судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Решетняк М.А.
судей: Калинниковой О.А. и Акининой. А.
при секретаре Тимагине Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ГУ МВД России по Самарской области на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 09.09.2011 года, которым постановлено:
"Исковые требований Бойкиной Т.Б. удовлетворить частично.
Обязать ГУ МВД России по Самарской области включить в выслугу лет Бойкиной Т.Б. для назначения пенсии следующие периоды ее работы:
в налоговых органах в качестве работника, имеющего классный чин:
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
на должностях по бухгалтерским специальностям:
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
в выслугу лет для назначения пенсии Бойкиной Т.Б. засчитать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца период ее военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с ГУ МВД России в пользу Бойкиной Т.Б. расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей, а также уплаченную госпошлину в размере 200 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Бойкиной Т.Б. -отказать."
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Решетняк М.А., объяснение представителя ГУ МВД России по Самарской области Нисифировой Н.П., возражение представителя Бойкиной Т.Б. адвоката Гафурова Р.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бойкина Т.Б. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ МВД России по Самарской области об оспаривании приказов об исчислении стажа и включении в выслугу лет для назначения пенсии время работы в налоговых органах и на должностях по бухгалтерским специальностям, ссылаясь на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проходила службу в Федеральной службе налоговой полиции РФ по Самарской области и имела специальное звание. В связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции РФ она была переведена для дальнейшего прохождения службы в органы внутренних дел МВД России, где служила в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и также имела специальное звание. Приказом начальника ГУВД по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N она была уволена из органов внутренних дел по п. "Е" ч. 1 ст. 58 (по сокращению штата) Положения о службе в органах внутренних дел в РФ. В соответствии с п. 16 данного приказа ей исчислена выслуга лет, которая составила 27 лет 05 месяцев 21 день, в льготном исчислении - 28 лет 11 месяцев 13 дней.
Однако приказом начальника ГУВД по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N были внесены изменения в абз. 2 п. 16 приказа начальника ГУВД и выслуга лет указана: в календарном исчислении 13 лет 08 месяцев 00 дней, для выплаты единовременного пособия - 11 лет 00 месяцев 01 дней, общий трудовой стаж- 30 лет 06 месяцев 10 дней.
Считает, что изменения в приказ были вынесены незаконно, выслуга лет ей подсчитана неверно, поскольку в выслугу лет для назначения пенсии не включены периоды ее работы в налоговых органах в качестве работника, имеющего классный чин, периоды работы на должностях по бухгалтерским специальностям, а также в выслугу лет без льготных условий засчитана ее военная служба с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
С учетом уточнения истица просила признать не соответствующим закону п. 16 приказа начальника ГУ МВД России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N в части назначенной ей выслуги лет; признать не соответствующим закону п. 1.31 приказа Федеральной службы налоговой полиции РФ N от ДД.ММ.ГГГГ в части выслуги лет, обязать ГУВД по Самарской области в выслугу лет для назначения пенсии включить ей время работы: в налоговых органах в качестве работника, имеющего классный чин: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на должностях по -ч бухгалтерским специальностям: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в выслугу лет для назначения пенсии засчитать ей на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца период ее военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ГУ МВД России расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей, а также уплаченную госпошлину в размере 200 руб.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационной ГУ МВД России по Самарской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Бойкина Т.Б. была зачислена на службу в Управление федеральной службы налоговой полиции РФ по Самарской области с ДД.ММ.ГГГГ с присвоением ей специального офицерского звания, что подтверждается материалами личного дела N, а также записью в трудовой книжке Бойкиной Т.П.
До службы в органах налоговой полиции Бойкина Т.Б. занимала должности по финансово-экономической и бухгалтерской специальностях в период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности бухгалтера "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - специалистом 1 категории (экономиста) медицинского медотдела "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - заместитель главного бухгалтера (главный бухгалтер) предприятия "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - и.о.главного бухгалтера "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - бухгалтер-ревизор "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -старший бухгалтер "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -главный бухгалтер "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - бухгалтер (зам. главного бухгалтера) "данные изъяты"
Кроме того, БойкинаТ.Б. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала старшим налоговым инспектором Государственной налоговой инспекции "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - главным бухгалтером Государственной налоговой инспекции "адрес", за указанные периоды имела классный чин.
Согласно части 3 статьи 17 Закона Российской Федерации пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со ст. 13 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24.06.1993 г., выслуга лет по прежнему месту службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, а также работников правоохранительных органов и государственных налоговых инспекций, имеющих классные чины, засчитывается указанным лицам в выслугу лет федеральных органов налоговой полиции.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4991-1 от 20 мая 1993 года.
В силу статьи 11 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1, в редакции Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ, пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Часть 3 статьи 50 названного Положения предусматривает, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один.
Приказом Управления ФСНП РФ по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N Бойкина Т.Б. была исключена из списков личного состава ФСНП РФ с ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением штатов.
ДД.ММ.ГГГГ Бойкина Т.Б. была принята на службу в ГУВД по Самарской области в порядке перевода.
На момент исключения Бойкиной Т.Б. из списков личного состава органов налоговой полиции и перевода на службу в ГУВД по Самарской области, Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N 155 на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальное звание, и их семей, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, было распространено действие постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации".
Таким образом, кроме порядка пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции, предусмотренного Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии по выслуге лет, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года, действовал и дополнительный порядок для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции (часть 3 статьи 50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции"), который предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Исходя из хронологии принятия и содержания вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что они принимались позднее Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" для обеспечения реорганизации государственной налоговой службы в налоговую полицию Российской Федерации и не противоречат нормам данного Закона.
В части 3 статьи 50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4991-1 от 20 мая 1993 года (в редакции Федерального закона от 30 июня 2002 года), законодатель установил норму, не только распространяющую на сотрудников налоговой службы, перешедших на службу в органы налоговой полиции, действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", но прямо указал на то, что такие сотрудники при подсчете выслуги лет для получения пенсии по этому Закону сохраняют право на включение в выслугу лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации. Путем прямого распространения на лиц, проходивших службу в органах налоговой полиции, норм Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и постановления Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года с сохранением при этом для них прежнего порядка подсчета выслуги лет для целей пенсионного обеспечения законодательно была обеспечена стабильность правового положения сотрудников налоговой полиции в сфере пенсионного обеспечения.
Иное толковании указанных правовых норм не может рассматриваться иначе, как нарушение законных прав бывших сотрудников налоговой полиции на пенсионное обеспечение по нормам Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
При таких обстоятельствах, суд сделал правильный вывод, что требования Бойкиной Т.Б. о включении в выслугу лет для назначения пенсии стажа работы на предприятиях, учреждениях и организациях на должностях по финансово-экономическим и бухгалтерским специальностям, а также в качестве работника налоговой службы, имеющей классный чин, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Суд также правильно удовлетворил и требование Бойкиной Т.Б. о зачете на льготных условиях в выслугу лет для назначения пенсии период ее военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ один месяц службы за полтора месяца.
В соответствии с пп. "г" п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенных со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в отдаленных местностях Российской Федерации согласно Приложения N 1 (раздел II, с указанных в этом разделе сроков". К такой местности относится, в частности, "адрес".
Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Бойкина Т.Б. проходила военную службу в качестве диспетчера "данные изъяты" "адрес".
Таким образом, указанный период ее военной службы подлежит зачету на льготных условиях как один месяц за полтора месяца службы.
Доводу представителя ответчика о том, что оснований для перерасчета выслуги лет Бойкиной Т.Б. у ГУ МВД России по Самарской области не имеется, поскольку на момент увольнения Бойкиной Т.Б. из органов налоговой полиции ей была подсчитана выслуга лет, которая согласно приказа N от ДД.ММ.ГГГГ составила на ДД.ММ.ГГГГ: календарная -05 лет 11 месяцев 14 дней, льготная -01 год 04 месяца 00 дней, трудовой стаж - 02 года 06 месяцев 03 дня, учета - 00 лет 09 месяцев 00 дней, всего 10 лет 06 месяцев 17 дней и согласно ч. 5 ст. 54 ФЗ N 86 от 03.06.2003 г. исчисленная выслуга перерасчету не подлежит, суд дал правильную оценку, обоснованно не принял его во внимание указав, что согласно приказа N от ДД.ММ.ГГГГ майору налоговой полиции Бойкиной Т.Б. была подсчитана выслуга лет для назначения пенсии, которая на ДД.ММ.ГГГГ составила: календарная -05 лет 11 месяцев 14 дней, льготная - 01 год 04 месяца 00 дней, трудовой стаж - 02 года 06 месяцев 03 дня, учета - 00 лет 09 месяцев 00 дней, всего 10 лет 06 месяцев 17 дней.
На момент увольнения Бойкиной Т.Б. из органов налоговой полиции ч. 5 ст. 54 ФЗ N 86 от 30.06.2003 г. имела иную редакцию.
Федеральным законом от 22.07.2005 N 121-ФЗ часть 5 ст. 54 ФЗ N 86-ФЗ от 30.06.2003 г. была изложена в новой редакции, согласно которой, выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года N 4991-1 "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.
Статьей 3 ФЗ от 22.07.2005 г. N 121-ФЗ предусмотрено, что он вступает в силу с 1 января 2006 года и распространяет действие на правоотношения, возникшие с 1 июля 2003 года.
Из дословного толкования ч. 5 ст. 54 ФЗ N 86 следует, что выслуга лет для сотрудников налоговой полиции должна быть исчислена в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, т.е. по нормам установленным данным Положением, и только в этом случае она не подлежит перерасчету.
Является правильной ссылка в решении на то, что иное толкование данной нормы закона, привело бы к ущемлению прав и законных интересов бывших работников налоговой полиции в сфере пенсионного обеспечения.
Бойкиной Т.Б. выслуга лет для назначения пенсии при увольнении из органов налоговой службы была подсчитана неверно, не по нормам установленным данным Положением.
Согласно ч. 3 ст. 50 Положения сотрудники при подсчете выслуги лет для получения пенсии сохраняют право на включение в выслугу лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации.
В силу статьи 11 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1, в редакции Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ, пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации, следовательно, ГУ МВД России по Самарской области было не лишено возможности осуществить расчет выслуги лет Бойкиной Т.Б. с учетом правовых гарантий, установленных Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ и по нормам данного Положения.
Истцом также заявлено требование о признании незаконными п. 16 приказа начальника ГУ МВД России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N и п. 1.31 приказа Федеральной службы налоговой полиции РФ N от ДД.ММ.ГГГГ в части назначенной выслуги лет Бойкиной Т.В.
В указанной части решение суда сторонами не обжалуется.
Судебная коллегия считает возможным в данной части согласиться с выводами суда об отказе в удовлетворении требований истицы, учитывая, что признание данных приказов незаконными не повлечет восстановление либо защиту ее нарушенных прав, что восстановление ее нарушенных прав возможно путем обязания ГУ МВД России по Самарской области включить в выслугу лет Бойкиной Т.Б. определенных периодов работы.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в связи, с чем с ответчика в пользу истца обоснованно взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.
В соответствии со ст. 100 ГК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Расходы в сумме 20 000,00 рублей, истцом подтверждены соглашением N об оказании юридической помощи от ДД.ММ.ГГГГ и квитанцией N от ДД.ММ.ГГГГ, учитывая требования разумности и справедливости, сложность дела и количество судебных заседаний, проведенных в присутствии представителя истца, суд законно взыскал в пользу истицы 5 000 рублей.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая оценка и спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары 09.09.2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ МВД России по Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.