Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Валуевой Л.Б.,
судей Швецова К.И., Змеевой Ю.А.,
при секретаре Вотиновой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 09 ноября 2011 года дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми на решение Свердловского районного суда г. Перми от 11 июля 2011 года, которым постановлено:
Признать незаконным решение комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г.Перми от 30.04.2010 года N 1022 в части не включения в специальный стаж Колесниковой Н.И. периодов работы в должности * НПО " ***", ГУП **" с 06.04.1994 года по 30.06.2008 года и отказа в назначении Колесниковой Н.И. пенсии.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми включить в специальный стаж Колесниковой Н.И. периоды ее работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в должности * НПО " ***", ГУП **" с 06.04.1994 года по 30.06.2008 года и назначить Колесниковой Н.И. досрочную трудовую пенсию по старости с 16.03.2010 года.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Швецова К.И., пояснения представителей истицы и ответчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Колесникова Н.И. обратилась в суд с исковым заявлением о признании незаконным решения комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г.Перми от 30.04.2010 года N 1022, которым истице отказано в назначении с 16 марта 2010 года досрочной трудовой пенсии, в связи с невключением в имеющейся у нее специальный трудовой стаж периодов осуществления деятельности по охране здоровья населения в должности * в НПО " ***", ГУП **") с 06.04.1994 года по 30.06.2008 года. Отказ в реализации Колесниковой Н.И. пенсионных прав на основании п.п. 20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" в связи с выработкой необходимого медицинского стажа нельзя признать законным. В отмеченные периоды исполнения трудовых обязанностей она занималась деятельностью по охране здоровья населения, работая в здравпункте предприятия НПО " ***", относимом к структурному подразделению системы здравоохранения на основании приказа N 130 от 23.06.1994 года, руководствуясь при этом Типовым положением о фельдшерском здравпункте. Режим работы был установлен ежедневный с 8 часов 30 минут до 16 часов на условиях полного рабочего дня. Помимо обязанностей, указанных в ее должностной инструкции, она выдавала направления больным к врачам - специалистам, в случае необходимости вызывала для больного "Скорую помощь", оказывала первую медицинскую помощь, назначала больным лекарственные препараты, измеряла давление, организовывала медицинские осмотры с приглашением врачей-специалистов, проводила физиотерапевтические процедуры, предрейсовые осмотры водителей, то есть занималась лечебно-профилактической деятельностью. Ежедневно за медицинской помощью к ней обращалось около 15-20 человек. О своей работе она составляла отчеты, которые регулярно сдавала в городскую поликлинику N 1.
Свердловским районным судом г. Перми постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в кассационной жалобе просит Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми, не соглашаясь с выводами суда о полной выработке истицей необходимого специального стажа, в который подлежат включению периоды работы в должности * НПО " ***", ГУП **" с 06.04.1994 года по 30.06.2008 года, дающего право на получение досрочной трудовой пенсии на основании п.п. 20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". По мнению ответчика, Колесникова Н.И. не доказала, что характер ее работы был связан с особыми условиями труда и лечебной деятельностью, которая в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 г. N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности" связана непосредственно с оказанием медицинской помощи и обслуживанием больных при 36-часовой рабочей неделе. НПО " ***" с последующим преобразованием в ГУП **" не осуществляло функции, связанные с охраной здоровья населения и лечебной деятельностью, поэтому не может быть отнесено к учреждению здравоохранения, входящему в Единую номенклатуру данных учреждений.
В представленных Колесниковой Н.И. и ее представителем возражениях на кассационную жалобу содержится просьба об оставлении ее без удовлетворения как не содержащей доводов, опровергающих правильность постановленного по делу решения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам, установленным частью 1 статьи 347 ГПК РФ, не находит оснований для его отмены.
Выводы суда о необходимости включения в специальный трудовой стаж истицы периодов работы в должности * НПО " ***", ГУП **" с 06.04.1994 года по 30.06.2008 года, предоставляющих Колесниковой Н.И. право на получение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения, основаны на нормах действующего законодательства и установлении значимых по делу обстоятельств.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 года N 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 года N 319-ФЗ), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19-21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела районным судом правильно применены нормы материального права, регулирующие порядок исчисления специального трудового стажа истицы, дающего право на досрочную пенсию, действовавшие на момент выполнения Колесниковой Н.И. требуемой от нее работы, а именно, -
Постановление Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет";
Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения";
Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 года N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".
В спорные периоды Колесникова Н.И. работала на должностях, поименованных соответствующими Списками. Здравпункт, в котором истица исполняла свои функциональные обязанности (осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения), относится к учреждениям здравоохранения.
Согласно Примечания к единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.10.2005 года N 627, здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ "Об организации медицинской помощи работающим на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, связи в условиях обязательного медицинского страхования" от 23.06.1994 года N 130, в целях повышения медицинского контроля за состоянием здоровья трудящихся и обеспечения целенаправленной деятельности лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь работающим на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, связи были утверждены Положение о фельдшерском здравпункте (Приложение 5), Положение о фельдшере здравпункта (Приложение 6).
Как следует из справки N 10 от 15.02.2011 года МУЗ "Городская клиническая поликлиника N **", в период с 1968 года по 1994 год здравпункт НПО " ***" являлся структурным подразделением данного учреждения, который в 1994 году был передан в ведение НПО " ***" на основании приказа Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 23.06.1994 года N 130.
В приложении N 5 к Приказу N 130 фельдшерский здравпункт входит в состав, как структурного подразделения учреждения здравоохранения, так и структурного подразделения предприятия, который предназначен для оказания первичной доврачебной помощи рабочим и участия в профилактических мероприятиях.
Городская поликлиника ** переименована в МУЗ "Центральная городская поликлиника **" с сентября 1998 года, а с июня 2005 года - в МУЗ "ГКБ **". По справке ОАО " **" N 09/07 от 17.02.2011 года, в период с апреля 1994 года по июль 2008 года здравпункт входил в структуру **. То же самое подтверждаются копиями штатных расписаний. Деятельность при нем осуществлялась в соответствии с Положением о фельдшерском здравпункте, утвержденным приказом N 130 от 06.04.1994 года, и должностной инструкцией заведующего, которая предусматривала организацию проведения профосмотров, оказание первой медицинской помощи в случае необходимости, предрейсовый контроль водителей. Заведующий здравпунктом обеспечивал своевременность прохождения периодических профосмотров работниками вредных профессий, оказание первой медицинской помощи, а также медицинской помощи при ожогах, ушибах, ранениях проведение плановой вакцинации, отпуск физиопроцедур.
Иные доводы, изложенные в жалобе ответчика, относительно характера работы истицы, особых условий ее труда и лечебной деятельности при 36-часовой рабочей неделе судом первой инстанции также проверены и обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемом решении суда, оснований для несогласия с которыми у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 193, 199 и 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми на решение Свердловского районного суда г. Перми от 11 июля 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.