судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе :
председательствующего: Хаировой А.Х.,
судей: Сафоновой Л.А., Черкуновой Л.В.,
при секретаре: Асабаевой Д.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Симоновой Т.Д., Санягиной В.В., Синевой Н.Н. Радаевой Л.П., Чередниченко Е.Т., Юдиной Н.С. на решение Промышленного районного суда г. Самары от 23 января 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Симоновой Т.Д., Санягиной В.В., Синевой Н.Н., Прокопенко О.И., Шроо Т.А., Радаевой Л.П., Чередниченко Е.Т., Юдиной Н.С. отказать в полном объеме".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хаировой А.Х., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Симонова Т.Д., Санягина В.В., Синева Н.Н., Прокопенко О.И., Шроо Т.А., Радаеа Л.П., Чередниченко Е.Т., Юдина Н.С. обратились в суд с иском к ЗАО "ПЖРТ Промышленного района", ЗАО "ПТС" о перерасчете платы за коммунальные услуги.
В обоснование требований истцы указали, что дом, расположенный по адресу: "адрес", находится на обслуживании ЗАО "ПЖРТ Промышленного района". С ДД.ММ.ГГГГ истцы неоднократно обращались письменно и по телефону в ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" по поводу предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, температура горячей воды в квартирах составляла 35°С. Ответчик ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" отказался от составления актов о предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества. Ссылаясь на эти обстоятельства, истцы просили суд обязать ответчиков произвести перерасчет платы за предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
В ходе судебного разбирательства истцы уточнили исковые требования, просили суд также обязать ответчиков произвести перерасчет платы за предоставление коммунальных услуг по отоплению ненадлежащего качества в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя тем, что дом был подключен к системе отопления только ДД.ММ.ГГГГ.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить как незаконное. Ссылаясь на необоснованность решения суда, истцы указывают, что судом не были усмотрены нарушения температурного режима, хотя в представленном истцами акте от ДД.ММ.ГГГГ, отражены параметры температуры, не соответствующие установленным нормам и суд не рассмотрел их требование о перерасчете за неоказанную коммунальную услугу по отоплению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения истцов Симоновой Т.Д., Юдиной Н.С., представителей ЗАО "ПЖРТ Промышленного района Карташовой Т.С. (по доверенности), ЗАО "ПТС" - Муриновой Д.В.(по доверенности) судебная коллегия приходит об отмене решения суда первой инстанции в части и о частичном удовлетворении исковых требований истцов по следующим основаниям.
Судом первой инстанции были установлены следующие обстоятельства дела. Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома расположенного по адресу: "адрес", выбран один из способов управления - непосредственное управление, а в качестве обслуживающей организации выступает ЗАО "ПЖРТ Промышленного района".
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом управления имуществом г.о. Самара и ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" заключен договор на оказание услуг по обслуживанию жилых домов, в соответствии с которым ЗАО оказывает услуги по содержанию и техническому обслуживанию жилых домов, в том числе по начислению и сбору платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Таким образом, ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом "адрес" и обязано предоставлять собственникам квартир в вышеуказанных многоквартирных домах коммунальные услуги, в том числе услуги по горячему водоснабжению.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал в решении о том, что истцами не был предоставлены акты о ненадлежащем качестве коммунальной услуги - горячее водоснабжение за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и о непредоставлении коммунальной услуги по отоплению за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые могли бы быть основанием для перерасчета. При этом суд первой инстанции указал, что в акте от ДД.ММ.ГГГГ не указан год его составления, время измерения температуры составило 15 минут, что является незначительным.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции и полагает, что, разрешая требования истцов, суд первой инстанции неправильно распределил бремя доказывания, и не учел, что факт надлежащего качества оказания услуг должен доказать ответчик.
Таких доказательств ответчиком ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" суду не представлено.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу ч. 4 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" определены, в том числе, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
В соответствии с пунктом 9 названных Правил при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю и бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
В п. 49 Правил отражено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими Правилами и договором.
Согласно п. 51 Правил потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги ненадлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу.
Согласно п. 60 Правил, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.
В случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем - п. 64 Правил.
Сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе (п. 65).
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (п. 66).
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем) - п. 67.
Если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей.(п.68)
Датой начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается:
а) время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;
б) время, указанное в акте, составленном исполнителем в порядке, определенном пунктами 67 - 69 настоящих Правил, - в случае выявления исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.(пункт 70).
Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным:
а) со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг, оформляемого в порядке, определенном пунктами 67 - 69 настоящих Правил;
б) с момента возобновления предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, зафиксированного соответствующим прибором учета (п. 74).
Согласно п. 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170, температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 град. в открытых системах водоснабжения и не менее 50 град. C - в закрытых. Аналогичное положение содержится в Правилах предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 (п. 5 Приложения 1).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились к ответчику с заявлением о составлении акта о ненадлежащем качестве горячего водоснабжения по телефону. На заявлении имеется отметка ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" о принятии телефонограммы, указаны входящий номер и фамилия исполнителя. Представитель ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" в судебном заседании не отрицает данный факт и поясняет, что, возможно, не был обеспечен доступ в квартиру истцов, и по этой причине не был составлен акт. Однако никаких доказательств своим доводам представитель ответчика судебной коллегии не привел. По указанному заявлению от ДД.ММ.ГГГГ акт проверки качества составлен не был.
Вывод суда первой инстанции о невозможности перерасчета в отсутствие актов о качестве коммунальных услуг основан на неправильном толковании положений указанных Правил.
Из содержания приведенных положений Правил следует, что по заявке, за исключением признания факта ненадлежащего оказания услуг, исполнитель должен выйти на место и составить акт, который, если подтвержден факт ненадлежащего качества услуги, будет являться основанием для перерасчета.
Неисполнение ответчиком обязанности по составлению акта о качестве оказываемой услуги не может являться основанием для освобождения ответчика от ответственности за ненадлежащее качество предоставленных услуг.
ЗАО "ПЖРТ Промышленного района", являясь исполнителем коммунальных услуг и осуществляя свою профессиональную деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами, не может не знать о требованиях к качеству коммунальных услуг.
Доказательств обращения с претензией к ресурсоснабжающей организации ЗАО "ПТС" ответчиком ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" суду не представлено.
Разделом VII Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (ред. от 06.05.2011) "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", предусмотрен порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, согласно п. 60 которых при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.
Пунктом 5 разд. II Приложения N 1 Правил "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" установлено, что при снижении температуры горячей воды ниже 40 градусов по Цельсию, оплата потребленной воды производится по тарифу холодной воды.
Из материалов дела следует, что согласно постановлению администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N отопительный сезон в г.о. Самара начат с ДД.ММ.ГГГГ, а "адрес" в "адрес" подключен к системе теплопотребления ДД.ММ.ГГГГ. Доказательств начисления и взимания оплаты с ДД.ММ.ГГГГ за теплоснабжение истцами суду не предоставлено.
Судебная коллегия принимает доводы представителя ЗАО "ПТС" о том, что ЗАО "ПТС" является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку ЗАО "ПТС" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляет поставку тепловой энергии абоненту ЗАО "ПЖРТ Промышленного района", не состоит с истцами в договорных отношениях и не является исполнителем предоставления коммунальных услуг жильцам дома.
При таких обстоятельствах, с учетом представленных в материалы дела доказательств, судебная коллегия приходит к выводу, что обстоятельства, на которые ссылались истцы, подтверждены в судебном заседании в той части, что истцы горячую воду в необходимых объемах и надлежащего качества не получали в период с ДД.ММ.ГГГГ (подтвержденная дата первого обращения к ответчику) и по ДД.ММ.ГГГГ включительно, и истцам не предоставлена коммунальная услуга по теплоснабжению в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Поэтому решение суда в этой части подлежит отмене с постановлением нового решения об обязании ответчика ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" произвести перерасчет с возложением на него судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины в доход федерального бюджета в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г. Самары от 23 января 2012 года отменить в части отказа истцам в удовлетворении требований об обязании ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" произвести перерасчет за предоставление коммунальной услуги - горячее водоснабжение ненадлежащего качества в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно и за непредоставление коммунальной услуги по теплоснабжению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно и постановить в этой части новое решение.
Обязать ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" произвести перерасчет за предоставление коммунальной услуги - горячее водоснабжение ненадлежащего качества в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно по тарифу холодной воды и перерасчет за непредоставленную коммунальную услугу по теплоснабжению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно Симоновой Т.А., Санягиной В.В., Синевой Н.Н., Прокопенко О.И., Шроо Т.А., Радаевой Л.П., Чередниченко Е.Т., Юдиной Н.С..
Взыскать с ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" государственную пошлину в федеральный бюджет в размере 4000 (Четыре тысячи) рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.