Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Ермаковой Е.И.,
судей - Никоновой О.И. и Лазаревой М.А.
с участием прокурора - Кушнирчук А.И.
при секретаре - Поваровой И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 10 февраля 2012 г., которым постановлено:
"Иск прокурора Промышленного района города Самары в интересах Мироновой А.Д. - удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Самара выплатить Мироновой А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, денежные средства на период предварительной опеки в размере 5 807 рублей 00 копеек".
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Ермаковой Е.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Промышленного района г. Самары обратился в суд в интересах Мироновой А.Д. с иском к Администрации г.о. Самара о выделении денежных средств на период установления предварительной опеки.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что Миронова А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ над малолетней Мироновой А.Д. установлена предварительная опека. Временным опекуном сроком на один месяц назначена Миронова М.М. Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления опекуна Мироновой М.М. над малолетней Мироновой М.М. установлена опека. Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ опекуну Мироновой М.М. назначены ежемесячные выплаты на содержание малолетней Мироновой А.Д.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени ежемесячное пособие опекуну Мироновой М.М. не выплачено, просил обязать Администрация г.о. Самара выплатить Мироновой А.Д. денежные средства на период предварительной опеки в размере 5 807 рублей.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Администрация г.о. Самара просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным. В апелляционной жалобе администрация, ссылается на то, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку выделение субвенций на осуществление ежемесячных выплат детям, находящимся под предварительной опекой или попечительством, входит в компетенцию Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области.
В заседании судебной коллегии прокурор поддержал доводы искового заявления, в удовлетворении апелляционной жалобы просил отказать.
Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, считает его правильным.
В соответствии с п. 3 ст. 148 Семейного Кодекса РФ дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном ч. 1 ст. 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве".
Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 12 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" в случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве), в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Временно назначенные опекун или попечитель обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом).
Согласно ч.ч. 1, 2, 3 ст. 31 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению.
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 3 Закона Самарской области от 07.07.2005 N 152-ГД "Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на содержание, денежные средства на которое предоставляются им в виде ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях (далее - ежемесячная выплата), в том случае, если их родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка вследствие наличия у них заболеваний, указанных в Перечне заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 года N 542, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, находятся в розыске, уклоняются от воспитания детей или защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения либо аналогичных учреждений.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2010 года N 615 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 27.10.2010 года N 511 "Об индексации ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях в 2011 - 2013 годах" ежемесячная выплата на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях в 2011 - 2013 годах увеличилась и составила 5 807 рублей.
Согласно с ч. 5 ст. 12 Федерального закона "Об опеке и попечительстве", в случае, если орган опеки и попечительства назначил в установленный срок в общем порядке опекуном или попечителем лицо, исполнявшее обязанности в силу предварительных опеки или попечительства, права и обязанности опекуна или попечителя считаются возникшими с момента принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя.
Статьей 2 Закона Самарской области от 05.03.2005 N 77-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения" органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются следующими государственными полномочиями в сфере социальной поддержки: прием документов, назначение (отказ в назначении) и перерасчет пособий, компенсаций, доплат к пенсиям и пособиям, ежемесячных денежных выплат, в том числе ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям лиц согласно действующему законодательству, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, за исключением выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на усыновление (удочерение), назначение и выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, за исключением назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на усыновление (удочерение), выплата ежемесячных денежных выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) граждан и в приемных семьях, вознаграждение, причитающееся приемному родителю (далее - социальные выплаты), за исключением назначения доплаты к пенсии в соответствии с Законом Самарской области "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, имеющим особые заслуги перед Самарской областью", приема документов и назначения доплаты к пенсии в соответствии с законами Самарской области "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Самарской области и государственные должности государственной службы Самарской области" и "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Самарской (Куйбышевской) области", ведение учета излишне полученных сумм социальных выплат и принятие мер по их удержанию, осуществление выборочной проверки правильности представленных заявителем документов о доходах семьи, иных документов, дающих основание для назначения социальных выплат.
Пунктами 2, 3 постановления Правительства Самарской области от 10.09.2008 N 374 "О порядке и сроках индексации ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях" перерасчет размеров ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, в связи с индексацией производится органами местного самоуправления, осуществляющими переданные государственные полномочия Самарской области в сфере опеки и попечительства, автоматически, без обращения получателей выплаты. Финансовое обеспечение предусмотренной настоящим Постановлением индексации ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых областным бюджетом на соответствующий финансовый год, осуществляется министерством здравоохранения и социального развития Самарской области на предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области.
Судом установлено, что Миронова А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ее мать М.О, умерла ДД.ММ.ГГГГ
Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ над малолетней Мироновой А.Д. установлена предварительная опека. Временным опекуном сроком на один месяц назначена Миронова М.М. Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления опекуна Мироновой М.М.. над малолетней Мироновой А.Д. установлена опека. Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ опекуну Мироновой М.М. назначены ежемесячные выплаты на содержание малолетней Мироновой А.Д.
Данные обстоятельства не оспаривались ответчиком в судебном заседании, и нашли свое подтверждение в материалах дела.
Вместе с тем, до настоящего времени органами местного самоуправления городского округа Самара денежные средства на период установления предварительной опеки опекуну Мироновой М.М. не выделялись в установленном законом порядке, чем нарушаются её права и права подопечной Мироновой А.Д.
С учетом изложенного, правильно применяя положения законодательства, регулирующего правоотношения сторон, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора Промышленного района г. Самары, обязав Администрацию г.о. Самара выплатить Мироновой А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, денежные средства на период предварительной опеки в размере 5 807 рублей.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 22 Устава городского округа Самара Администрация г.о. Самара входит в структуру органов местного самоуправления г.о. Самара.
Именно данный орган местного самоуправления в соответствии с вышеназванными нормативными актами Самарской области, Уставом г.о. Самара наделен полномочиями по предоставлению социальных выплат детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на период предварительной опеки или попечительства.
Судебная коллегия полагает, что обстоятельствам дела и добытым доказательствам судом дана правильная, соответствующая материалам дела оценка, выводы суда основаны на требованиях действующего законодательства, решение суда является мотивированным, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 10 февраля 2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г.о. Самара - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.