Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Ермаковой Е.И.
судей - Черкуновой Л.В. и Никоновой О.И.
при секретаре - Кузьмине М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 28 февраля 2012 года, которым постановлено:
"Заявление Коробовцевой Н.С. - удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ года N об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения.
Обязать администрацию г.о. Самара принять Коробовцеву Н.С. на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения с момента отказа в постановке на учет, а именно с 28.10.2001 года".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ермаковой Е.И., объяснения представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара (по доверенности), поддержавшей доводы жалобы, заявителя Коробовцеву Н.С., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Коробовцева Н.С. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий администрации г.о. Самара и принятии на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указала, что 28.10.2011 г. решением комиссии по жилищным вопросам Администрации г.о. Самара ей было отказано в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с Законом Самарской области от 11.07.2006г. N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области". Причиной отказа послужило то обстоятельство, что менее 5 лет назад ею совершены действия, приведшие к ухудшению жилищных условий. Коробовцева Н.С. считает данный отказ незаконным, поскольку намерений сознательно ухудшать свои жилищные условия у нее не было.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Коробовцева С.Н. просила признать отказ в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях незаконным и необоснованным, обязать Администрацию г.о. Самара принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с момента отказа в постановке на учет - с 28.10.2011 г.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом г.о. Самара просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Считает, что заявитель не имеет права состоять на учете, в связи с тем, что менее 5 лет назад путем дарения 1/6 доли жилого дома Коробовцева Н.С. намеренно ухудшила свои жилищные условия. Решение комиссии по жилищным вопросам Администрации г.о. Самара является законным и обоснованным.
В заседании судебной коллегии представитель Департамента управления имуществом г. Самара ФИО10 поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, просила решение суда отменить.
Представитель Администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился. Извещен надлежащим образом.
Заявитель Коробовцева Н.С. и ее представитель ФИО8 в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, считает его правильным.
Статьей 13 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживающих совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
Обеспечение жилыми помещениями реабилитированных лиц осуществляется в соответствии с Законом Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области".
В соответствии со ст. 3 названного Закона Самарской области, п.2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, признаются нуждающимися при обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ст. 4 Закона в "адрес" учетная норма площади жилого помещения для граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" не может быть ниже 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Установлено, что Коробовцева Н.С. является лицом, имеющим льготы для реабилитированных лиц, данное обстоятельство подтверждается соответствующим удостоверением (л.д. 28), справкой о реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 26), в связи чем в соответствии с вышеприведенными нормами заявитель имеет право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Наличие у Коробовцевой Н.С. данного права заинтересованными лицами не оспаривалось.
Из материалов дела следует, что 18.10.2011 г. заявитель обратилась в Управление по жилищным вопросам Департамента управления имуществом г.о. Самара с заявлением о постанове на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с ч.1 п.2 ст. 3 Закона Самарской области от 11.07.2006года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N заявителю отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании п.3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, в связи с тем, что менее 5 лет назад ею совершены действия, приведшие к ухудшению жилищных условий.
Из материалов дела следует, что на основании ордера, выданного супругу заявителя ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ, семья Коробовцевых в составе четырех человек вселена в 2-х комнатную квартиру по адресу: "адрес"
Общая площадь квартиры по адресу: "адрес" составляет "данные изъяты" кв.м., жилая - "данные изъяты" кв.м.
Согласно представленной в материалы дела справке "данные изъяты" от 14.10.2011 г. в указанной квартире с 20.09.1978 г. проживает и зарегистрирована Коробовцева Н.С., кроме того, в проживают и зарегистрированы дочь заявителя ФИО8 (до брака ФИО1) - с ДД.ММ.ГГГГ, внуки истца - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Ранее в данной квартире была зарегистрирована также дочь заявителя ФИО5 (до брака ФИО6), которая ДД.ММ.ГГГГ выписалась из квартиры.
Установлено также, что после смерти мужа заявителя - ФИО9, умершего ДД.ММ.ГГГГ, лицевой счет переведен на Коробовцеву Н.С.
Из материалов дела видно, что после смерти мужа заявитель и ее дочери ФИО8 и ФИО5 вступили в права наследства на ? часть жилого дома по адресу "адрес".
Таким образом, в "адрес" на момент получения наследства фактически проживало три семьи (Коробовцева Н.С., ФИО8 с семьей, ФИО5 с семьей).
По договору дарения Коробовцева Н.С. и ФИО8 передали принадлежащие им доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по "адрес" ФИО5. Последняя, в свою очередь, выписалась из квартиры по "адрес" и отказалась от участия в ее приватизации. Данные обстоятельства сторонами по делу не оспариваются и подтверждаются материалами дела.
Установлено судом и сторонами по делу также не оспаривается, что в настоящее время ФИО7 проживает по адресу: "адрес". Квартира по адресу: "адрес" принадлежит на праве общей долевой собственности Коробовцевой Н.С. и ФИО8
С учетом установленных судом обстоятельств доводы Департамента управления имуществом г.о. Самара в той части, что Коробовцева Н.С. намеренно ухудшила свои жилищные условия, являются несостоятельными.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из содержания данной нормы следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, являются намеренные действия, совершенные с целью постановки на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении N 258-О-О от 19.04.2007 г., ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Суд обоснованно указал, что в данном случае совершенные сделки не были направлены на намеренное ухудшение жилищных условий Коробовцевой Н.С. с целью последующей постановки на учет. Доказательств, подтверждающих наличие умысла заявителя на ухудшение жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, заинтересованными лицами суду не представлено.
Кроме того, установлено, что договор дарения заключен Коробовцевой Н.С. в 2007 г., в то время как право на получение мер социальной поддержки как у реабилитированного лица возникло у Коробовцевой Н.С. в 2009 г.
При таких обстоятельствах вынесенное судом решение об удовлетворении заявленных Коробовцевой Н.С. требований является законным и обоснованным.
Судебная коллегия считает, что судебное решение принято при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 330 ГПК РФ основания для отмены судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самара от 28 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.