Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Желтышевой А.И.,
судей : Марушко Л.А., Занкиной Е.В.
с участием прокурора: Шабановой Ю.Н.
при секретаре: Иванниковой И.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрация Кинель-Черкасского района Самарской области на решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 30.01.12г., принятое по иску прокурора Кинель-Черкасского района Самарской области в интересах Белоусовой О.В., заслушав доклад судьи Самарского областного суда Марушко Л.А.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кинель-Черкасского района обратился в суд в интересах Белоусовой О.В. обратился в суд с иском к Администрации м.р. Кинель-Черкасский Самарской области о возложении обязанности по предоставлению социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
В обоснование требований указал, что Белоусова О.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Жилого помещения за ней не закреплялось, личного жилья для проживания она не имеет. Белоусова О.В. включена в Список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное жилое помещение по договору социального найма.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени жилое помещение Белоусовой О.В. не предоставлено, прокурор просил обязать администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области.
Решением Кинель-Черкасского районного суда Самарской области исковые требования прокурора Кинель-Черкасского района Самарской области были удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Кинель-Черкасского района Самарской области обратилась в суд с апелляционной жалобой, в котором просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Белоусова О.В. с доводами апелляционной жалобы не согласна.
Изучив представленные материалы, доводы жалобы, проверив в соответствии со ст.ст. 330, 333 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального права, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
Категориям граждан, указанным в части 4 ст. 49 ЖК РФ, категориям граждан, указанным в ч. 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
В соответствии с Законом Самарской области "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" от 11.07.2006 г. N 87-ГД обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот осуществляется путем предоставления субвенций на предоставление социальных выплат, а также путем выделения денежных средств на строительство и приобретение жилья для дальнейшего предоставления жилых помещений лицам данной категории.
В соответствии с ч.1 ст.1 Закона Самарской области от 24.10.2006г. N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Согласно ст. 5 Закона Самарской области 07.07.2005 года N 152 ГД "Об отдельных мерах по социальной поддержке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
В соответствии с положениями Постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 года N 421 "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом.
Согласно указанному Порядку учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.
Согласно ст. ст. 5, 6, 8 Закона N 77-ГД органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
Проанализировав приведенные выше нормы права, суд пришел к правильному выводу о том, что право на внеочередное обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возникает с момента приобретения ими данного статуса, что закреплено в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Как установлено судом, Белоусова О.В., ДД.ММ.ГГГГ р., относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Однако, жилого помещения за Белоусовой О.В. не закреплялось, личного жилья для проживания она не имеет.
Белоусова О.В. включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма.
Право Белоусовой О.В. на внеочередное предоставление жилого помещения ответчиком не оспаривается.
Как установлено судом, до настоящего времени Белоусова О.В. жилое помещение либо социальная выплата на приобретение жилья не предоставлены.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что требования прокурора, заявленные в интересах Белоусовой О.В., подлежат удовлетворению в полном объеме.
Суд также обоснованно указал о том, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке либо социальной выплаты на приобретение жилья, не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также и от иных условий.
Таким образом, суд правомерно возложил обязанность по предоставлению Белоусовой О.В. социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета Самарской области на Аадминистрацию м. р. Кинель-Черкасский Самарской области, поскольку ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 г. N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан", полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области.
С учетом изложенного, правильно применяя положения законодательства, регулирующего правоотношения сторон, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора обязав предоставить Белоусовой О.В. социальную выплату на приобретение жилого помещения, согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание по вышеизложенным мотивам.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 330- 333 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 30.01.2012 г. года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрация Кинель-Черкасского района Самарской области без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.