Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Толстиковой М.А. судей Швецова К.И., Ивановой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 19 октября 2011 года дело по кассационной жалобе БОЯРШИНОВА А.Е. на решение Кизеловского городского суда Пермского края от 07 сентября 2011 года, которым оставлен без удовлетворения его иск к администрации Кизеловского муниципального района Пермского края:
о включении в список граждан, проживающих в жилом помещении по адресу: ****, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ по критериям безопасности;
о возложении обязанности на администрацию Кизеловского муниципального района по предоставлению Бояршинову А.Е. социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения в избранном им для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Швецова К.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бояршинов А.Е. обратился в суд с иском к администрации Кизеловского муниципального района Пермского края о включении его в список граждан, проживающих в жилом помещении, расположенном по адресу: ****, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ по критериям безопасности; возложении на ответчика обязанности по предоставлению истцу социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения в избранном им для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания.
Согласно обстоятельствам, обосновывающим исковые требования, Бояршинов А.Е., Баранова А.Т. (бабушка) и Б. (дедушка) являлись собственниками квартиры, расположенной по адресу: **** общей площадью 61,4 кв.м. При этом истец состоял на регистрационном учете по данному месту жительства с 02.12.1994 года по 05.04.2007 года. Указанный жилой дом пришел в ветхое состояние и в настоящее время разрушен. В списках ТЭО работников шахт ОАО " ***" на переселение из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, под N **** значилась Баранова А.Т., которой уже после смерти 15.02.1999 года Б. была предоставлена на условиях договора социального найма от 27.12.2006 года однокомнатная квартира N ****. В связи с разрушением дома по адресу: **** истец
вынужденно зарегистрировался по адресу: ****. В последствии полученное Барановой А.Т. жилое помещение было ею приватизировано и позже 25.08.2008 года подарено Бояршинову А.Е., который при наличии указанных обстоятельств, ни самостоятельного жилья, ни причитающейся ему социальной выплаты так и не получил. В результате оказались нарушенными положения статей 2, 18, 46 Конституции РФ; пункта 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года N 840, во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности"; пунктов 5 и 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 годаN 428.
Приняв участие в рассмотрении районным (городским) судом дела, Бояршинов А.Е. и его представитель настаивали на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель администрации Кизеловского муниципального района иск не признал, сославшись на реализацию истцом права на получение социальной выплаты путем приобретения вместе с Барановой А. Т. в пользование на условиях договора социального найма благоустроенной квартиры N ****, расположенной в жилом доме N ****.
Выступившая в судебном заседании на стороне истца Баранова А.Т. пояснила, что право на жилье реализовывала самостоятельно, затем лишь включила внука в договор социального найма, так как он значился проживающим в разрушенном доме по адресу: ****. В квартиру по ул. **** внук не вселялся, приезжает к ней только в гости. Позже она оформила договор дарения жилого помещения на Бояршинова Е.А. с целью обеспечения его жильем на будущее.
Представитель Министерства энергетики РФ не принимал участие в рассмотрении дела, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом.
Кизеловским городским судом Пермского края постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Бояршинов А.Е., полагая, что имеет место неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права, на которые он сослался в своем заявлении.
По мнению истца, он приобрел самостоятельное право на получение социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения в рамках реализации программы по переселению граждан из жилых помещений, ставших в результате проведения горных работ непригодными для проживания, поскольку на момент ликвидации шахты проживал в квартире по адресу: ****, подвергшейся в связи с названными работами разрушению. Жилье в городе Кизеле по **** предоставлено не ему, а Барановой А.Т. по договору социального найма жилого помещения от 27.12.2006 года N 138. Жилищные права Бояршинова А.Е. оказались нарушенными администрацией Кизеловского муниципального района, не включившей его в Списки работников шахт, нуждающихся в переселении из ветхого жилья. Самостоятельно он не улучшал своих жилищных условий, т.к. дарение ему отмеченной квартиры осуществлялось иным лицом, единственно проживающим в ней, которая также не может быть предоставлена в пользование по договору социального найма разнополым гражданам.
В представленных на доводы кассационной жалобы возражениях ответчик просит оставить обжалуемое решение суда без изменения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы как указано в части 1 статьи 347 ГПК РФ, не находит оснований для его отмены.
Как указано в статье 2 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", законодательство о государственном регулировании добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), об особенностях социальной защиты работников организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Принятым во исполнение настоящего Федерального закона Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за N 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, из которых пунктом 8 предусмотрены,-
снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности;
содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с пунктами 5 и 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 за N 428, межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации указанных выше мероприятий.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением " *" при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года N 308 (с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
Отказывая Бояршинову А.Е. в удовлетворении исковых требований, суд правильно исходил из того, что истец одновременно с Барановой А.Т., включенной в Список граждан, проживающих в ветхих жилых помещениях непригодных для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, реализовал право на социальную поддержку в виде получения от государства благоустроенного жилого помещения.
В указанном списке семья Барановой А.Т. значилась в составе двух человек, супруг которой Б. умер 15.02.1999 года. Однокомнатная квартира N **** предоставлена гражданам на условиях договора социального найма от 27.12.2006 года, в том числе истцу. На момент ликвидации шахты " **" по состоянию на 17.04.1998 года Бояршинов А.Е. являлся членом семьи нанимателя жилого помещения, непригодного для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, расположенного по адресу: ****, позже участвовал в его приватизации. В настоящее время квартира по адресу: **** принадлежит истцу на праве собственности.
Таким образом, после самостоятельного улучшения Бояршиновым А.Е. своих жилищных условий приведенным выше способом его нельзя признать нуждающимся в предоставлении указанной меры социальной поддержки.
С учетом изложенного доводы кассационной жалобы основаны на неправильной оценке установленных по делу обстоятельств и как следствие ошибочном толковании норм материального права, поэтому не могут повлечь отмену решения суда первой инстанции в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 193 и 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу БОЯРШИНОВА А.Е. на решение Кизеловского городского суда Пермского края от 07 сентября 2011 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.