Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Шилова А.Е.,
судей - Евдокименко А.А. и Черкуновой Л.В.,
при секретаре - Иванниковой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе - Белой О.М. на решение Кировского районного суда города Самары от 19 марта 2012 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Белой О.М. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в Кировском районе города Самары удовлетворить частично. Включить Белой О.М. в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п. 20 п. 1 и п.2 ст. 27 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" период с 3 ноября 1987 года по 9 марта 1993 года в должности заведующего здравпунктом КПАП-5 в МСЧ N16, с 1 февраля 2009 года по 24 мая 2011 года в должности заведующего здравпунктом - фельдшером в поликлиническом отделении N3 ММУ "Городская поликлиника N13", в том числе с 3 февраля 2009 года по 4 март 2009 года нахождения на курсах повышения квалификации. В удовлетворении остальных исковых требований отказать.",
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда - Евдокименко А.А., объяснения в поддержание апелляционной жалобы истца - Белой О.М. и ее представителя - Антоненко М.В., возражения на жалобу представителя ответчика - Брыкиной И.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец - Белая О.М. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе города Самары о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в обоснование заявленных исковых требований указала, что она с 3 апреля 1981 года по настоящее время работала и работает на должностях среднего медицинского персонала в государственных и муниципальных учреждениях (структурных подразделениях) здравоохранения по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Имеет среднее специальное медицинское образование, сертификат специалиста. В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17 декабря 2011 года N173-ФЗ истец обратилась 24 мая 2011 года с заявлением в ГУ УПФ РФ в Кировском районе города Самары о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. Комиссия ГУ УПФ РФ в Кировском районе города Самары по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан отказала ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального медицинского 30 летнего стажа работы, засчитав в специальный медицинский стаж работы 4 года 1 месяц 29 дней. Комиссия не засчитала в специальный трудовой стаж работы следующие периоды: с 29 октября 1981 года по 2 ноября 1987г. - в должности медицинской сестры в Куйбышевском пассажирском автотранспортном предприятии N5; с 31 декабря 2003 года по 31 мая 2005 года - в должности фельдшера МП города Самары Управления Самарского автомобильного транспорта, так как данные учреждения не поименованы в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N781 и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости; с 3 ноября 1987 года по 9 марта 1993 года - в МСЧ N 16 в должности заведующей здравпунктом КПАП-5; с 1 февраля 2009 года но 24 мая 2011 года - в должности заведующей здравпунктом - фельдшера поликлинического отделения N3 ММУ "Городская поликлиника N 13", так как Списками предусмотрены только заведующие фельдшерско-акушерским пунктом акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом -медицинская сестра (фельдшер), а заведующая здравпунктом - фельдшер не предусмотрены; с 10 марта 1993 года по 30 декабря 2003 года - в должности заведующей здравпунктом МП города Самары Управления Самарского автомобильного транспорта, так как данное учреждение и должность не поименованы Списками; с 3 февраля 2009 года по 4 марта 2009 года - нахождения на курсах повышения квалификации. Истец не согласна с решением и действиями Комиссии по следующим причинам. В период с 29 октября 1981 года по 2 ноября 1987 года, с 10 марта 1993 года по 30 декабря 2003 года, с 31 декабря 2003 года по 31 мая 2005 года, по сути работала на одном и том же предприятии, на одном и том же рабочем месте. В течение данных периодов предприятие неоднократно меняло свое наименование и утверждало устав. Вне зависимости от наименования предприятия штатными расписаниями предприятия были предусмотрены должности среднего медицинского персонала (с указанием фамилий по занимаемым медицинским должностям). С 1993 года в штатных расписаниях предусмотрен здравпункт как структурное подразделение предприятия. В ее обязанности медсестры входило: выполнение всех видов назначений заведующего здравпунктом, оказание первой доврачебной медицинской помощи при травмах, внезапных заболеваниях, отравлениях, проведение специальной обработки помещения здравпункта, проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей. Как заведующая здравпунктом, истец занималась организацией и оказанием доврачебной медицинской помощи работникам предприятия, организацией противоэпидемических мероприятий, предрейсовых медицинских осмотров водителей. Следовательно, Белая О.М. занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, что дает ей право на включение вышеперечисленных периодов работы в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. При этом истица подчинялась не только руководителю предприятия, но и методически - главному врачу поликлиники, на территории которой находилось предприятие. На основании изложенного истица просила суд признать ее право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренное п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ, признать решение ГУ УПФ РФ в Кировском районе города Самары незаконным и необоснованным, обязать ГУ УПФ РФ в Кировском районе города Самары засчитать в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в календарном исчислении периоды: с 29 октября 1981 года по 2 ноября 1987 года - работы в должности медсестры в Куйбышевском пассажирском автотранспортном предприятии N5; с 10 марта 1993 года по 30 декабря 2003 года - работы в должности заведующего здравпунктом в МП города Самары "Самарское пассажирское автотранспортное предприятие N 5", с 31 декабря 2003 года по 31 мая 2005 года - работы в должности заведующего здравпунктом МП города Самары "Самараавтотранс"; с 3 ноября 1987 года по 9 марта 1993 года - работы в должности заведующего здравпунктом КПАП-5 в МСЧ N16; с 1 февраля 2009 года по 24 мая 2011 года - работы в должности заведующего здравпунктом - фельдшера в поликлиническом отделении N3 ММУ "Городская поликлиника N 13"; с 3 февраля 2009 года по 4 марта 2009 года - нахождения на курсах повышения квалификации. Обязать ГУ УПФ РФ в Кировском районе города Самары назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права - с 24 мая 2011 года.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое истец - Белая О.М. считает неправильным, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить ее исковые требования в полном объеме.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы - Белой О.М. судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской федерации" (в действующей редакции) трудовая пенсия назначается досрочно лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, при этом списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организации), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости досрочно и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ N781 от 29 октября 2002 года во исполнение ст. 28 вышеуказанного Федерального закона были утверждены: 1) Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской федерации" (далее Список); 2) Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской федерации" (далее Правила). Так, согласно указанному списку, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включается работа заведующего - фельдшерско-акушерским пунктом, акушерки (фельдшера, медицинской сестры) фельдшерского здравпункта, фельдшера (медицинской сестры) медицинского пункта, медицинской сестры (фельдшера); фельдшера в Медико-санитарной части, Фельдшерско-акушерском пункте. Согласно п. 6 Правил исчисления периодов работы, работа в должностях, указанных в Списке, учитывается в стаж врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей). Данный Список является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. При этом работа в должностях, указанных в п.1 раздела "Наименование должностей" Списка засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
В соответствии с постановлением Конституционного суда РФ N2-П от 29 января 2004 года и Перечнем учреждений, организаций и должностей работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397 в специальный медицинский стаж подлежит включению работа в здравпунктах, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах фельдшером и медицинской сестрой, независимо от наименования должности.
В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, при этом в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, вместе с тем суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Поскольку в данном случае судебная коллегия не усматривает необходимости проверки решения суда первой инстанции в полном объеме, а в части удовлетворенных судом требований решение ни кем не обжалуется, проверке подлежит решение только в части требований, в удовлетворении которых истцу отказано судом первой инстанции.
Из материалов дела видно, что 24 мая 2011 года Белая О.М. обратилась с заявлением в ГУ УПФ РФ в Кировском районе города Самары с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Протоколом N651 от 9 сентября 2011 года комиссии ГУ УПФ РФ в Кировском районе города Самары по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан истице - Белой О.М. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, при этом комиссия сочла, что медицинский специальный стаж истицы по постановлению Правительства РФ N781 от 29 октября 2002 года и по постановлению Конституционного суда N 2-П от 29.01.2004г. составляет 4 года 1 месяц 29 дней (л.д. 131-132).
Судом первой инстанции, на основании документов представленных сторонами, было установлено, что в специальный медицинский стаж истице - Белой О.М. не засчитаны периоды: с 29 октября 1981 года по 2 ноября 1987 года - в должности медицинской сестры в Куйбышевском пассажирском автотранспортном предприятии N5; с 31 декабря 2003 года по 31 мая 2005 года - в должности фельдшера МП города Самары Управления Самарского автомобильного транспорта; с 10 марта 1993 года по 30 декабря 2003 года - в должности заведующей здравпунктом МП города Самары Управления Самарского автомобильного транспорта, так как данные учреждения не поименованы Списками и не относятся к учреждениям здравоохранения.
С учетом указанного судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости частичного удовлетворения иска, а именно включению в специальный трудовой стаж истицы следующих периодов работы: 1) с 3 ноября 1987 года по 9 марта 1993 года в должности заведующего здравпунктом КПАП -5 в МСЧ N16; 2) с 1 февраля 2009 года по 24 мая 2011 года в должности заведующего здравпунктом - фельдшером в поликлиническом отделении N3 ММУ "Городская поликлиника N13, в том числе с 3 февраля 2009 года по 4 марта 2009 года период нахождения на курсах повышения квалификации, и отказе в удовлетворении требований истицы в остальной части, поскольку учреждения, в которых истица работала в иные оспариваемые ей периоды трудовой деятельности, не поименованы Списком и не относятся к учреждениям здравоохранения.
Вместе с тем, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска и в части возложения на ответчика обязанности по назначению истице досрочной трудовой пенсии, поскольку с учетом периодов включенных истице в специальный трудовой стаж судом, указанный стаж менее предусмотренного законом для назначения такой пенсии, следовательно, права на назначение досрочной трудовой пенсии у истицы не возникло.
Не может судебная коллегия признать убедительными доводы апелляционной жалобы о том, что она фактически как в периоды включенные ей в специальный трудовой стаж, так и в периоды не включенные в этот стаж она выполняла одну и ту же трудовую функцию осуществляла медицинскую деятельность, следовательно, указанные периоды подлежат включению в ее специальный трудовой стаж, поскольку законодатель обуславливает назначение досрочной трудовой пенсии при осуществлении медицинской деятельности двумя обстоятельствами: первое - медицинской работой по определенной должности и второе - работой в определенном учреждении здравоохранения, а поскольку истица не работала в оспариваемые периоды в учреждениях здравоохранения законных оснований для включения указанных периодов в ее специальный трудовой стаж судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда города Самары от 19 марта 2012 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - Белой О.М. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.