судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда
в составе: председательствующего: Акининой О.А.,
судей: Набок Л.А., Ефремовой Л.Н.,
при секретаре Кузьмине М.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционной жалобе представителя мэрии г.о.Тольятти на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 30 января 2012 года, которым постановлено:
"Иск удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N N "О рассмотрении жилищных вопросов".
Признать право Кузнецова В.А. на получение социальной выплаты на приобретение жилья, установленной ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах"
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ефремовой Л.Н., объяснения Гладковой Е.В. (представителя мэрии г.о.Тольятти) в поддержание доводов апелляционной жалобы,
суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Истец- Кузнецов В.А. обратился в суд к Мэрии г.о. Тольятти с иском о признании незаконным Распоряжения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, признании права на получение социальной выплаты.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N N он(истец) вместе со своей супругой ФИО7 был поставлен на учет в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма как инвалид Великой Отечественной войны.
Оспариваемым Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N N истец снят с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Он не согласен с данным Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ
Так, основанием для снятия истца с учета послужило то обстоятельство, что истец обеспечен жильем, что он и его супруга проживают в трёхкомнатной квартире, общей площадью 65,1 кв.м. по адресу: "адрес" в качестве членов семьи внучек ФИО8 и ФИО9(сособственников по 1/2 доли данной квартиры), что у внучки ФИО9 в собственности имеется другая квартира(двухкомнатная) по адресу: "адрес", общей площадью 33 кв.м., что общее число проживающих с истцом членов его семьи составляет 6 человек на 98,1 кв.м.(65,1 кв.м. + 33 кв.м.), что на одного человека приходится более 14 кв.м. общей площади.
Истец утверждает, что на основании Федерального закона "О ветеранах", а также п.2 ч.2 ст.2 Закона Самарской области от 11.07.2006г. N 87-ГД он имеет право на получение социальной выплаты на приобретение жилья, ответчик незаконно снял его с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений, лишив его законного права на получение соответствующей социальной выплаты.
Истец просил суд:
- признать незаконным распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N N "О рассмотрении жилищных вопросов";
- признать за ним право на получение социальной выплаты на приобретение жилья как ветерана (инвалида) Великой Отечественной войны.
Ответчик иск не признал.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представителем мэрии г.о.Тольятти ставится вопрос об отмене решения суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст.6 ФЗ РФ N 189 от 29.12.2004 года "О введении в действие ЖК РФ", с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан, в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии со ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее -нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
На основании ч.2, 3 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Согласно п. 2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области", обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления:
субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях;
субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Действие настоящего Закона распространяется на следующие категории граждан: инвалиды Великой Отечественной войны; участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
Статьей четвертой указанного Закона установлено, что в Самарской области в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения устанавливается местными администрациями муниципальных образований Самарской области и не может быть ниже следующих величин на одного гражданина: для категорий граждан, указанных в пунктах 2, 2.1, 2.2 и 3 части 2 статьи 2 настоящего Закона - 14 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Согласно ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что истец Кузнецов В.А.( ДД.ММ.ГГГГ года рождения), является участников (инвалидом) Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверениями серии N, копией военного билета и справкой военного комиссариата Самарской области по г.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании Распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N N, Кузнецов В.А. с составом семьи два человека (супруга ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.рожд.) был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма.
Оспариваемым истцом Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N N "О рассмотрении жилищных вопросов", Кузнецов В.А. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в силу п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ по основаниям утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Суд первой инстанции обоснованно признал незаконным указанное Распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям.
Так, в соответствии с Законом Самарской области от 11.07.2006г. N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области", учетная норма площади жилого помещения, для категории(к которым относится истец) не может быть ниже 14 кв.м.
Ответчик не оспаривает, что истец имеет право на получение социальной выплаты на приобретение жилья, как ветеран(инвалид) Великой Отечественной войны при условии, если истец со своей супругой состоял бы на учете нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма.
Истец со своей супругой проживает в трехкомнатной квартире по адресу: "адрес", общей площадью 65,1 кв.м., жилой площадью 42,5 кв.м.
В данной трехкомнатной квартире, помимо супругов Кузнецовых проживает также ФИО8(внучка истца) со своим супругом и ребенком; всего в трехкомнатной квартире проживают 5 человек.
Данная трехкомнатная квартира по адресу: "адрес", на праве собственности принадлежит двоим внучкам истца: ФИО8 и ФИО9 - по 1/2 доли.
Внучка истца - ФИО9 имеет также в собственности другую двухкомнатную квартиру по адресу: "адрес", общей площадью 33 кв.м.; в данной двухкомнатной квартире ФИО9 проживает со своим супругом и ребенком.
Основанием для снятия Кузнецова В.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях ответчик указал следующее: Кузнецов В.А. вместе со своей супругой проживают в трехкомнатной квартире по "адрес", общей площадью 65,1 кв.м., а также в квартире проживают внучки истца - ФИО8 и ФИО9(сособственники по1/2 квартиры) и их несовершеннолетние дети, и кроме этого, ФИО9(внучка истца) имеет в собственности другую двухкомнатную квартиру по "адрес" общей площадью 33 кв.м.
По мнению городской мэрии: общее количество членов семьи(в которой проживает истец) составляет 6 человек; общая площадь двух квартир составляет 98,1 кв.м.(65,1 кв.м.+33,0кв.м.), на одного человека приходится по 16,35 кв.м. общей площади (98,1 кв.м.: 6 чел. = 16,35 кв.м.).
По мнению ответчика, истец со своей супругой не нуждаются в улучшении жилищных условий, что на каждого приходится по 16,35 кв.м. общей площади, что истец обеспечен общей площадью жилых помещений по норме.
Суд первой инстанции правомерно не согласился с указанными доводами ответчика и обоснованно удовлетворил иск по следующим основаниям.
Так, судом не установлены обстоятельства того, что по правовому смыслу требований жилищного законодательства Кузнецов В.А. и ФИО7 (проживающие в трехкомнатной квартире) являются членами семьи ФИО8(внучки истца), что Кузнецовы ведут с семьёй внучки совместный бюджет и совместное хозяйство.
ФИО9 (другая внучка истца) проживает вместе со своим сыном и мужем в другой двухкомнатной квартире N174(общей площадью 33 кв.м.) по "адрес"
Не имеется доказательств и обстоятельств того, что по правовому смыслу требований жилищного законодательства Кузнецов В.А. и ФИО7 являются членами семьи ФИО9, что Кузнецовы ведут с семьёй внучки(проживающей в другой квартире) совместный бюджет и совместное хозяйство.
Так, в соответствии с ч.1 ст.31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец и его супруга не являются по смыслу ст. 31 ЖК РФ членами семьи ФИО8 и ФИО9; требование о признании их таковыми в судебном порядке не заявлялось, в связи с чем, жилые помещения, принадлежащие ФИО8 и ФИО9 нельзя принимать во внимание при расчете нуждаемости истца в предоставлении жилья.
Проанализировав собранные по делу доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, суд обоснованно признал незаконным распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N N "О рассмотрении жилищных вопросов" о снятии Кузнецова В.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях и признал право Кузнецова В.А. на получение социальной выплаты на приобретение жилья, установленной ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах".
Доводы апелляционной жалобы представителя мэрии г.о.Тольятти о том, что истец и его супруга являются членами семьи ФИО8 и ФИО9, что между ними имеется взаимное уважение и забота членов семьи, о чем свидетельствует тот факт, что ранее истец и его супруга до ДД.ММ.ГГГГ. являлись собственниками по 1/4 доли каждый вышеуказанной трёхкомнатной квартиры и не нуждались в улучшении жилищных условий, затем подарили свои доли внучкам ФИО8 и ФИО9, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку для признания истца и его супруги членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но необходимо установление того, вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи, или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям.
Решение суда является законным и обоснованным и не имеется правовых оснований для его отмены.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 30 января 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя мэрии г.о.Тольятти - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.