Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Титовца А.А.
судей Лапухиной Е.А., Заривчацкой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 14 ноября 2011 года дело по частной жалобе администрации города Перми на определение Орджоникидзевского районного суда г.Перми, которым постановлено:
В удовлетворении требований администрации г.Перми о предоставлении отсрочки исполнения решения Орджоникидзевского районного суда г.Перми от 30.12.2010 года по гражданскому делу по иску Горбуновой Л.А., Горбунова А.И., Горбунова В.А., Васениной Д.С. к администрации Орджоникидзевского района г.Перми, администрации г.Перми о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения - отказать.
Заслушав доклад судьи Лапухиной Е.А., проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Орджоникидзевского районного суда г.Перми от 30.12.2010 года были удовлетворены исковые требования Горбуновой Л.А., Горбунова А.И., Горбунова В.А., Васениной Д.С. о возложении на администрацию г.Перми обязанности по предоставлению им на семью из пяти человек, с учетом несовершеннолетней Некрасовой А.С, дата рождения, благоустроенной квартиры в пределах г.Перми, отвечающей всем установленным требованиям, общей площадью не менее 38,2 кв.метров. Решение вступило в законную силу.
Администрация г.Перми обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения указанного решения суда до 01.01.2012 года, указав, что у администрации в настоящее время отсутствует жилое помещение, которое может быть предоставлено во исполнение решения суда, на исполнении в администрации г.Перми находится более двухсот судебных актов о предоставлении жилых помещений, которые остаются неисполненными до настоящего времени виду отсутствия свободного муниципального жилья. Администрация г.Перми предпринимала и предпринимает меры для исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещении, изыскивает возможность для исполнений решений судов, в том числе проводится мониторинг свободных жилых помещений, принимаются меры к приобретению жилых помещений целевым назначением. В 2010 году на основании решений Арбитражного суда Пермского края с Минфин РФ в доход бюджета г.Перми определено ко взысканию 29000000 рублей в возмещение убытков администрации г.Перми, причиненных исполнением судебных решений о предоставлении жилья участковым уполномоченным милиции. Работа по взысканию средств с федерального бюджета продолжается в настоящее время. Согласно ст. 18 решения Пермской городской Думы от 30.11.2010 года N 200 "О бюджете города Перми на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годы", п.5.1 Порядка организации судебной защиты в администрации города Перми, утвержденного постановлением администрации города от 26.05.2006 года N 848, администрации города Перми предоставлено право направлять средства, поступившие в доход бюджета города по исполнительным листам в счет компенсации затрат муниципального образования город Пермь, на исполнение судебных решений о предоставлении жилых помещений гражданам. В соответствии с данной статьей 19.05.2011 года для исполнения судебных решений управлению жилищных отношений доведены лимиты в размере 1639225 рублей. В соответствии с распоряжением администрации г.Перми от 14.06.2011 года N 88-р управлению будет открыто дополнительно 3531098 рублей. В соответствии с распоряжением администрации г.Перми от 24.06.2011 года N 96-р управлению будет открыто дополнительно 31873000 рублей. После получения денежных средств необходимо проведение конкурсных процедур для приобретения жилья, что занимает временной промежуток, который не может быть сокращен по инициативе администрации г.Перми, поскольку порядок проведения аукционов и его сроки четко регламентированы федеральным законодательством. Соответственно приобретение жилых помещений ожидается не ранее августа-сентября 2011 года. После окончания процедуры принятия закупленных квартир в муниципальную собственность, будет проводиться подборка вариантов жилых помещений для предоставления гражданам по неисполненным судебным решениям. При этом не исключена возможность и исполнения судебного решения за счет освободившихся жилых помещений.
Лица, участвующие в деле, в судебном заседании участия не принимали.
Судом постановлено приведенное выше определение.
В частной жалобе администрация г.Перми просит определение суда отменить, указывая, что у администрации отсутствует жилое помещение, которое может быть предоставлено во исполнение решения суда. Для исполнения судебных решений управлению жилищных отношений доведены лимиты в размере 1 639 225 руб., в соответствии с распоряжением администрации г.Перми управлению будет открыто дополнительные финансовые средства. В судебное заседание администрацией г.Перми представлены сведения о том, что управлением жилищных отношений размещен заказ на право заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений для исполнения судебных решений. 22.08.2011г. и 25.08.2011г. состоится открытый аукцион на право заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений. При этом, суд не принял во внимание доводы администрации о необходимости предоставления отсрочки, в связи с тем, что после получения денежных средств необходимо проведение конкурсных процедур для приобретения жилья, что занимает временной промежуток, который не может быть сокращен, поскольку регламентирован законодательством. Таким образом, приобретение жилых помещений ожидается не ранее сентября 2011г. После чего необходимо провести подборку вариантов и предложить их для просмотра. Кроме того, как было указано в судебном заседании, администрация намерена исполнить решение суда за счет жилых помещений, приобретенных в рамках муниципального контракта и указаны сроки получения жилых помещений в муниципальную собственность - до 1.01.2012г. Полагают, что администрацией были представлены доказательства того, что на сегодняшний день исполнение решения суда от 30.12.2010г. отсутствует до 1.01.2012г. Необоснован вывод суда, что проживание в доме по **** представляет угрозу жизни граждан.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены определения суда по доводам жалобы.
Согласно ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения.
Согласно ч. 1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Из материалов дела следует, что 19.05.2011 года для исполнения судебных решений управлению жилищных отношений доведены лимиты в размере 1639225 рублей. В соответствии с распоряжением администрации г.Перми от 14.06.2011 года N 88-р управлению будет открыто дополнительно 3531098 рублей. В соответствии с распоряжением администрации г.Перми от 24.06.2011 года N 96-р управлению будет открыто дополнительно 31873000 рублей. При этом, администрация г.Перми намерена исполнить решения суда за счет освободившихся жилых помещений.
С учетом изложенного, каких-либо обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в ходе судебного разбирательства установлено не было.
Суд правильно указал на то, что из представленных администрацией г.Перми сведений следует, что бюджетные средства на приобретение жилья доводятся до управления жилищных отношений, на 22.08.2011г. назначено проведение аукциона по приобретению жилых помещений для нужд муниципального округа г.Перми в целях исполнения судебных решений, что, в свою очередь, не свидетельствует о наличии препятствий к исполнению решения суда.
При этом доводы администрации относительно того, что процедура приобретения жилья и оформления права собственности занимает определенный промежуток времени, обоснованно расценены судом как не свидетельствующие о необходимости отсрочки исполнения решения. Указанные процедуры охватываются механизмом исполнения такого рода судебных решений и реализации гарантий по обеспечению жильем указанной категории лиц. Данный механизм по размещению заказа для проведения аукциона и установление даты аукциона является реализацией администрацией г.Перми своих полномочий, в связи с чем не являются основанием для вывода о наличии препятствий для исполнения решения суда.
Кроме того, самой администрацией г.Перми не исключается возможность исполнения решения суда за счет освободившихся жилых помещений, поэтому учитывая, что с момента вступления решения суда, обязывающего администрацию г.Перми предоставить истцам жилое помещение, прошел значительный период времени, безусловных доказательств невозможности исполнить решение суда в установленные сроки и наступление таких обстоятельств 01.01.2012г., срок на который заявитель просит предоставить отсрочку, администрацией г.Перми не представлено.
Выводы суда, положенные в основу обжалуемого определения, являются обоснованными и мотивированными.
Ссылки администрации г.Перми на наличие на исполнении иных судебных актов о предоставлении жилых помещений, не могут быть приняты во внимание, поскольку не являются исключительным обстоятельством, препятствующим совершению исполнительских действий.
При этом необходимо учесть, что в соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
На основании ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
С учетом изложенного, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется.
При этом, суд правильно учитывал и то, что в целях обеспечения безопасных условий проживания, оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда о предоставлении истцам жилого помещения, также не установлено.
При таком положении, доводы жалобы отмену определения суда не влекут. Руководствуясь ст.374 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Частную жалобу администрации города Перми на определение Орджоникидзевского районного суда г.Перми от 03 августа 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.