Президиум Пермского краевого суда в составе:
председателя Суворова С.А .,
членов президиума Бестолкова А.И., Куницына А.В., Суркова П.Н., Бузмаковой О.Н., Елисеевой Е.Н.,
при секретаре Жук Н.В.
рассмотрел гражданское дело по заявлению прокурора Верещагинского района Пермского края в интересах Захарова В.М. к Межрайонному территориальному управлению N ** Министерства социального развития Пермского края о предоставлении Захарову В.М. мер социальной поддержки в виде компенсации по оплате коммунальных услуг как ветерану труда, по надзорной жалобе Межрайонного территориального управления N ** Министерства социального развития Пермского края на решение Верещагинского районного суда Пермского края от 30.03.2011г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 03.06.2011 года.
Заслушав доклад судьи Пермского краевого суда Треногиной Н.Г., пояснения заместителя прокурора Пермского края Малышевой Л..Н., президиум
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верещагинского района Пермского края обратился в суд с заявлением в защиту интересов Захарова В.М. о возложении обязанности на Межрайонное территориальное управление N ** Министерства социального развития Пермского края по предоставлению Захарову В.М. мер социальной поддержки в виде компенсации по оплате коммунальных услуг как ветерану труда с 01.02.2010 г.
В обоснование заявления указал, что Захаров В.М. пользуется мерой социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как педагог (и член семьи педагога), вышедший на пенсию и проживающий в сельской местности, на основании ч. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании", ст. 3 Закона Пермской области от 30.11.2004г. N 1845-395 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг". Также Захаров В.М. пользуется мерой социальной поддержки как ветеран труда в виде ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах", ч. 1 ст. 2 Закона Пермской области от 30.11.2004г. N 1830-388 "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области", ст. 2 Закона Пермского края от 01.06.2010г. N 628-ПК "О социальной поддержке педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг". Однако с 01.02.2010 г. льгота как ветерану труда Захарову В.М. не предоставляется, что заявитель полагает незаконным (л.д. 2-6).
Решением Верещагинского районного суда Пермского края от 30.03.2011 г. на Межрайонное территориальное управление N ** Министерства социального развития Пермского края возложена обязанность предоставить Захарову В.М. с 01.02.2010 г. меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (водопотребление, водоотведение, газоснабжение) в денежной форме как ветерану труда в размере и порядке, определенном законодательством (л.д. 29-30).
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 03.05.2011 г. решение Верещагинского районного суда Пермского края от 30.03.2011 г. оставлено без изменения, кассационная жалоба Межрайонного территориального управления N ** Министерства социального развития Пермского края -без удовлетворения (л.д. 50-54)
В надзорной жалобе поставлен вопрос об отмене судебных постановлений в связи с существенным нарушением норм материального права.
В обоснование жалобы указано, что выводы судов о необходимости предоставления Захарову В.М. мер социальной поддержки и как педагогу, и как ветерану труда, сделаны в нарушение норм п. 2 ст. 1 Закона Пермской области "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области", п. 3 ст. 1 Закона Пермского края "О социальной поддержке педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг". Данные нормы устанавливают, что мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг может быть предоставлена только по одному основанию по выбору её получателя.
Дело истребовано 13.10.2011г., поступило в Пермский краевой суд 24.10.2011г. и определением судьи Пермского краевого суда от 24 ноября 2011 года надзорная жалоба заявителя с делом передана для рассмотрения в судебном заседании президиума Пермского краевого суда.
В соответствии с требованиями ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Президиум Пермского краевого суда находит доводы надзорной жалобы обоснованными. Решение Верещагинского районного суда Пермского края от 30.03.2011 г. и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 03.05.2011 г. подлежат отмене ввиду существенного нарушения норм материального права.
Меры социальной поддержки ветеранам труда регулируются Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (ст.ст. 12-13), на региональном уровне положениями закона Пермской области от 30.11.2004 N1830-388 "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" (ст.ст. 1, 2).
Меры социальной поддержки педагогическим работникам, вышедшим на пенсию и продолжающим работать в образовательном учреждении сельской местности, регулируются Законом Российской федерации N 3266-1 от 10.07.1992г. "Об образовании" (ст.55), на региональном уровне Законом Пермского края N628-ПК от 01.06.2010 г. "О социальной поддержке педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" (ст.ст. 1,2).
Перечисленными законами субъекта предусмотрено право ветерана труда на получение меры социальной поддержки в виде 50% скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и т.д.), и право педагогических работников, пенсионеров из их числа, проживающих в домах независимо от вида жилищного фонда, на получение ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг: отопления и освещения, компенсируемых в пределах норм потребления и социальных норм.
Указанные меры социальной поддержки ветеранам труда, педагогическим работникам и пенсионерам из их числа предоставляются в форме ежемесячной денежной компенсации.
Из материалов дела следует, что Захаров В.М. является педагогическим работником, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, пользуется мерой социальной поддержки в виде денежной компенсации всех расходов по оплате жилого помещения, теплоснабжения и электроснабжения (л.д. 10-12, 13).
Как ветеран труда Захаров В.М. до 01.01.2010 г. пользовался мерой социальной поддержки в виде льгот по оплате коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и вывозу твердых бытовых отходов (л.д. 9, 13, 15).
С 01.01.2010 г. в получении мер социальной поддержки Захарову В.М. как ветерану труда отказано в связи с тем, что он пользуется мерами социальной поддержки как педагогический работник, проживающий в сельской местности.
Удовлетворяя заявление прокурора в интересах Захарова В.М., судебные инстанции исходили из того, что меры социальной поддержки, предоставляемые педагогу-пенсионеру, проживающему в сельской местности, и ветерану труда, не тождественны ввиду различного объема компенсируемых услуг.
Указанный вывод суда основан на неправильном толковании норм материального права.
При вынесении решения суды не учли, что федеральным и региональным законодательством разделение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг между собой по видам и объему услуг не предусмотрено, так как это единый неделимый комплекс социальной поддержки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01 апреля 2009 г. N 44-Г09-5).
В силу п. 2 ст. 1 Закона Пермской области N1830-388 и п. 3 ст. 1 Закона Пермского края N 628-ПК мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг может быть предоставлена Захарову В.М. только по одному основанию (либо как педагогическому работнику, либо как ветерану труда) по выбору его самого.
Предоставление социальной поддержки лицам, имеющим право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки не может расцениваться как ущемляющее права граждан (определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 г. N 1019-0-0).
Получение гражданами мер социальной поддержки по нескольким основаниям до 01.01.2010 г. не свидетельствует о праве на их получение в настоящее время, поскольку федеральное законодательство и законы субъекта Российской Федерации положений о предоставлении одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям ранее не содержали.
Неправильное толкование норм материального права влечет предоставление гражданам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг из средств бюджета Пермского края в двойном размере, нарушает баланс публичных и частных интересов, что является фундаментальным нарушением правовых норм, повлиявшим на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов ответчика.
При указанных обстоятельствах решение Верещагинского районного суда Пермского края от 30.03.2011 г. и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 03.05.2011 г. подлежат отмене ввиду существенного нарушения норм материального права.
Поскольку решение Верещагинского районного суда Пермского края от 30.03.2011 г. вступило в законную силу 03.05.2011 г., выплата Захарову В.М. ежемесячной денежной компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг как ветерану труда за период с 01.02.2010 г. могла быть произведена в полном объеме.
Перечень дел, по которым в случае отмены решения суда в порядке надзора не допускается поворот исполнения решения, если отмененное решение не было основано на сообщенных истцом ложных сведениях или представленных им подложных документах, установлен ч. 3 ст. 445 ГПК РФ. Дело о взыскании денежных сумм, связанное с выплатой пособий, в этот перечень не включено.
Вместе с тем, суммы денежной компенсации, полученные истцом на основании впоследствии отмененного решения, могут рассматриваться в качестве неосновательного обогащения, не подлежащего возврату при отсутствии недобросовестности со стороны гражданина или счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).
В связи с этим оснований для поворота исполнения решения и взыскании с Захарова В.М. выплаченных сумм президиум не находит.
Отмена принятых по делу судебных постановлений вызвана необходимостью единообразного применения законодательства при назначении мер социальной поддержки одной и той же категории граждан и не свидетельствует о нарушении баланса между публичным интересом государства и гражданина, поскольку судебное постановление о предоставлении мер социальной продержки педагогическому работнику, проживающему в сельской местности и являющемуся ветераном труда, то есть по двум основаниям, противоречит действующему законодательству.
В то же время отмена судебных постановлений не влечет поворот исполнения решения суда в части выплаченных сумм, поскольку суммы денежной компенсации, полученные Захаровым В.М., не подлежат возврату в силу п. 3 ст. 1109 ГК РФ.
Руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Верещагинского районного суда Пермского края от 30.03.2011 г. и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 03.05.2011 г. по делу по заявлению прокурора Верещагинского района Пермского края в интересах Захарова В.М. о возложении обязанности на Межрайонное территориальное управление N ** Министерства социального развития Пермского края по предоставлению Захарову В.М. мер социальной поддержки как ветерану труда отменить.
Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора Верещагинского района Пермского края о возложении на Межрайонное территориальное управление N ** Министерства социального развития Пермского края обязанности по предоставлению Захарову В.М. мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в денежной форме как ветерану труда в размере и порядке, определенным законом.
Прекратить предоставление Захарову В.М. меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и вывозу твердых бытовых отходов как ветерану труда с декабря 2011 г.
Поворот исполнения решения не производить.
Председатель президиума С.А. Суворов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.