Судебная коллегия апелляционной инстанции Самарского областного суда в составе :
председательствующего Елистратовой Е.В.
судей Книстяпиной Н.А., Самчелеевой И.А.
с участием прокурора Гуляевой Е.С.
при секретаре Поваровой И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Кинель- Черкасского района Самарской области -Коноваловой Н.В. на решение Кинель- Черкасского районного суда Самарской области от 14 февраля 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кинель-Черкасского района Самарской области в интересах Прощаевой С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в суд с иском к администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области, Министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области о предоставлении во внеочередном порядке Прощаевой С.А. жилого помещения, либо выделении денежных средств на приобретение жилого помещения, указав, что Прощаева С.А., оставшаяся без попечения родителей, собственного жилья не имеет. За ней постановлением главы муниципального района Кинель-Черкасский за N N от 31.03.2004 года закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения. В соответствии со статьей 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статьей 5 того же Закона установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законом, являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления Законом Самарской области N 77-ГД от 05.03.05 года "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения". Статьей 5 Закона Самарской области от 11.07.06 года N 87-ГД в Самарской области устанавливается следующая норма предоставления общей площади жилого помещения на одного гражданина: для категорий граждан, указанных в пункте 1 части 2 статьи 2 настоящего Закона - 33 квадратных метра общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем. Согласно п. 3.1 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 29.10.08 года N 421, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до 1 февраля органами местного самоуправления по месту жительства исходя из даты обращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет. В нарушение требований указанных нормативных актов Прощаева С.А. по окончании обучения в образовательном учреждении до настоящего времени жилым помещением не обеспечена. Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд обязать администрацию муниципального района Кинель-Черкасский предоставить Прощаевой С.А., жилое помещение либо выделить денежные средства из расчета 33 кв.м. общей площади на приобретение жилого помещения.
В ходе судебного разбирательства, истца, заявленные исковые требования уточнила и просила суд обязать ответчика предоставить ей установленную законодательством социальную выплату на приобретение жилья, в обоснование предъявленного иска дала объяснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, подтвердила обстоятельства и доводы, на которые ссылался в иске прокурор, указала об отсутствии у неё какого-либо жилья.
Решением Кинель - Черкасского районного суда Самарской области от 14 февраля 2012 года исковые требования были удовлетворены, суд обязал администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области обеспечить Прощаеву С.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения социальной выплатой на приобретение жилого помещения согласно действующему законодательству, из расчета 33 кв.м. за счет средств бюджета Самарской области.
В апелляционной жалобе представитель ответчика не согласен с решением суда, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение и отказать в удовлетворении требований прокурору Кинель-Черкасского района Самарской области в интересах Прощаевой С.А.
В судебном заседании прокурор Гуляева Е.С. возражала против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Ответчики, представители ответчиков в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 327, 327.1 ГПК РФ, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, судебная коллегия апелляционной инстанции установила.
Согласно материалов дела, Прощаева С.А., в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей в связи с тем, что её одинокая мать - Прощаева М.А. умерла 20.11.2001 года. Прощаева С.А. на основании Постановления Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области от 31.03.2004 года N N поставлена на регистрационный учет для внеочередного получения жилья. (л. д. 6). По состоянию на 01.01.2012 года Прощаева С.А. значится в списке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение
жилья по муниципальному району Кинель-Черкасский Самарской области, жилья,
принадлежащего ей на праве собственности не имеет.(л. д. 10, 11, 33).
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Статьей 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федераций или по возвращении из учреждений, отбывающих наказание в виде лишения свободы.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет и устанавливает для указанной категории лиц дополнительные гарантии.
Статья 1 названного выше Закона устанавливает понятия для целей настоящего Федерального закона и указывает, что лицами, нуждающимися в социальной поддержке являются лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, в связи с уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 8 вышеназванного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статьей 5 того же Закона установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законом -являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Статья 10 названного выше Федерального закона гарантирует судебную защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей указывает, что за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (с последующими изменениями и дополнениями) органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления Законом Самарской области N 77-ГД от 05.03.05 года "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения" (далее по тексту Закон Самарской области).
В силу статьи 3 Закона Самарской области государственные полномочия передаются органам местного самоуправления на неограниченный срок.
Статьей 2 Закона Самарской области от 07.07.2005 года N 152-ГД "Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей" установлены меры по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые осуществляются за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам.
Частью 1 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" (далее Закон Самарской области от 11.07.2006 года N 87-ГД) установлено, что обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления:
субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях, субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Часть 2 п. 1 статьи 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года N 87-ГД распространяет действие указанного закона на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей).
Статьей 5 Закона Самарской области от 11.07.2006 года N 87-ГД в Самарской области устанавливается следующая норма предоставления общей площади жилого помещения на одного гражданина: для категорий граждан, указанных в п. 1 ч. 2 ст. 2 настоящего Закона - 33 квадратных метра общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
Согласно п. 3.1 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 года N 421, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до 1 февраля органами местного самоуправления по месту жительства исходя из даты обращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Жилищным Кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, наличия или отсутствия свободных жилых помещений либо средств на их приобретение. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учёте по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учёт.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции правильно установив обстоятельства дела и применив нормы материального права, обязал администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области обеспечить Прощаеву С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения социальной выплатой на приобретение жилого помещения согласно действующему законодательству, из расчета 33 кв.м. за счет средств бюджета Самарской области.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в настоящее время отсутствуют денежные средства для приобретения жилья и социальной выплаты на его приобретение несостоятельны, поскольку наличие законного права у Прощаевой с.А. на обеспечение жильем либо социальной выплатой, не может быть поставлено в зависимость наличия либо отсутствия денежных средств на обеспечение данной целевой программы в настоящее время.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327, 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской от 14 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.