Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего - Моргачевой Н.Н.,
Судей - Никоновой О.И. и Черкуновой Л.В.,
с участием прокурора Тихновой Ю.В.,
при секретаре Егоровой Ю.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 04 мая 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора "адрес" - удовлетворить.
Обязать Главу г.о. Самара, Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Ливановой О.В. единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара согласно действующему законодательству".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Никоновой О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "адрес" обратился в суд с иском в интересах Ливановой О.В. к Главе г.о. Самара, администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
В обоснование иска указал, что Ливанова О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. На основании заявления она была включен в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по "адрес", сформированный отделом по учету и распределению жилой площади Администрации г.о. Самара.
Поскольку до настоящего времени жилое помещение Ливановой О.В. не предоставлено, прокурор просил обязать Главу г.о. Самары, Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Ливановой О.В. единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом г.о. Самара просит отменить решение суда, и принять новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований. Указывают на то, что при вынесении решения суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, были нарушены нормы процессуального права, а также материального права. Департамент управления имуществом г.о. Самара является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Истец Ливанова О.В., представители ответчиков Главы г.о. Самары, Администрации г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы заявителя жалобы, выслушав заключение прокурора судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Статьей 40 Конституции определено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
На основании ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 данной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях специального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органом исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 N115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями в Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
На основании ст. 5 Закона Самарской области от 07.07.2005 N 152-ГД "Об отдельных мерах по социальной поддержке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставляется жилое помещение по договорам социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
Согласно положениям постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 N 421 "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.
В соответствии со ст. ст. 5, 6, 8 Закона N 77-ГД органы государственной власти "адрес" при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти "адрес" передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в "адрес" "Об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период".
Как следует из материалов дела, Ливанова О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Решением Советского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ ее одинокая мать- ФИО1 лишена родительских прав (л.д. N).
Установлено, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ находилась в приемной семье ФИО2
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Первого заместителя Главы городского округа Самара N на основании заявления Ливановой О.В. она была включена в список граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по "адрес" (л.д. N).
Судом установлено, что до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Ливановой О.В. не предоставлялось, социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном "адрес", ей не выделялась. Жилого помещения на праве собственности не имеет.
Судом сделан обоснованный вывод об удовлетворении требования прокурора, о предоставлении Ливановой О.В. единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самары согласно действующему законодательству.
В решении правильно указано на несостоятельность доводов ответчиков относительно полномочий, по предоставлению социальной выплаты.
Как следует из ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115- ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан", полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области.
В силу ст. 22 Устава г.о. Самара (в редакции решения Думы г.о. Самара от 06.08.2009) в структуру органов местного самоуправления г.о. Самара входят: Дума г.о. Самара - представительный орган г.о. Самара; глава г.о. Самара - высшее должностное лицо г.о. Самара, избираемое на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах; администрация г.о. Самара - исполнительно - распорядительный орган г.о. Самара, возглавляемый Главой г.о. Самара; Департамент управления имуществом г.о. Самара и Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара.
В соответствии с Уставом г.о.Самара органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией.
При разрешении вопроса о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья из средств бюджета "адрес" детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей свои полномочия, в пределах наделенной компетенцией осуществляют Глава г.о. Самара, Администрация г.о. Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара.
Таким образом, привлечение их по данному делу в качестве ответчиков и возложение на них обязанности по предоставлению социальной выплаты является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Департамент управления имуществом г.о. Самара является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу несостоятельны по мотивам, изложенным выше.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 04 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара- без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.