судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сказочкина В. Н.
судей - Назейкиной Н. А., Бочкова Л. Б.
при секретаре - Асабаевой Д. Т.
с участием кадастрового инженера Габдрахманова М.М., представителя ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области по доверенности Флегонтовой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе кадастрового инженера Габдрахманова М.М. на решение Самарского районного суда г. Самара от 6 апреля 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Кадастровый инженер Габдрахманов М.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий ФГБУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области по приостановлению кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
В обоснование заявления указал, что ФГБУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области решением N63-00-119/11-190135 от 21.12.2011г. приостановило осуществление кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N:15, расположенного по адресу: "адрес" в связи с тем, что в акте согласования местоположения границ земельного участка отсутствуют сведения о согласовании границ с владельцами смежных земельных участков с кадастровыми номерами N:26 и N:28, в графе "3" реквизита "6" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" межевого плана не указаны сведения о правообладателях смежных земельных участков.
Уточнив требования, Габдрахманов М.М. просил суд признать незаконным решение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области N63-00-119/12-41994 от 20.03.2012г. по отказу в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N:15, расположенного по адресу: "адрес" и обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области осуществить кадастровый учет изменений указанного объекта недвижимости.
Решением суда от 06.04.2012г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Габдрахманов М.М. просит отменить решение суда.
В судебном заседании Габдрахманов М.М. доводы жалобы поддержал, представитель ФФГБУ "ФКП Росреестра" просила жалобу оставить без удовлетворения, решение суда без изменения.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сказочкина В.Н., объяснения участвующих лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, считает его правильным.
Из материалов дела установлено, что 21.12.2011г. ФГБУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области решением N63-00-119/11-190135 приостановило осуществление кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N:15, расположенного по адресу: "адрес" по тем основаниям, что на государственную регистрацию не представлены необходимые для кадастрового учета документы, что в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) влечет за собой приостановление осуществления кадастрового учета.
В ходе судебного разбирательства доводы Габдрахманова М.М. о незаконности действий ФФГБУ "ФКП Росреестра по Самарской области" подтверждения не нашли.
Согласно пункту 75 Требований к подготовке межевого плана, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008г. N 412, раздел "Схема расположения земельных участков" оформляется на основе разделов кадастрового плана территории или кадастровой выписки соответствующего земельного участка, содержащих картографические изображения, либо с использованием картографического материала.
Схема предназначена для отображения местоположения земельных участков относительно смежных земельных участков, границ кадастрового деления (для земельных участков, занятых протяженными объектами), природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения (если отдельные части границы земельного участка совпадают с местоположением внешних границ таких объектов и сведения о таких объектах содержатся в ГКН), земельных участков или земель общего пользования.
Из представленной на государственную регистрацию Схемы невозможно однозначно определить расположение земельного участка с кадастровым номером N:15 относительно смежных земельных участков по границам от точки н.1 до точки н.2, от точки н.2 до точки н.4, от точки н.4 до точки н.5, от точки н.5 до точки н.6, от точки н.6 до точки н.7, от точки н.7 до точки н.8, от точки н.8 до точки н.9.
В соответствии с пунктом 68 Требований в графе "3" реквизита "6" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" приводятся сведения о правообладателях смежных земельных участков.
Согласно разделу "Схема" у земельного участка с кадастровым номером N:15 по указанным выше границам имеются смежные земельные участки.
Однако, сведения о правообладателях смежных земельных участков, указанных в разделе "Схема" в графе "3" реквизита "6" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" представленного межевого плана отсутствуют.
Таким образом, представленный межевой план, изготовленный кадастровым инженером Габдрахмановым М.М., не соответствует предъявленным к нему требованиям, что явилось препятствием для осуществления заявленных кадастровых процедур.
По истечении срока приостановления осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости обстоятельства, послужившие основанием для приостановления, не были устранены, в связи с чем, решением от 20.03.2012г. N63-00-119/12-41994 в осуществлении кадастрового учета изменений было отказано.
В соответствии с ч.3 ст. 25 Закона о кадастре кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
При этом, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре).
Учитывая изложенное, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях: при отсутствии в ГКН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; в случае, если содержащиеся в ГКН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения; в случае, если содержащиеся в ГКН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ГКН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки); при исправлении ошибки в сведениях ГКН, в том числе кадастровой ошибки о местоположении границ земельного участка.
Согласно п. 12 Требований к подготовке межевого плана, утвержденного приказом Минэкономразвития от 24.11.2008г. N 412, раздел "Заключение кадастрового инженера" включается в состав межевого плана в следующих случаях:
1) в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований или населенных пунктов их фактическому местоположению наличие которых является препятствие для постановки образуемых земельных участков на государственный учет или для кадастрового учета изменений в отношении существующих земельных участков;
2) имеются неснятые возражения по поводу местоположения земельного участка, выделяемого в счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения, или возражения о местоположении границы земельного участка;
3) в иных случаях, в том числе, если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, необходимо обосновать размеры образуемых земельных участков).
Кадастровый инженер, выполняя работы по уточнению местоположения границ земельного участка должен руководствоваться документами, указанными в ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре.
Таким образом, конфигурация земельного участка после уточнения местоположения его границ не может существенно отличаться от конфигурации, содержащейся в документах, подтверждающих право на земельный участок, и документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В рамках уточнения местоположения границ кадастровый инженер должен руководствоваться сведениями о фактическом местоположении границ земельного участка, содержащимися, в том числе, в картах и на планах, являющихся картографической основой кадастра недвижимости.
Обоснование местоположения уточненных границ земельного участка во всех случаях должно приводится в заключении кадастрового инженера, включаемом в состав межевого плана.
В представленном 28.11.2011г. на государственную регистрацию заявлении N63-0-1-26/3001/2011-184 заключение кадастрового инженера, обосновывающее причины изменения конфигурации земельного участка с кадастровым номером N:15, отсутствуют.
К тому же заказчиком кадастровых работ и правообладателем земельного участка Габдрахманов М.М. не является, обратился в суд он как кадастровый инженер.
Таким образом, как напрямую, так и косвенно действия регистратора права Габдрахманова М.М. не затрагивают.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, действия филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области N63-00-119/12-41994 от 20.03.2012г. по отказу в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N:15, расположенного по адресу: "адрес" соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы кадастрового инженера, в связи с чем, суд правильно оставил требования без удовлетворения.
Доводы Габдрахманова М.М. в апелляционной жалобе не опровергают выводы суда, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание.
Утверждение в жалобе о том, что земельные участки с кадастровыми номерами N:26 и N:28 не являются смежными с уточняемым земельным участком, опровергается материалами дела.
То обстоятельство, что настоящее гражданское дело было сдано в канцелярию суда 20.04.2012г. не влечет недействительность решения суда, право заявителя на обжалование решения суда не нарушено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда законно и обоснованно.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Самарского районного суда г. Самара от 6 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу кадастрового инженера Габдрахманова М.М. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.