой Е.А. допущены описки по вине сборщиков подписей, которым избиратели сообщали правильные сведения. Имя и отчество избирателя Гариповой Н.Г. ошибочно написано сборщиком как "Нина Григорьевна", а не как в паспорте - "Нурия Габделхаковна". В качестве места жительства избирателя Степанова А.А. указано место его фактического проживания. У избирателя Тютиковой Н.Ю., которая проживает вместе с матерью, в качестве места жительства указан адрес места фактического проживания. У избирателя Ишкина P.M. в паспорте имеются сведения о регистрации по адресу, указанному в подписном листе, о том, что на основании решения суда он снят с регистрационного учета, избирателю не было известно. Указал, что оспариваемым решением нарушено его пассивное избирательное право.
Представитель Порошина Д.И. - Богомолова Н.В., доводы, изложенные в заявлении Порошина Д.И., поддержала в полном объеме. Указала, что допущенные описки в шестнадцати подписях избирателей, не препятствуют однозначному восприятию сведений об избирателях, все подписи избирателей являются достоверными. Полагает, что поскольку сведения об избирателях в подписные листы вносили сборщики, оснований для признания недействительными подписей в связи с тем, что сведения об избирателях не соответствуют действительности, не имеется, так как в соответствии с действующим законодательством о выборах недействительными могут быть признаны подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. Избиратели не сообщали сборщикам сведения, которые не соответствуют действительности, описки в подписных листах произошли по вине сборщиков. Просила заявленные Порошиным Д.И. требования удовлетворить.
Представитель окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу N 28 Залогин В.П. просит в удовлетворения заявленных Порошиным Д.И. требованиях отказать. Указал на то, что основания для признания подписей недействительными установлены на основании сведений УФМС. В ведомости проверки подписных листов, содержащихся в папке N 1, допущена описка, недействительной является подпись, содержащаяся в строке 4, а не 5 подписного листа 31. Представил письменный отзыв на заявление (л.д. 203).
Представитель Избирательной комиссии Пермского края - Любарская Т.В. просит в удовлетворении заявленных требований отказать. Указала, что окружной избирательной комиссией обоснованно были признаны недействительными 24 подписи избирателей, оснований для признания недействительной подписи избирателя в строке 5 подписного листа 31 в папке N 1 не имелось, поскольку не установлено, что сведения об избирателе не соответствуют действительности.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, заключение прокурора Масленникой И.А., полагавшей, что заявление Порошина Д.И. удовлетворению не подлежит, суд не находит оснований к удовлетворению заявленных Порошиным Д.И. требований.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в том числе:
недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата (п.п. "д").
Аналогичные требования содержатся и в ч. 5 статьи 33 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края".
Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 или 16.2 настоящей статьи.
Пунктами 2 и 3 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.
В соответствии с п. 9 ст. 59 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет.
Согласно ч. 1 ст. 28 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК при самовыдвижении кандидата окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом, настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Законодательного Собрания Пермского края. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении указываются сведения о судимости кандидата.
В соответствии с частью второй ст. 28 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК вместе с заявлением, указанным в части первой настоящей статьи, в окружную избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме в соответствии с приложением к Федеральному закону.
Согласно части первой статьи 32 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат не ранее чем за 15 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени) представляет в окружную избирательную комиссию:
а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах по форме, установленной избирательной комиссией Пермского края (если в поддержку выдвижения кандидата проводился сбор подписей избирателей);
б) первый финансовый отчет кандидата;
в) сведения об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 2 статьи 28 либо частью 20 статьи 29 настоящего Закона (если такие изменения имеются).
Судом установлено, что 28 сентября 2011 года Порошин Д.И. уведомил окружную избирательную комиссию N 28 о выдвижении кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу N 28, представив в избирательную комиссию все предусмотренные частью 20 статьи 29 Закона Пермского края документы о выдвижении кандидатом, и получив письменное подтверждение получения ОИК N 28 этих документов (л.д. 119-139).
Анализ приведенных выше правовых норм свидетельствует о том, что документы, необходимые для регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края Порошина Д.И. должны были быть представлены в избирательную комиссию до 18 часов по местному времени 19 октября 2011 года.
19 октября 2011 года в 16 часов 20 минут Порошин Д.И. представил в окружную избирательную комиссию подписное листы в количестве 231, содержащие 791 подпись избирателей, что подтверждается актом о приеме подписных листов (л.д. 141), а также первый финансовый отчет, фотографии, протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде на диске, что следует из подтверждения принятых документов для регистрации кандидата (л.д. 140), копий документов (л.д. 142, 177-181).
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов
Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу N 28 Порошину Д.И. отказано в регистрации кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному округу N 28. Основанием для отказа Порошину Д.И. в регистрации послужило недостаточное количество подписей избирателей (л.д. 168).
Из постановления Избирательной комиссии Пермского края от 28.08.2007 года N 11/05 следует, что территориальная избирательная комиссия Краснокамского муниципального района, на которую постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 06.09.2011 года N 08/08-2 возложены полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному округу N 28, состоит из 9 человек (л.д. 63-71).
Из 9 членов избирательной комиссии, на заседании, в котором рассматривалось заявление Порошина Д.И. о регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края, присутствовало членов комиссии с правом решающего голоса при принятии решения - 8. За отказ Порошину Д.И. в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного собрания Пермского края проголосовали семь членов комиссии, против - один член комиссии, что подтверждается копией протокола заседания окружной избирательной комиссии (л.д. 169-174). Таким образом, решение принято правомочным органом, соответствует требованиям п. 13 ст. 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.
В соответствии с п. 2 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом. Если для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, для назначения референдума, не более чем на четыре подписи.
Согласно п. 3 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Порядок сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, единых списков кандидатов определен ст. 31 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК. Согласно ч. 2 указанной статьи если в поддержку выдвижения кандидата собираются подписи избирателей, то количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 1 процент от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа.
В силу ч. 6 указанной статьи избиратель в подписном листе ставит свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Подпись в поддержку выдвижения кандидата, единого списка кандидатов и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Сведения об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей. Указанные сведения вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается.
По окончании сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения единого списка кандидатов уполномоченные представители избирательного объединения подсчитывают общее количество подписей избирателей. По результатам подсчета составляется протокол об итогах сбора подписей избирателей, который подписывается уполномоченными представителями избирательного объединения. Кандидат подсчитывает количество подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу, составляет и подписывает протокол об итогах сбора подписей избирателей (ч. 9 ст. 31).
В соответствии с ч. 5 ст. 32 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК, если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы, соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Для проведения указанной проверки соответствующая избирательная комиссия может образовать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и привлеченных специалистов. К таким проверкам могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, работники аппарата избирательной комиссии Пермского края, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений юстиции, военных комиссариатов, специализированных организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также иных государственных органов.
Письменные заключения указанных в настоящей части экспертов могут служить основанием для признания недостоверными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.
Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений избирательные комиссии вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, а также ГАС "Выборы".
Согласно ч. 6 ст. 32 указанного закона проверке подлежит 20 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата, единого списка кандидатов количества подписей и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. При проведении выборки и проверки подписных листов в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации по одномандатному избирательному округу количество подписей избирателей, или его доверенное лицо, а в избирательной комиссии Пермского края -уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, выдвинувшего единый список кандидатов и представившего необходимое для его регистрации количество подписей избирателей. О времени проведения выборки и проверки подписных листов должны извещаться все кандидаты, уполномоченные представители всех избирательных объединений, представивших в соответствующую избирательную комиссию указанное количество подписей.
Частью 7 ст. 32 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Согласно ч. 14 ст. 32 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК по окончании проверки подписных листов по каждому кандидату, единому списку кандидатов составляется итоговый протокол, который подписывается уполномоченным на то членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется в избирательную комиссию для принятия решения о регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо об отказе в регистрации. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и(или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо об отказе в регистрации. Повторная проверка подписных листов, а также внесение изменений в протокол после принятия указанного решения не допускаются. Копия протокола передается кандидату, уполномоченным представителям избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания соответствующей избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, единого списка кандидатов. В случае, если количества достоверных подписей недостаточно для регистрации кандидата, единого списка кандидатов, либо если количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило 10 и более процентов от общего числа подписей, отобранных для проверки, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в соответствующей избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные руководителем рабочей группы, образованной для проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Повторная проверка подписных листов после принятия избирательной комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или избирательной комиссией в соответствии с частью 6 статьи 82 настоящего Закона и только в пределах подписей, подлежащих проверке.
Из постановления Законодательного Собрания Пермского края от 16 июня 2011 года N 2725 "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва" следует, что численность избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа N 28, составляет 77 140.
В силу ч. 2 ст. 31 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 1 процент от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа. Следовательно, для регистрации кандидатом по одномандатному округу N 28 требуется 771 подпись избирателя.
Как усматривается из материалов дела, Порошиным Д.И. представлен в окружную избирательную комиссию 231 подписной лист с 791 подписью избирателей, что не превышает максимально допустимое количество подписей.
Методом случайной выборки для проверки были отобраны 43 подписных листа, всего 154 подписи (л.д. 143-144).
В ходе проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, представленных для регистрации Порошиным Д.И., о начале проведения которой заявитель был извещен, что им не оспаривается, рабочая группа по проверке подписных листов 26 октября 2011 года пришла к выводу о недействительности 25 подписей избирателей, что составило 16,2 % от 154 отобранных для проверки подписей.
Из ведомости проверки подписных листов, представленных Порошиным Д.И. в папке N 1, следует, что были выявлены нарушения в строке 5 подписного листа 31, строках 1, 2 подписного листа 34, в строке 5 подписного листа 52, в строке 5 подписного листа 48, в строке 4 подписного листа 53, в строке 4 подписного листа 7, в строке 4 подписного листа 17, в строке 2, 5 подписного листа 45, в строках 1, 4 подписного листа 30, в строке 3 подписного листа 146, в строке 2 подписного листа 150, в строке 3 подписного листа 12, в строке 1, 4 подписного листа 93, в строках 1, 4, 3 подписного листа 144 (л.д. 166).
Из ведомости проверки подписных листов, представленных Порошиным Д.И., в папке 2 были выявлены недействительные подписи: в строке 5 подписного листа 63, в строке 4 подписного листа 57, в строке 68 подписного листа 1, в строках 1, 2 подписного листа 37 (л.д. 167).
Нарушения выявлены на основании сведений отделения Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю в Пермском районе и отделения Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю в г. Краснокамск (л.д. 145-164).
26 октября 2011 года был составлен итоговый протокол проверки подписных листов, из которого следует, что количество заявленных подписей - 771, количество представленных подписей - 791, количество проверенных подписей - 154, количество недействительных подписей - 25, количество достоверных подписей - 129; общее количество недействительных подписей - 25, что составило 16,2% от отобранных для проверки подписей. В связи с чем имеются основания для отказа в регистрации кандидата Порошина Д.И. по п. "ж" ч. 5 ст. 33 Закона Пермского края "О выборах депутатов Законодательного собрания Пермского края". (л.д. 165).
С целью проверки доводов Порошина Д.И. в судебном заседании была проведена повторная проверка подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата Порошина Д.И. в пределах тех, которые были подвергнуты проверке рабочей группой окружной избирательной комиссии. Сведения об избирателях, указанные в этих подписных листах были сопоставлены с данными таблиц проверки подписных листов, со сведениями УФМС.
Судом установлено, что имеются нарушения избирательного законодательства в 24 подписях избирателей, что составляет 15,58% от отобранных для проверки подписей.
Так, в строке 5 подписного листа 63 в папке N 2 фамилия избирателя не соответствует действительности, поскольку в Подписном листе указана фамилия "Декарева" (копия подписного листа - л.д. 197), согласно сведениям УФМС - "Дикарева" (л.д. 147).
В строке 1 подписного листа 34 в папке N 1 фамилия избирателя не соответствует действительности, так как в подписном листе указана фамилия "Баяндин" (копия подписного листа - л.д. 186), согласно сведениям УФМС -"Баландин" (л.д. 148).
В строке 2 этого же подписного листа у избирателя Макарова А.Н. указанные в графе "серия и номер паспорта или: документа, заменяющего паспорт гражданина" сведения не соответствуют действительности, поскольку в подписном листе указано 5704 073800 (копия подписного листа -л.д. 186), согласно сведениям УФМС - 5711 763968 (л.д. 148).
В строке 5 подписного листа 52 в папке N 1 сведения о фамилии избирателя и серии паспорта избирателя не соответствуют действительности. В подписном листе указана фамилия избирателя. Орляков серия и номер паспорта избирателя ** (л.д. 189). Согласно сведениям УФМС фамилия избирателя Корляков, серия и номер его паспорта - ** (л.д. 150).
В строке 5 подписного листа 48 в папке N 1 введения о серии и номере паспорта избирателя не соответствуют действительности, поскольку в подписном листе в графе "серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина" указано 5710 680109 (копия подписного листа - л.д. 188), согласно сведениям УФМС - серия и номер паспорта избирателя Афанасьевой Е.Ю. - 5711 765181 (л.д. 151).
В строке 4 подписного листа 53 в папке N 1 сведения об адресе места жительства избирателя Шиловой Л.Н. не соответствуют действительности, так как в подписном листе указан адрес: **** (копия подписного листа -л.д. 190), согласно сведениям УФМС - избиратель проживает на **** (л.д. 151).
В строке 4 подписного листа 57 в папке N 2 у избирателя Поздняковой Е.М., 1993 года рождения, не указана дата и месяц рождения, сведения о серии паспорта не соответствуют действительности, поскольку в подписном листе в графе "серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина" указано - 5705 186006 (копия подписного листа - л.д. 196), согласно сведениям УФМС-5707 186006 (л.д. 152).
В строке 4 в подписном листе 7 в папке N 1 неверно указаны серия и номер паспорта избирателя Савиных Т.А., в подписном листе указано - 5703 378250, по сведениям УФМС - 5701 586672 (л.д. 155).
В строке 4 подписного листа 17 в папке N 1 введения о серии и номере паспорта избирателя Фроловой С.А. не соответствуют действительности,
поскольку в подписном листе в графе "серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина" указано 5704 928032 (копия подписного листа - л.д. 183), согласно сведениям УФМС - 5704 507561 (л.д. 155).
В строке 1 подписного листа 37 в папке N сведения об адресе места жительства 2 избирателя Тютиковой В.В. не соответствуют действительности, поскольку в подписном листе указан адрес места жительства - **** (копия подписного листа - л.д. 195), согласно сведениям УФМС - избиратель проживает в квартире N 15 (л.д. 164).
В строке 2 этого же подписного листа сведения об адресе места жительства Тютиковой Н.Ю. не соответствуют действительности (копия подписного листа - л.д. 195), согласно сведениям УФМС Тютикова Н.Ю. не зарегистрирована по адресу, указанному в подписном листе - **** (л.д. 164).
В строке 5 подписного листа 45 в папке N 1 сведения об адресе места жительства избирателя Баудер М.С. не соответствуют действительности, поскольку в подписном листе указано, что избиратель проживает по адресу: **** (копия подписного листа - л.д. 187), согласно сведениям УФМС избиратель проживает в доме N 15 (л.д. 157).
В строке 2 этого же подписного листа у избирателя Гузевой Е.Ф. сведения об адресе места жительства избирателя не соответствуют действительности, в подписном листе указано, что избиратель проживает по адресу: **** (копия подписного листа - л.д. 187), согласно сведениям УФМС избиратель проживает в доме 4 "б" (л.д. 157).
В строке 1 подписного листа 30 в папке N 1 у избирателя Меркушева В.Ю. в графе "серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина" указано 5704 224993 (копия подписного листа - л.д. 184), согласно сведениям УФМС - 5710 680493 (л.д. 157).
В строке 4 подписного листа 30 в папке N 1 сведения об адресе места жительства избирателя избирателя Владыкина Е.С. не соответствуют действительности, в подписном листе указано, что избиратель проживает по адресу: **** (копия подписного листа - л.д. 184), согласно сведениям УФМС избиратель проживает в квартире N 28 (л.д. 157).
В строке 3 подписного листа 146 в папке N 1 сведения об адресе места жительства избирателя Степанова А.А. не соответствуют действительности, в подписном листе указано, что избиратель проживает по адресу: **** (копия подписного листа - л.д. 193), согласно сведениям УФМС Степанов А.А. проживает по другому адресу (л.д. 158).
В строке 2 подписного листа 150 в папке N 1 сведения об адресе места жительства избирателя Миннуллина Д.Р. не соответствуют действительности, в подписном листе указано, что избиратель проживает по адресу: **** (копия подписного листа - л.д. 194), согласно сведениям УФМС избиратель проживает в квартире N 163 (л.д. 158).
В строке 3 подписного листа 12 в папке N 1 сведения об адресе места жительства избирателя Рожковой М.А. не соответствуют действительности, в подписном листе указано, что избиратель проживает по адресу: **** (копия подписного листа - л.д. 182), согласно сведениям УФМС избиратель проживает по другому адресу (л.д. 160).
В строке 1 подписного листа 68 в папке N 2 сведения об адресе места жительства избирателя Ишкина P.M. не соответствуют действительности, в подписном листе указано, что избиратель проживает по адресу: **** (копия подписного листа - л.д.198), согласно сведениям УФМС Ишкин P.M. снят с регистрационного учета по указанному адресу 24 марта 2010 года по решению суда (л.д.160).
В строке 1 подписного листа 3 в папке N 1 имя и отчество избирателя, указанные в подписном листе не соответствуют действительности, поскольку в подписном листе у избирателя Гариповой указано имя и отчество - Нина Григорьевна, согласно сведениям УФМС - Нурия Габделхаковна (л.д.160).
В строке 4 указанного подписного листа сведения об имени избирателя и серии, номере паспорта не соответствуют действительности. В подписном листе указан избиратель Медовикова И.В., серия и номер паспорта 5710 078232, по сведениям УФМС имя избирателя Ираида, серия и номер паспорта - ** (л.д. 160).
В строке 1 подписного листа 144 в папке 1 сведения о адресе места жительства избирателя Каминской Т.Г. не соответствуют действительности, поскольку в подписном листе указан адрес - **** (копия подписного листа - л.д. 192), согласно сведениям УФМС адрес места жительства избирателя **** (л.д.160).
В строке 3 этого же подписного листа сведения об адресе места жительства заявителя не соответствуют действительности, в подписном листе у избирателя Пичкалевой Е.А. указан адрес места жительства: ****, без указания квартиры (копия подписного листа -192), что не соответствует сведениям УФМС, согласно которым избиратель проживает в **** (л.д. 160).
В строке 4 этого же подписного листа у избирателя Пичкалевой Т.В. имеется аналогичное нарушение требований избирательного законодательства. Кроме того, сведения о серии и номере ее паспорта не соответствуют действительности. В подписном листе указаны серия и номер паспорта Пичкалевой Т.В. как ** (копия подписного листа - 192).
Согласно сведениям УФМС избиратель имеет паспорт серии ** (Л.Д.161).
В соответствии с действующим федеральным законодательством, имеющим большую юридическую силу, недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (п.п. "в" п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
Судом установлено, что окружной избирательной комиссией N 28 на основании подписных листов, подвергнутых проверке, были составлены таблицы, которые были направлены в отделения УФМС для проверки сведений об избирателях.
Между Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и Федеральной миграционной службой имеется соглашение о взаимодействии, которым предусмотрено направление избирательной комиссией в орган ФМС России запроса на проведение проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей по форме, согласно приложению к подписанному протоколу.
Таким образом, данные УФМС о расхождении сведений, которые указаны в подписных листах об избирателях, могут служить основанием для признания подписей избирателей недействительными.
В соответствии с п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ недействительными признаются, в частности, подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (п.п. "в"); подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист (п.п. "г").
Суд приходит к выводу о том, что основания, по которым 24 подписи были окружной избирательной комиссией N 28 признаны недействительными, предусмотрены и соответствуют положениям п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Вместе с тем, оснований для признания недействительной подписи, содержащейся в строке 5 подписного листа 31 в папке N 1, не имеется, поскольку доказательств того, что сведения об избирателе Маскаеве А.Б не соответствуют действительности, не имеется.
Доводы заявителя о том, что окружной избирательной комиссией необоснованно признаны недействительными подписи избирателей Степанова А.А., Тютиковой Н.Ю., являются несостоятельными.
Статья 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", устанавливает значение основных терминов и понятий, употребляемых в этом Федеральном законе. Согласно подпункту 5 данной статьи адрес места жительства - это тот адрес, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Таким образом, исходя из буквального смысла приведенной нормы, в подписных листах избирателем должен указываться адрес места жительства в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства.
В силу п. 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713) такими документами являются паспорт гражданина Российской Федерации и, в отдельных случаях, свидетельство о регистрации по месту жительства.
В соответствии с ч.б ст. 31 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК избиратель в подписном листе указывает адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.
Действующее законодательство не предоставляет избирателю право указать в подписном листе сведения об ином месте жительства, чем том, определения которого содержится в указанных правовых нормах. Иное понимание данных законоположений допускало бы невозможность однозначного определения в каждом конкретном случае правильности указания места жительства избирателя и не отвечало бы требованиям ясности и недвусмысленности правового регулирования.
Судом установлено, что сведения об адресе места жительства избирателей Степанова А.А., Тютиковой Н.Ю. не соответствуют действительности, в связи с чем их подписи являются недействительными.
Не может быть признана действительной подпись избирателей Пичкалевой Е.А., как полагает заявитель, обосновывая свой довод тем, что избиратель проживает в частном доме, имеющем одну квартиру, поскольку адрес избирателя, указанный в подписном листе, не соответствует сведениям о месте регистрации Пичкалевой Е.А. Указание в подписном листе неполных сведений о месте жительства, не допускается.
Не имеется также оснований для признания действительной подписи избирателя Ишкина P.M., поскольку сведения об адресе его места жительства не соответствуют действительности, на регистрационном учете на момент внесения сведений о данном избирателе, Ишкин P.M. по адресу, указанному в подписном листе, не был зарегистрирован, что подтверждается сведениями УФМС. В связи с указанными обстоятельствами, даже при наличии сведений об регистрации по адресу его паспорте Ишкина P.M., на что ссылается заявитель, указание им этого адреса в подписном листе является сообщением не соответствующих действительности сведений, в связи с чем его подпись является недействительной.
Доводы заявителя о том, что возможно признать действительной подпись избирателя Гариповой Н.Г., имя и отчество которой в подписном листе указано, так, как к ней обращаются в быту - Н.Г., не основаны на законе. Установлено, что имя и отчество избирателя не соответствуют сведениям, содержащимся в паспорте избирателя, в связи с чем, подпись данного избирателя обоснованно признана недействительной.
Являются несостоятельными доводы заявителя и его представителя о действительности подписей избирателей Дикаревой А.Е., Баландина В.В., Корлякова В.В., Поздняковой Е.М., Гузевой Е.Ф., Владыкина Е.С., Баудер М.С., Миннуллина Д.Р., Каминской Т.Г., Тютиковой В.В., со ссылкой на то, что описки допущены по вине сборщиков, поскольку избиратели не передавали при заполнении подписных листов свой паспорт сборщику, в соответствии с действующим избирательным законодательством недействительными могут быть признаны подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, а не подписи, в которых допущены описки сборщиками, которым избиратели сообщили достоверные сведения.
Указанные доводы основаны на неправильном истолковании закона. В силу п.п. "в" п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, п. "б" ч. 11 ст. 31 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности.
Порядок сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, единых списков кандидатов в депутаты законодательного Собрания Пермского края определен статьей 31 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК.
В соответствии с ч.б указанной статьи избиратель в подписном листе ставит свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования -дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Подпись в поддержку выдвижения кандидата, единого списка кандидатов и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Сведения об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей. Указанные сведения вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается.
При этом закон не содержит норм, определяющих возможность признания действительными подписей избирателей, недостоверные сведения о которых внесены в подписной лист сборщиком.
При проверке законности оспариваемого решения окружной избирательной комиссии обстоятельства, по чьей вине допущены описки в сведениях об избирателях, сборщиком или избирателем, сообщившим недостоверные сведения, правового значения не имеют.
Избиратели удостоверили своей подписью сведения, внесенные по их просьбе сборщиком, таким образом, при наличии сведений об избирателях, не соответствующих действительности, у окружной избирательной комиссии имелись основания для признания таких подписей недействительными.
Не могут быть приняты во внимание доводы заявителя и его представителя о том, что в условиях, при которых производился сбор подписей избирателей (место сбора, время суток и т.д.), возможны неумышленные описки в сведениях об избирателях. Законом предусмотрены требования к оформлению подписных листов, сведений об избирателях, указанные требования должны соблюдаться кандидатами, независимо от наличия каких-либо условий, затрудняющих сбор подписей.
Доводы заявителя о том, что допущенные незначительные описки в сведениях об избирателях позволяют установить достоверность и действительность сведений именно этого избирателя, бесспорно, полно и конкретно, основанием к отмене оспариваемого решения окружной избирательной комиссии не являются.
Действующее избирательное законодательство не содержит норм, обязывающих суд выяснять, не препятствуют ли однозначному восприятию сведения об избирателе, поскольку выяснение степени восприятия и толкования таких сведений нарушило бы принцип равенства прав всех кандидатов перед законом.
Количество недействительных подписей составляет более 10 процентов от общего количества подписей, обобранных для проверки, что в свою очередь является безусловным основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты Порошина Д.И.
При рассмотрении дела установлены основания для отказа Порошину Д.И. в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва в связи с недостаточным количеством подписей избирателей, следовательно, у окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу N 28 не имелось основания для принятия положительного для кандидата решения.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (части 1, 2 и 3 статьи 3). Развивая эти положения, определяющие основы конституционного строя, статья 32 Конституции Российской Федерации закрепляет право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (часть 1), включая право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2).
Оспариваемое решение не затрагивает избирательного права заявителя, поскольку нарушений такого права заявителя суд не установил.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
отказать Порошину Д.И. в удовлетворении заявления об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу N 28 от 28 октября 2011 года N 06/02 "Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу N 28 Порошину Д.И." и возложении на окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу N 28 обязанности зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу N 28.
На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 5 дней со дня изготовления мотивированного решения - 14 ноября 2011 года.
Судья - (п. подпись) Л.Е. Хрусталева
судья - Л.Е. Хрусталева
Решение вступило в законную силу 22 ноября 2011 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.