судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Яковлевой В.В.
судей Сафоновой Л.А., Набок Л.А.
с участием прокурора Пискаревой И.В.
при секретаре Асабаевой Д.Т.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кинельского межрайонного прокурора в интересах Тадевосьяна Е.А. к администрации муниципального района Кинельский о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации муниципального района Кинельский Самарской области на решение Кинельского районного суда Самарской области от 27 апреля 2012 года,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сафоновой Л.А., объяснения Тадевосьяна Е.А., возражавшего против апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшую решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кинельский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Тадевосьяна Е.А. с иском к администрации муниципального района Кинельский Самарской области о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения. В обоснование своих требований указал, что Тадевосьян Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Распоряжением администрации муниципального района Кинельский Самарской области Тадевосьян Е.А. поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма. В силу закона ему как имеющему статус ребенка, оставшегося без попечения родителей жилое помещение должно быть предоставлено вне очереди, однако до настоящего времени Тадевосьян Е.А. жильем не обеспечен.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Кинельский межрайонный прокурор просил суд обязать администрацию муниципального района Кинельский предоставить Тадевосьяну Е.А. социальную выплату на приобретение жилого помещения.
Решением Кинельского районного суда Самарской области от 27 апреля 2012 года постановлено:
" Обязать администрацию муниципального района Кинельский предоставить Тадевосьян Е.А. социальную выплату на приобретение жилого помещения. ".
В апелляционной жалобе администрация муниципального района Кинельский Самарской области просит решение суда отменить. При этом указывает, что в силу положений ст.15 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района не отнесено полномочие по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. В администрации муниципального района Кинельский Самарской области отсутствует жилой фонд, предоставляемый по договорам социального найма. Также указывают, что предоставление субвенций местным бюджетам на социальные выплаты производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год. Суд обязал ответчика предоставить социальную выплату Тадевосьяну Е.А., несмотря на то, что финансирование указанной выплаты не относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель администрации муниципального района Кинельский Самарской области не явился, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения слушания дела. Об уважительных причинах неявки не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.
В судебном заседании апелляционной инстанции Тадевосьян Е.А. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Прокурор в своём заключении указала, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, просила оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считая его законным и обоснованным.
Судом установлено, что Тадевосьян Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит в списках детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением администрации муниципального района Кинельский Самарской области от 30.08.2006 года Тадевосьян Е.А. поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма.
Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.
Согласно п.3 ч.1 ст.14 ЖК РФ - к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся:.. . ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу с п. 3 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области", обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления.
В соответствии с п.2 Закона Самарской области N 115 ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения" органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области наделяются следующими полномочиями: обеспечение жилым помещениям детей сирот оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в приемных семьях, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных силах РФ.
Согласно п.5 Закона Самарской области от 07.07.2005г. N 152 ГД "Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" указанной категории граждан предоставляется жилье по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 г. N 421 "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей- сирот" при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется путем предоставления ими социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.
Учитывая вышеизложенное, суд правильно указал, что государственные полномочия по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями либо предоставления вместо жилья социальной выплаты, осуществляют органы местного самоуправления.
Судом установлено, что до настоящего времени Тадевосьян Е.А. жилым помещением не обеспечен.
При таких обстоятельствах суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению Тадевосьяну Е.А. социальной выплаты на приобретение жилья на администрацию муниципального района Кинельский Самарской области.
Довод апелляционной жалобы о том, что в силу положений ст.15 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района не отнесено полномочие по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, является несостоятельным, поскольку основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии с п.2 Закона Самарской области N 115 ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения" органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области наделяются следующими полномочиями: обеспечение жилым помещениям детей сирот оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в приемных семьях, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных силах РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что финансирование социальной выплаты на приобретение жилого помещения не относится к полномочиям органов местного самоуправления, не может служить основанием к отмене решения, поскольку обязанность по обеспечению жилыми помещениями лиц данной категории в силу положений действующего законодательства не может ставиться в зависимость от каких-либо условий, в том числе выделения денежных средств.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ и доводами апелляционной жалобы не опровергается. С учетом изложенного, судебная коллегия признает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, поскольку все обстоятельства, на которые указано в жалобе, проверены судом первой инстанции, они учтены при постановке решения и не могут служить основанием к его отмене.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кинельского районного суда Самарской области от 27 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Кинельский Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.