судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Гороховик А.С.
судей Сафоновой Л.А., Сивохина Д.А.
с участием прокурора Фоминой И.А.
при секретаре Поваровой И.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Автозаводского района г.Тольятти в интересах Кочуровой Д.А. к мэрии г.о. Тольятти о внеочередном предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе Мэрии г.о. Тольятти на решение Центрального районного суда г.Тольятти от 20 апреля 2012 года,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сафоновой Л.А., заключение прокурора, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Автозаводского района г.Тольятти обратился в суд с иском в интересах Кочуровой Д.А. к Мэрии г.о. Тольятти о внеочередном предоставлении жилья. В обоснование своих требований указал, что Кочурова Д.А. 1991 года рождения, осталась без попечения родителей. Ее мать - Кочурова И.М. лишена родительских прав, сведения об отце в актах гражданского состояния записаны со слов матери. Закрепленного жилья Кочурова Д.А. не имеет. Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ Кочурова Д.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с 15.10.2009 года, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор Автозаводского района г. Тольятти просил суд обязать Мэрию г.о. Тольятти предоставить Кочуровой Д.А. жилое помещение вне очереди.
Решением Центрального районного суда г.Тольятти от 20 апреля 2012 года постановлено:
" Иск Прокурора Автозаводского района г. Тольятти удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Кочуровой Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение, расположенное в городском округе Тольятти, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающему санитарным и техническим требованиям, на состав семьи один человек.".
В апелляционной жалобе мэрия г.о. Тольятти просит решение суда отменить. При этом указывает, что в соответствии со ст.2 Закона Самарской области "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан", органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого денежных средств и материальных ресурсов. Между тем, мэрия г.о. Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан только в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ответчика и Кочурова Д.А. не явились, надлежаще извещены о времени и месте слушания дела.
Прокурор в своём заключении указала, что решение суда является законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считая его законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленным настоящим Кодексом случаев.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим па учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что Кочурова Д.А., 1991 года рождения относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /л.д.8-11/.
Постановлением Администрации Автозаводского района г. Тольятти от 26.08.1998 года Кочурова Д.А. определена в центр социальной реабилитации для детей и подростков "адрес" /л.д.12/.
Постановлениями Администрации Автозаводского района г. Тольятти от 02.12.1998 года, от 11.03.1999 года, срок пребывания Кочуровой Д.А. в Центра социальной реабилитации для детей и подростков г.Тольятти продлен /л.д.13,14/.
Постановлением администрации Автозаводского района г.Тольятти от 09.09.1999 года Кочурова Д.А. переведена из Центра Социальной реабилитации для детей и подростков г. Тольятти в Государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /л.д.15/.
Кочурова Д.А. закрепленного жилья не имеет, в собственности жилья так же не имеет /л.д.16-19,21-23,27,29,30/.
Распоряжением заместителя мэрии г.о. Тольятти от 03.11.2009 года Кочурова Д.А. принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 15.10.2009 года с составом семьи 1 человек /л.д.24/.
Согласно справке от 27.08.2009 года Кочурова Д.А. с 10.09.2007 года по 30.06.2009 года обучалась в ГОУ Тольяттинский техникум сервисных технологий и предпринимательства по очной форме обучения /л.д.22/.
Из материалов дела следует, что Кочурова Д.А. с 09.03.2010 года проживает и зарегистрирована по адресу: "адрес" /л.д.28/.
В соответствии со ст.2 Закона Самарской области "О наделении органов местного самоуправления на территории "адрес" отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан", мэрия г.о. Тольятти наделена отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов.
Согласно ч.1 ст.2 Закона Самарской области N77-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения", органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области наделяются государственными полномочиями в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в общеобразовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При таких обстоятельствах суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения Кочуровой Д.А. на мэрию г.о. Тольятти.
Довод апелляционной жалобы о том, что предоставление жилья осуществляется в пределах и за счет средств областного бюджета, выделяемых в виде субвенций, является не состоятельным, поскольку обязанность мэрии г.о. Тольятти по обеспечению Кочуровой Д.А. жилым помещением не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств, свободного жилого фонда и других обстоятельств.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ и доводами апелляционной жалобы не опровергается. С учетом изложенного, судебная коллегия признает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, поскольку все обстоятельства, на которые указано в жалобе, проверены судом первой инстанции, они учтены при постановке решения и не могут служить основанием к его отмене.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, толкованию положений гражданского законодательства, не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Тольятти от 20 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Мэрии г.о. Тольятти - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.