Апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 04 июня 2012 г.
(Извлечение)
судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шуковой Н.М.,
судей Желтышевой А.И., Назейкиной Н.А.,
при секретаре Поваровой И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Пестравском районе Самарской области на решение Красноармейского районного суда Самарской области от 06 апреля 2012 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Харламовой Людмилы Васильевны удовлетворить: признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в Пестравском районе Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Обязать государственное Учреждение Пенсионного фонда РФ в Пестравском районе Самарской области включить Харламовой Л.В. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы в ГУ "Пестравский пансионат для ветеранов труда" в должности фельдшера и палатной медицинской сестры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 л. 1 мес. 14 дн.).
Обязать Государственное учреждение Управления пенсионного фонда РФ в Пестравском районе Самарской области назначить Харламовой Л.В. досрочную пенсию по старости с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Назейкиной Н.А., объяснения представителя ответчика Лазареву Е.П. (по доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ) в поддержание жалобы, возражения на доводы жалобы Харламовой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Харламова Л.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Пестравском районе Самарской области о включении периодов работы в трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии.
В обоснование заявленных требований Харламова Л.В. указала, что комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального 25-летнего "медицинского" стажа. Из специального "медицинского" стажа необоснованно исключен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера и палатной медсестры в ГУ "Пестравский пансионат для ветеранов труда", поскольку учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ N781 от 29.10.2002 года, а также на индивидуальном лицевом счете отсутствует льготный код по "выслуге лет".
Харламова Л.В., ссылаясь на незаконность отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, просила суд включить указанный период работы в специальный трудовой стаж и обязать ГУ-УПФ РФ в Пестравском районе назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения в пенсионный орган.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель УПФ РФ в Пестравском районе Самарской области просит решение суда отменить, считая его неправильным, постановленным с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Харламова Л.В. обратилась в комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления ПФР в Пестравском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. Решением указанной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцу отказано ввиду отсутствия у нее необходимого стажа лечебной работы; стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, признанный ответчиком, составил 17 лет 10 месяцев 25 дней; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера и палатной медсестры в ГУ "Пестравский пансионат для ветеранов труда" в специальный стаж не включен со ссылкой на то, что данное учреждение не предусмотрено в Списках должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение.
Кроме этого, судом установлено, что Харламова Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Пансионате в должности фельдшера, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности палатной медицинской сестры.
27.12.2011 года ГУ "Пестравский пансионат для ветеранов труда" переименован в ГБУ СО "Пестравский пансионат для ветеранов труда (дом-интернат для престарелых и инвалидов)" и Харламова Л.В. продолжает работать в должности медицинской сестры.
Изменение наименования ГУ "Пестравский пансионат для ветеранов труда" в ГБУ СО "Пестравский пансионат для ветеранов труда (дом-интернат для престарелых и инвалидов)" произведено на основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области N1750 от 08.11.2011 года.
Уставом о Пансионате для ветеранов труда предусмотрено, что Пансионат является государственным медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного, временного проживания престарелых граждан (мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет) и инвалидов 1 и 2 группы старше 18 лет, нуждающихся в уходе, бытовом и медико-социальном обслуживание, реабилитационных услугах.
Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п.2 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Из указанной нормы не вытекает, что Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения медицинских работников и по своему усмотрению вводить дополнительные по сравнению с законом, ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет. При осуществлении предоставленных ему полномочий, Правительство Российской Федерации связано не только законодательными нормами, но и обязано учитывать предписания статьи 19 Конституции РФ, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации N781 от 29.10.2002 года, предусмотрена должность медицинской сестры в доме-интернате для престарелых и инвалидов.
Исследовав представленные сторонами и полученные судом доказательства, оценив их с учетом требований ст.67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку несмотря на изменение наименования учреждения в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера и медицинской сестры в Пестравском пансионате для ветеранов труда, Харламова Л.В. выполняла работу, аналогичную работе медсестры в доме-интернате для престарелых и инвалидов, работа в котором дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Поскольку из материалов дела следует, что на дату обращения Харламовой Л.В. за назначением досрочной трудовой пенсии - ДД.ММ.ГГГГ, с учетом подлежащего ко включению в стаж работы истца периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера и медицинской сестры в Пестравском пансионате для ветеранов труда, стаж истца составляет более 30 лет, то судом правомерно возложена обязанность на ответчика назначить Харламовой Л.В. досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента обращения истца в пенсионные органы за назначением досрочной пенсии.
В апелляционной жалобе ответчик настаивает на законности и обоснованности решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления ПФР в Пестравском районе N от ДД.ММ.ГГГГ, указывая на то, что спорный период работы истца в Пестравском пансионате для ветеранов труда не предусмотрен Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Однако, указанные доводы признаются несостоятельными и не влекущими отмену решения суда, поскольку в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" от 20.12.2005 года N25 о том, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Проверив функциональные обязанности, выполняемой истцом работы в ГУ "Пестравский пансионат для ветеранов труда" и ГБУ СО "Пестравский пансионат для ветеранов труда (дом-интернат для престарелых и инвалидов)", суд фактически установил их тождественность и правильно указал, что при таких обстоятельствах изменение наименования учреждения не может повлечь отказ в назначении досрочной трудовой пенсии.
Другие доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку представленных по делу доказательств, не опровергают правильность выводов суда и не могут повлечь отмену постановленного по делу решения.
Правовых оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, жалоба не содержит.
Судебная коллегия полагает, что решение является законным и обоснованным, судом первой инстанции правильно применен материальный закон, регулирующий правоотношения сторон, выводы суда подтверждены доказательствами, которым дана надлежащая оценка.
Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноармейского районного суда Самарской области от 06 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ в Пестравском районе Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.