судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Захарова С.В.,
судей - Вачковой И.Г., Ефремовой Л.Н.,
при секретаре Кузьмине М.А.,
с участием прокурора Фоминой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г.Самары о признании незаконным и недействующим решения Думы г.о. Самара от 14.12.2006 года N 359 "Об определении прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (в редакции решений Думы г.о. Самара от 31.03.2011года N75 и от 30.06.2011 года N109),
по апелляционной жалобе представителя Думы г.о.Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 06 марта 2012 года, которым постановлено:
"Заявление прокурора города Самары - удовлетворить.
Признать незаконным и недействующим решение Думы г.о. Самара от 14.12.2006 года N359 "Об определении прилегающих территорий на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (в редакции решений Думы г.о. Самара от 31.03.2011 года N75 и от 30.06.2011 года N109)".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя Думы г.о. Самара Плаксюк С.А. (по доверенности) в поддержание доводов апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя Администрации г.о.Самара Департамента потребительского рынка и услуг Катиной Е.Ю. (по доверенности), заключение прокурора Фоминой И.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.о.Самары обратился в суд с заявлением о признании незаконным и недействующим решение Думы г.о. Самара, указав в обоснование заявленных требований, что пунктом 1 Решения Думы г.о. Самара от 14.12.2006 г. N359 "Об определении прилегающих территорий, на которые не допускается розничная продажа алкогольной продукции" установлены территории, прилегающие к местам массового скопления граждан, в том числе детским, образовательным, медицинским организациям: физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям, и местам нахождения источников повышенной опасности, в том числе вокзалам, аэропортам, станциям метрополитена, оптовым продовольственным рынкам, объектам военного назначения, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объёма готовой продукции. Решениями Думы г.о. Самара от 31.03.2011 года N75 и от 30.06.2011 года N109 в вышеуказанное Решение внесены изменения. Пункт 1 Решения Думы г.о. Самара от 14.12.2006 года N359 "Об определении прилегающие территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" (в редакции решение Думы г.о. Самара от 31.03.2011 года N75 и от 30.06.2011 года N109) противоречит федеральному закону и подлежит признанию недействующим, поскольку Федеральным законом от 18.07.2011 года N218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты РФ и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" статья 16 Федерального закона от 22.11.1995 года "О регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" изложена в новой редакции. Частью 2 статьи 16 Закона установлен запрет на продажу на прилегающих территориях любой алкогольной продукции, а не только с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, как это указано в решении Думы г.о. Самара. В соответствии с ч.4 ст. 16 Закона к прилегающим территориям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ. До настоящего времени порядок определения границ указанных земельных участков, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, Правительством РФ не установлен. Таким образом, с 22.07.2011 года, т.е. с даты введения в действие Федерального закона N218 ФЗ от 18.07.2011 года определение прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, не отнесено к компетенции органов местного самоуправления. В редакции, действовавшей до 22.07.2011 года прилегающие территории определялись органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами РФ. Статьей 3 Закона Самарской области от 31.01.2011 года N3-ГД "О мерах по противодействию алкоголизации населения на территории Самарской области" территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объёма готовой продукции, прилегающие к местам массового скопления граждан, определялись органами местного самоуправления путём установления расстояния (в метрах) от границ земельных участков, занимаемых в соответствии с действующим законодательством вышеуказанными объектами, до входа в помещение, используемое для осуществления розничной продажи, алкогольной продукции. Статья 3 Закона Самарской области от 31.01.2011 года N3-ГД утратила силу в связи с принятием Закона Самарской области от 10.10.2011 года N100-ГД "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Самарской области по вопросам государственного регулирования оборота алкогольной продукции: пива и напитков, изготавливаемых на его основе". Таким образом, в настоящее время не имеется правовых оснований для установления органами местного самоуправления прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, путём установления расстояния (в метрах) от границ земельных участков.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор г.о.Самара просил суд признать противоречащим закону и недействующим с 22 июля 2011 года пункт 1 решения Думы городского округа Самара N359 от 14.12.2006 года "Об определении прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" (в редакции решений Думы г.о. Самара от 31.03.2011 года N75 и от 30.06.2011 года N109).
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Думы г.о.Самара просил отменить решение и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, по тем основаниям, что суд неправильно применил нормы материального права, поскольку в настоящее время не установлен лишь порядок определения прилегающих территорий, однако непосредственное определение границ таких земельных участков осуществляется органами местного самоуправления. Кроме того, изменения в Закон Самарской области N 3-ГД в части отмены порядка определения прилегающих территорий были внесены только в октябре 2011г., в связи с чем вывод суда об исключении указанной компетенции с 22.07.2011г. необоснован.
В судебном заседании представитель Думы г.о. Самара Плаксюк С.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, считает решение неправильным, поскольку суд вышел за пределы требований и признал весь нормативный акт недействующим.
Представитель Администрации г.о.Самара Департамента потребительского рынка и услуг Катина Е.Ю. против удовлетворения жалобы возражала, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав представителей сторон, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, однако считает, что решение подлежит изменению.
Как следует из материалов дела, Решением Думы г.о. Самара от 14.12.2006 года N359 "Об определении прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" установлены следующие территории, прилегающие к местам массового скопления граждан, в том числе детским, образовательным, медицинским организациям, физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям, и местам нахождения источников повышенной опасности, в том числе вокзалам, аэропортам, станциям метрополитена, оптовым продовольственным рынкам, объектам военного назначения, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объёма готовой продукции:
- 200 метров от границ земельных участков, занимаемых в соответствии с действующим законодательством вышеуказанными объектами до входа в помещение, используемое для осуществления розничной продажи алкогольной продукции;
- 220 метров от ближайшей точки периметра указанного объекта до входа в помещение, используемое для розничной продажи алкогольной продукции (в случае отсутствия утверждённых границ земельного участка, на котором расположен один из вышеуказанных объектов).
Судом установлено, что данное решение опубликовано в "Самарской Газете" 20.12.2006 года N234 (3531).
12.02.2011г. вступил в силу Закон Самарской области N3-ГД "О мерах по противодействию алкоголизации населения на территории Самарской области".
Согласно ст.4 данного закона (в редакции действовавшей до 10.10.2011 года) под местами массового скопления и источниками повышенной опасности понимались здания вокзалов, аэропортов, метрополитена, оптовые продовольственные рынки, детские, образовательные учреждения, физкультурно-спортивные сооружения, медицинские организации. Розничная продажа алкогольной продукции, крепостью свыше 15% от общего объёма содержания этилового спирта была запрещена на прилегающей территории к местам массового скопления и источников повышенной опасности.
Установлено, что во исполнение положений данного закона, в Решение Думы г.о. Самары от 14.12.2006 г. N359 внесены изменения, согласно которым по г.о. Самара в марте 2011 года границ прилегающих территорий были определены в размере 200 метров, при наличии определенных границ и 220 метров при отсутствии утверждённых границ земельного участка. Изменениями от 30.06.201 1 данные границы снижены до 100 и 120 метров соответственно.
22.07.2011г. вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 года N218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты РФ и признание утратившим силу Федерального закона "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе".
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 22.11.1995 года N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в ред. от 18.07.2011 года) правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в РФ устанавливаются данным законом.
Согласно ч. 2 ст.16 Федерального закона введены ограничения розничной продажи алкогольное продукции, в том числе не допускается розничная продажа алкогольной продукции: в детских образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях; на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной сласти, субъектов. РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях; на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях. При этом согласно подпункту 7 статьи 2 Закона под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведённого из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объёма готовой продукции. Частью 2 указанной статьи также установлен запрет на продажу на прилегающих территориях любой алкогольной продукции, а не только с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, как это указано в решении Думы г.о. Самара.
В соответствии с ч.4 ст. 16 Закона к прилегающим территориям, указанным в пункте 2 настоящее статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ.
До настоящего времени порядок определения границ указанных земельных участков, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, Правительством РФ не установлен.
Таким образом, с 22.07.2011 года, т.е. с даты введения в действие Федерального закона N218-ФЗ от 18.07.2011 года, определение прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, не отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
В соответствии с ч.3 ст. 16 Закона (в редакции, действовавшей до 22.07.2011 года), прилегающие территории определялись органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами РФ. На основании указанной нормы федерального закона ст.3 Закона Самарской области от 31.01.2011 годе N3-ГД "О мерах по противодействию алкоголизации населения на территории Самарской области" территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объёма готовой продукции, прилегающие к местам массового скопления граждан, определялись органами местного самоуправления путём установления расстояния (в метрах) от границ земельных участков, занимаемых в соответствии с действующим законодательством вышеуказанными объектами, до входа в помещение, используемое для осуществления розничной продажи алкогольной продукции.
Установлено, что в целях приведения законов Самарской области в соответствие с требованиями Федерального закона, Законом Самарской области от 10.10.2011 года N100-ГД "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Самарской области по вопросам государственного регулирования оборок алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе" нормы определяющие места массового скопления граждан и источники повышенной опасности в Самарской области, а также нормы, наделяющие органы местного самоуправления полномочиями по определению границ прилегающих территорий, на которые не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объёма готовой продукции, признаны утратившими силу.
К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области производства и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесены: выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции; ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий; приём деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществление государственного контроля за их представлением; осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции (ст. 6 Федерального закона).
Органы местного самоуправления наделены полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции (ст.7 Закона).
Лицензионные требования к розничной продаже алкогольной продукции установлены ст. 16 Федерального закона и выражаются в запрете на реализацию алкогольной продукции: в детских образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях; на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях; на объектах военного назначения и на прилегающих к hим территориях. К прилегающим территориям, указанным относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ.
Таким образом, в настоящее время положения законов Самарской области NN2-ГД и 3-ГД наделяющие органы местного самоуправления полномочиями по установлению порядка определение прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 15% от общего объёма содержания этилового спирта, отменены, как не соответствующие требованиям федерального законодательства.
Кроме того, Федеральный закон в действующей редакции не предусматривает возможности реализации слабоалкогольной продукции на прилегающей территории.
При наличии указанных обстоятельств, суд пришел к правильному выводу, что оспариваемое прокурором Решение Думы г.о. Самары от 14.12.2006 года N359 в настоящее время по своим положениям противоречит действующему федеральному законодательству.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При разрешении вопроса о моменте признания нормативного акта недействующим, судебная коллегия учитывает разъяснение Пленума Верховного Суда Российской Федерации изложенное в Постановлении от 29.11.2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Как указано в п. 28 названного Постановления, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Исключение составляют нормативные правовые акты, которые в соответствии со ст. 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такой акт (его часть) признается судом недействующим с момента вступления решения в законную силу.
Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае, если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны недействующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.
Прокурор просил признать оспариваемый нормативно правовой акт недействующим с 22 июля 2011 года, т.е. с даты введения в действие Федерального закона N 218-фз от 18.07.2011 г. Учитывая, что решение Думы г.о. Самара от 14.12.2006 г. N 359 "Об определении прилегающих территорий Дна которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции было опубликовано в "Самарской Газете" 20.12.2006 года N234 (3531) и с данного числа вступило в силу, применялось на территории Самарской области, то судебная коллегия приходит к выводу о том, что данное решение следует признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что резолютивная часть решения подлежит изменению и изложению в новой редакции.
В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, сообщение о данном решении подлежит публикации в газете "Самарская газета", поскольку оспариваемый нормативный правовой акт был официально опубликован в данном печатном издании.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправильно применил нормы материального права, поскольку в настоящее время порядок определения прилегающих территорий не установлен, однако непосредственное определение границ таких земельных участков осуществляется органами местного самоуправления, основаны на неправильном толковании закона. Доводов опровергающих правильность выводов суда апелляционная жалобе не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Самары от 06 марта 2012 года изменить, изложить резолютивную часть в следующей редакции:
Заявление прокурора города Самары - удовлетворить частично.
Признать незаконным и недействующим решение Думы г.о. Самара от 14.12.2006 года N359 "Об определении прилегающих территорий на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (в редакции решений Думы г.о. Самара от 31.03.2011 года N75 и от 30.06.2011 года N109) со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о резолютивной части принятого судебной коллегией Самарского областного суда решения о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения Ленинского районного суда в законную силу в газете "Самарская газета".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.