судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Яковлевой В. В.,
судей Сорокиной Л. А., Сафоновой Л. А.,
с участием прокурора Кушнирчук А. И.,
при секретаре Мучкаевой Н. П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению прокурора г. Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 01 декабря 2011 г., которым постановлено:
"В удовлетворении заявления прокурора г. Тольятти о признании незаконным распоряжения мэрии г.о. Тольятти от 29.03.2010 года N 3773-р/1 "Об утверждении Положения о комиссии по урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе в мэрии г.о. Тольятти", отказать. "
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сорокиной Л. А., прокурора Кушнирчук А. И. в поддержание доводов кассационного представления, возражения представителя Мэрии г. о. Тольятти Агарчевой Ю. А. по доверенности от 2612.2011г., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Тольятти обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону распоряжения мэрии г.о. Тольятти от 29.03.2010 года N 3773-р/1 "Об утверждении Положения о комиссии по урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе в мэрии городского округа Тольятти" ( в редакции распоряжений мэрии г.о. Тольятти от 29.10.2010 года N 11390-р/1, от 05.08.2011 года N 8407-р/1, от 08.09.2011 годаN9650-р/1).
В обоснование своих требований Прокурор г. Тольятти указывал, что оспариваемое распоряжение в действующей редакции не соответствует требованиям федерального законодательства.
Указом Президента РФ от 01.07.2010 года N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов", принятым в соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции", установлены основания проведения заседаний комиссий, виды принимаемых ими решений, порядок принятия данных решений, их оформления и исполнения.
Однако основания проведения заседаний комиссий, виды принимаемых ими решений, порядок принятия данных решений, их оформления и исполнения, установленные распоряжением мэрии г.о. Тольятти от 29.03.2010 года N 3773-р/1 не соответствуют требованиям Указа Президента РФ от 01.07.2010 года N 821.
А именно в соответствии с п.п. 11,14 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.2010 года N 821, число членов комиссии, не замещающих должности государственной службы в государственном органе, должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии. Проведение заседаний с участием только членов комиссии, замещающих должности государственной службы в государственном органе, недопустимо.
Однако согласно п. 2.2 Положения о комиссии по урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе в мэрии городского округа Тольятти в состав комиссии по урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе входят только муниципальные служащие.
Согласно п. 29 Положения, утвержденного Указом Президента от 01.07.2010 года N 821, решения комиссии по вопросам, указанным в п. 16 настоящего Положения, принимаются тайным голосованием (если комиссия не примет иное решение) простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.
Однако, в соответствии с п. 4.1 Положения о комиссии по урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе в мэрии городского округа Тольятти решение комиссии принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании членов.
В силу положений ст. 5 Федерального закона "О муниципальной службе Российской Федерации" взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы в РФ обеспечивается посредством единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы.
Исходя из совокупности положений федерального законодательства о государственной гражданской службе и муниципальной службе, устанавливающих взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы в РФ и провозглашающей единство правовых и организационных основ основным принципом муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ, Положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе в мэрии городского округа Тольятти должно соответствовать Положению о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденному Указом Президента РФ от 01.07.2010 года N821.
Поэтому Прокурор г. Тольятти и просил признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия пункты 2.2, 4.1 Положения о комиссии по урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе в мэрии городского округа Тольятти, утвержденному распоряжением мэрии г.о. Тольятти от 29.03.2010 года N 3773-р/1 и приложение к указанному распоряжению.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационном представлении прокурор г. Тольятти просит решение отменить, считая его необоснованным и незаконным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что жалоба подлежит удовлетворению, решение отмене, как постановленное с неправильным определением обстоятельства, имеющих значение для дела, нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с п.1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую, юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельное такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
Отказывая в удовлетворении заявленных стороной требований суд сослался на ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" о возможности принятия органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, Указ Президента РФ от 01.07.2010 года N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов", которым утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, принимая во внимание, что данный Указ носит рекомендательный характер, полагая, что положение распространяется только на федеральных государственных служащих, пришел к выводу, что оспариваемое распоряжение мэрии г.о. Тольятти не противоречит действующему федеральному законодательству.
Однако, судебная коллегия полагает, что такой вывод основан на неправильном применении норм материального права.
Из материалов дела видно, что распоряжением мэрии г.о. Тольятти от 29.03.2010 года N 3773-р/1 утверждено Положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе в мэрии г.о. Тольятти. Данное распоряжение было опубликовано в газете "Городские ведомости" от 03.04.2010 года N 35 и вступило в силу с момента его подписания. Распоряжениями мэрии г.о. Тольятти от 29.10.2010 года N 11390-р/1, от 05.08.2011 года N 8407-р/1, от 08.09.2011 года N 9650-р/1 в указанное Положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе в мэрии г.о. Тольятти были внесены изменения.
Так же из материалов дела следует, что п. 2.2. указанного Положения о комиссии по урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе в мэрии г.о. Тольятти, установлено, что членами комиссии являются муниципальные служащие мэрии г.о. Тольятти, а п. 4.1 Положения, установлено, что решение комиссии принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии ( л.д. 9-15)
Согласно п. 8. Указа Президента РФ от 01.07.2010 N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" (вместе с "Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов ") рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:
а) в 2-месячный срок разработать и утвердить положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (муниципальных служащих) и урегулированию конфликта интересов;
б) руководствоваться настоящим Указом при разработке названных положений.
В соответствии с "Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" число членов комиссии, не замещающих должности государственной службы в государственном органе, должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии. ( п. 11)
Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии. Проведение заседаний с участием только членов комиссии, замещающих должности государственной службы в государственном органе, недопустимо. ( п. 14)
Решения комиссии по вопросам, указанным в пункте 16 настоящего Положения, принимаются тайным голосованием (если комиссия не примет иное решение) простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. ( п.29 ).
Исходя из анализа вышеуказанных норм, судебная коллегия полагает, обоснованными доводы кассационного представления прокурора, что включение в состав комиссии по урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе только уполномоченных представителей нанимателя, противоречит целям создания комиссии, не позволяет достичь мер, направленных на предупреждение коррупции, поскольку состав комиссии должен формироваться таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения.
Так же отсутствие в нормативно-правовом акте мэрии порядка принятия решений тайным голосованием, также свидетельствует о том, что п. 4.1. противоречит федеральному законодательству и не позволяет достичь мер, направленных на предупреждение коррупции.
При таких обстоятельствах решение не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, то надлежит вынести новое решение, об удовлетворении заявления Прокурора г. Тольятти.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 01 декабря 2011 г., отменить.
Вынести новое решение об удовлетворении заявления Прокурора г. Тольятти.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия пункты 2.2, 4.1 Положения о комиссии по урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе в мэрии городского округа Тольятти, утвержденному распоряжением мэрии г.о. Тольятти от 29.03.2010 года N 3773-р/1 и приложение к указанному распоряжению.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.