судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Моргачёвой Н.Н.
судей Набок Л.А., Черкуновой Л.В.
при секретаре Кузьмине М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Дмитриевой Е.В. - Третьякова К.В. (по доверенности) на решение Ленинского районного суда г. Самары от 06 марта 2012 года, которым постановлено:
"Заявление Дмитриевой Е.В. о признании незаконным решения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара и возложении на Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара обязанности осуществить действия - оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Моргачёвой Н.Н., объяснения представителя Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара Казанцева М.В. (по доверенности), возражавшего на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дмитриева Е.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара и возложении на Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара обязанности осуществить действия, указав в обоснование заявленных требований, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес". К заявлению приложила требуемый в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N74 пакет документов.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений Самарской области в адрес Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара было направлено обращение об утверждении схемы расположения земельного участка. Утверждение схемы было необходимо для последующего предоставления земельного участка по заявлению.
В ответ на данное обращение получено заключение Департамента о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории от ДД.ММ.ГГГГ N N.
Заключение Департамента мотивировано тем, что представленная заявителем план-схема испрашиваемого земельного участка не соответствует топографическим материалам Департамента. Данная территория входит в границы сложившихся землепользований, в связи с чем, продолжить работу по утверждению схемы расположения земельного участка не представляется возможным.
Считает, что заключение Департамента строительства и архитектуры г. о. Самара о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории является незаконным, не содержит правового обоснования невозможности её утверждения, противоречит земельному законодательству и Порядку предоставления земельных участков, утвержденному Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N74, нарушает её права в сфере предоставления земельных участков бесплатно в собственность граждан, в соответствие со ст. 9 Закона Самарской области "О земле", в связи с чем просила суд признать незаконным заключение Департамента строительства и архитектуры г. о. Самара о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории от ДД.ММ.ГГГГ N N и обязать Департамент строительства и архитектуры г. о. Самара утвердить и направить в адрес заявителя распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Дмитриевой Е.В. - Третьяков К.В. (по доверенности) просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановить по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание коллегии по гражданским делам Самарского областного суда Дмитриева Е.В. и ее представитель Третьяков К.В. не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, считает его законным и обоснованным.
Согласно положениям ст. 11.2, ст. 11.3 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Положениями ст. 11.9 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.
Согласно п. 5 ст. 4 Закона Самарской области от 04.03.2011 года N16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" наличие данных о том, что формирование земельного участка приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Из материалов дела следует, что Дмитриева Е.В. обратилась в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"".
Разрешая дело, суд правильно исходил из того, что при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством, министерство, в силу п. 2.4. Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N74, в соответствии с требованиями статьи 34 Земельного кодекса РФ, направляет в уполномоченный орган местного самоуправления г.о. Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
Пунктом 2.5 Порядка установлено, что в месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления г.о. Самара с учётом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с Порядком направляет её в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
В соответствии постановлением Главы г.о. Самара от 19.09.2006 года N2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий", полномочия по утверждению схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории относятся к компетенции Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара.
Судом установлено, что по результатам рассмотрения обращения министерства имущественных отношений Самарской области Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара в соответствии с п. 2.6 Порядка в адрес министерства направлено заключение о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка на том основании, что испрашиваемый земельный участок не соответствует топографическим материалам Департамента, данная территория входит в границы сложившихся землепользований (л.д.9).
Также установлено, что специалистами Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара посредством выезда на место выяснено, что фактически сложившееся землепользование полностью соответствует топографическим материалам Департамента. Границы испрашиваемого заявителем земельного участка вклиниваются в границы участков, фактически используемых иными землепользователями, часть земельного участка находится в пользовании устроившего ограждение третьего лица, установить которого не представилось возможным.
Кроме того, в границах фактически сложившихся землевладений возведены объекты капитального строительства, имеются зеленые насаждения. Указанные обстоятельства подтверждаются соответствующими фотоматериалами, выкопировкой из топографического материала Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара.
С учетом изложенного суд правильно признал установленным, что образование спорного земельного участка приведет к вклиниванию, изломанности границ, чересполосице и создаст препятствие рациональному использованию земель, чем нарушит требования действующего законодательства и права третьих лиц. Доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, представителем заявителя не представлено.
При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, принимая во внимание то, что в нарушение положений ст. 11.9 ЗК РФ, п. 5 ст. 4 Закона Самарской области от 04.03.2011 года N16-ГД образование спорного земельного участка приведет к вклиниванию, изломанности границ, чересполосице и создаст препятствие рациональному использованию земель, доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, представителем заявителя не представлено, суд пришел к правильному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных Дмитриевой Е.В. требований.
Доводы представителя Дмитриевой Е.В. - Третьякова К.В., изложенные в апелляционной жалобе о том, что Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара необоснованно не утвердил схему расположения испрашиваемого земельного участка и что Заключение Департамента от ДД.ММ.ГГГГ N N о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка не содержит правовых обоснований невозможности ее утверждения, а также доводы жалобы о несогласии с выводами суда о том, что в границах сложившихся землевладений возведены объекты капитального строительства и что образование спорного земельного участка нарушит права третьих лиц, являются необоснованными, они были предметом рассмотрения суда и не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
Ссылки Дмитриевой Е.В на то, что отказ Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории создает заявителю препятствия в оформлении в собственность испрашиваемого земельного участка, в частности предоставление кадастрового паспорта в Министерство имущественных отношений Самарской области, также безосновательны и не могут быть приняты во внимание.
По смыслу п.п. 2, 3, 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка (в том числе для садоводства, ведения личного подсобного хозяйства) должно обратиться в орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка, в котором должны быть указаны цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право. На основании данного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, с учётом зонирования территорий орган местного самоуправления утверждает и выдаёт заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.
С учетом этого, право выбора земельного участка принадлежит не заявителю, а органу местного самоуправления, и в данном случае претендовать на конкретный земельный участок заявитель не вправе, причем вне зависимости от того, выполнены в отношении этого участка кадастровые работы и осуществлен ли его кадастровый учет.
Суд правильно установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и пришел к обоснованному выводу об отказе в заявленных по настоящему делу требованиях.
Доводы представителя Дмитриевой Е.В., изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому апелляционная жалоба представителя Дмитриевой Е.В. - Третьякова К.В. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 06 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Дмитриевой Е.В. - Третьякова К.В. (по доверенности) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.