судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Елистратовой Е.В.
Судей Занкиной Е.П., Самчелеевой И.А.
При секретаре Тимагине Е.А.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Ермолиной Л.Г. - Ларионова Э.В. на решение Красноглинского районного суда г.о. Самара от 22.12.2011 г., которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Ермолиной Л.Г. о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка под садоводство площадью 565,00 кв.м. расположенного по адресу: "адрес", обязать Министерство имущественных отношений Самарской области предоставить бесплатно в собственность вышеуказанный земельный участок - отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Елистратовой Е.В., объяснения представителя Ермолиной Л.Г. - Ларионова Э.В. в поддержание апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ермолина Л.Г. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области о предоставлении в собственность земельного участка.
В заявлении указала, что в соответствии с требованиями п.4 ст. 28 Федерального Закона N 66 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан" она обратилась 13 мая 2009 года с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка под садоводство площадью 565,0 кв.м. расположенного по адресу: "адрес". К своему заявлению она приложила необходимые документы.
18 августа 2011 года в адрес Ермолиной Л.Г. Министерством имущественных отношений Самарской области направлено уведомление об отказе в предоставлении земельного участка, поскольку согласно ответу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 01.08.2011 года испрашиваемый земельный участок находится в границах квартала 18 Самарского лесничества, в соответствии с постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда Самарской области от 10.03.2009 год по делу N и определением Арбитражного суда Самарской области от 28.02.2011 года по делу N лесные участки, расположенные в Самарском лесничестве, министерством лесного хозяйства по состоянию на 01.01.2011 года отражены как лесные участки на землях иных категорий.
Ермолина Л.Г. считает отказ Министерства имущественных отношений Самарской области по заявлению от 13.05.2009 года о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка под садоводство площадью 565,00 кв.м. расположенного по адресу: "адрес" незаконным и необоснованным.
В частности, Ермолина Л.Г. ссылается на то, что наличие земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, кварталы 1,9,18 (площадью 350,00га) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являлось предметом рассмотрения Арбитражного суда Самарской области по Делу N.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2009 года по делу N прекращены разделы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на открытые лесные участки, в том числе на лесной участок, расположенный по вышеуказанному адресу.
По мнению Ермолиной Л.Г. спорный земельный участок площадью 565,00 кв.м. расположенный по адресу: "адрес" не относится к землям лесного фонда.
Несмотря на отказ Ермолиной Л.Г. в предоставлении земельного участка, владельцам соседних с ней земельных участков в СНТ "Энергетик" Министерством имущественных отношений Самарской области предоставлены земельные участки для ведения садоводства в соответствии с положениями ФЗ N 66 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан".
Ермолина Л.Г. просила суд признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области о предоставлении ей бесплатно в собственность земельного участка под садоводство площадью 565,00 кв.м. расположенного по адресу: "адрес" и обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в установленный законом срок предоставить ей бесплатно в собственность земельный участок.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Ермолиной Л.Г. - Ларионов Э.В. просит указанное решение суда отменить, считая его неправильным, ссылаясь на то, что спорный земельный участок не относиться к землям лесного фонда, а также то, что владельцам соседних земельных участков в СНТ "Энергетик" Министерство имущественных отношений Самарской области предоставило земельные участки для ведения садоводства.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года N 67 " Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" с 1 июля 2006 года полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Согласно ст. 209 ГК РФ право владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежит собственнику.
Пунктом 2 ст. 34 Земельного кодекса установлен заявительный порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении 1 к Порядку. К указанному заявлению прикладываются необходимый пакет документов.
Из материалов дела усматривается, что 13.05.2009 года Ермолина Л.Г. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной собственности площадью 565,00 кв.м. расположенного по адресу: "адрес" под садоводство.
18.08.2011 года Министерство имущественных отношений Самарской области отказало Ермолиной Л.Г. в предоставлении в собственность указанного земельного участка в связи с полученным ответом Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от 01.08.2011 года, согласно которому испрашиваемый земельный участок находится в границах квартала N 18 Самарского лесничества.
В соответствии со ст. 9 Закона Самарской области " О земле", земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с п. 5 ст. 20 или п. 3 ст. 21 ЗК РФ или п.9.1 ст. 3 ФЗ " О введение в действие ЗК РФ" за исключением случая, предусмотренного ч. 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка
В соответствии с п.2.4 Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74, в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Указанные запросы Министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схемы расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3. настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ, в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Согласно п.3 ст. 129 ЗК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, и распоряжение такими земельными участками осуществляется Российской Федерацией, либо органами государственной власти субъектов РФ (ст. 83 ЛК РФ).
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 г. N 34 "О реорганизации департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении положения о Министерстве природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области" осуществление указанных полномочий в Самарской области возложено на Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области.
На основании ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов.
При этом, как правильно указано судом, возможности передачи в собственность гражданину лесного участка в Лесном кодексе не содержится.
Согласно ответа Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от 01.08.2011 г. N 27-05-02/2.450 следует, что земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" находится в границах квартала N Самарского лесничества.
Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в постановление от 10.03.2009 г. по делу N установлено, что квартал N Самарского лесничества городского округа Самара является лесным участком земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена.
Указанное постановление устанавливает основания определения органов государственной власти, уполномоченных на распоряжение земельными участками в Самарском лесничестве городского округа Самара, не изменяя при этом их имущественно - правовой режим как лесных участков.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в состав территории поселений входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
На основании ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Градостроительный кодекс РФ определяет правила и порядок подготовки генеральных планов муниципальных образований. В Генеральном плане отображаются границы городского округа и населенных пунктов, входящих в его состав.
Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным Решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 года N 539 отображены границы городского округа и населенных пунктов, входящих в его состав. Законом Самарской области от 22.05.2005 года N 61-ГД "Об установлении границ г.о. Самара и Самарской области" были установлены границы г.о. Самары и Самарской области.
Земельный кодекс РФ содержит нормы, устанавливающие, что в границах населенных пунктов могут быть только земли населенных пунктов. Однако в границах муниципальных образований также могут быть земли иных категорий.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе. таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
На основании изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что нахождение лесных участков в черте городского округа автоматически не изменяет их статус, появляется лишь правовое основание для осуществления обязательной в таких случаях процедуры перевода земель из категории земель лесного фонда в земли поселений.
Исходя из положений ст. ст. 3,6,11 ЛК РФ во взаимосвязи со ст. ст. 3,85 ЗК РФ лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют имущественно правовой режим земельных участков общего пользования и приватизации не подлежат.
В силу ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Судом установлено, что каких-либо обязательств, предусмотренных законом или договором, по предоставлению Ермолиной Л.Г. земельного участка площадью 565,00 кв.м. по адресу: "адрес" у Министерства имущественных отношений Самарской области перед заявителем не имеется.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка Ермолиной Л.Г. является законным и обоснованным, поскольку земельный участок находится в государственном лесном фонде, а решение об отказе в предоставлении земельного участка Министерством имущественных отношений Самарской области принято в пределах полномочий Министерства, права и свободы заявителя действиями Министерства не нарушены.
Таким образом, суд обоснованно отказал Ермолиной Л.Г. в удовлетворении ее заявления.
Доводы кассационной жалобы Ермолиной Л.Г. о том, что спорный земельный участок не относиться к землям лесного фонда, не могут быть приняты во внимание по мотивам изложенным выше.
Ссылка Ермолиной Л.Г. в кассационной жалобе на то, что владельцам соседних земельных участков в СНТ "Энергетик" Министерство имущественных отношений Самарской области предоставило земельные участки для ведения садоводства, не заслуживает внимания, поскольку не имеет в данном случае правового значения и не является основанием для удовлетворения заявления Ермолиной Л.Г.
Решение суда является законным и обоснованным и правовых оснований для его отмены в данном случае не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноглинского районного суда г.о. Самара от 22.12.2011 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Ермолиной Л.Г. - Ларионова Э.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.