Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Елкановой И.А.
судей Мележик Л.М., Ефимовой И.В.
при секретареГалкиной А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Елкановой И.А. дело по иску прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах Саляхова Марата Газисовича к администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Ленинского района администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании бездействия незаконным, понуждении к предоставлению жилого помещения, по апелляционной жалобе комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Ленинского районного суда г. Саратоваот 15 декабря 2011 года, которымисковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Саратова обратился в суд в интересах Саляхова М.Г. с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов",указав, чтоСаляхов М.Г. зарегистрирован и проживает вместе с женойАхтямовой М.Х. и дочерью Саляховой М.М.в квартире N "адрес".
Распоряжениями N 338-Р от 26.03.1993 года и N 337/1-р от 26.03.2003 года администрации Ленинского района г. Саратова жилой дом N "адрес" признан непригодным для проживания.
В связи с тем, что решение об отселении жителей указанного дома органом местного самоуправления до настоящего времени не принято, жители не расселены, состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском.
Решением Ленинского районного суда г. Саратова от 15 декабря 2011 года признаны незаконными бездействия администрации муниципального образования "Город Саратов" по непринятиюсвоевременных мер по обеспечению жилым помещением Саляхова М.Г., проживающего в жилом помещении непригодном для постоянного проживания.На администрацию муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность предоставитьСаляховуМ.Г. на семью из трех человек жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 45,3 кв. м., состоящее не менее чем из двух комната в черте г. Саратова, отвечающее санитарно- техническим нормам.
В поданной апелляционной жалобекомитет по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" просит решение суда отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.Свои доводы автор жалобы мотивирует тем, что действующее законодательство не содержит каких-либо сроков, в рамках, которых органы местного самоуправления должны произвести отселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания.Кроме того, истец не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями ч. 1 ст. 49 ЖК РФ.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда согласно требованиям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФсудебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого постановления суда.
Как следует из материалов дела, Саляхов М.Г. является нанимателем двухкомнатной квартиры, находящейся в собственности муниципального образования "Город Саратов", общей площадью 45,3 кв. м, расположенной по адресу: "адрес" (л.д. 12,13).В указанной квартире вместе с Саляховым М.Г. зарегистрированы и проживают в качестве членов его семьи - жена Ахтямова М.Х. и дочь Саляхова М.М. (л.д. 12, 13).
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, чтожилой дом "адрес" относится к серии жилых крупнопанельных домов поколения серии К-7-2-4, построенных инженером Лагутенко (л.д. 15-17).Распоряжениемадминистрации Ленинского района г. Саратова N 338-Р от 26.03.1993 года (л.д. 22) и распоряжением N 337/1-р от 26.03.2003 года администрации Ленинского района г. Саратова (л.д. 14) жилой дом N 38а по проспекту Строителей в г. Саратове признан непригодным для проживания.19.06.1995 года администрацией Ленинского района г. Саратова было принято решение о переселении жителей дома N 38а по проспекту Строителей в г. Саратове (л.д.26-29).
Постановлением N 609 от 27.10.1997 года утверждено положение "О порядке реализации "Программы обеспечения жильемграждан, проживающих в аварийных домах, построенных по проекту инженера Лагутенко в Ленинском районе г. Саратова", в соответствии с которым основными целями программы является предоставление гражданам благоустроенной жилой площади и ликвидация аварийных домов, построенных по проекту инженера Лагутенко (л.д. 19). Подобное решение было принято 22.06.2002 года решением Саратовской городской Думы N 22-200 (л.д. 20).
Между тем до настоящего времени отселение граждан, в том числе и истца с членами его семьи, из указанного жилого дома не произведено, жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлено.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 89 ЖК предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Из приведенных законоположений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК Российской Федерации равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.
Положения п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Как нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. При этом отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 376-О-П).
При таком положении правомерны и выводы суда о признании незаконными бездействия администрации муниципального образования "Город Саратов" в непринятии своевременных мер по отселению истца с членами его семьи из непригодного для проживания жилого помещения.
Между тем доводы жалобы свидетельствуют об ином толковании приведенных выше положений статьи 57 ЖК РФ, что противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Таким образом, исходя из изложенных обстоятельств и положений норм материального права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для возложения обязанности на ответчика по предоставлению истцу на состав семьи другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающего требованиям статьи 89 ЖК РФ, в связи, с чем правомерно удовлетворил заявленные исковые требования.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саратова от 15 декабря 2011 года по делу по иску прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах Саляхова Марата Газисовича к администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Ленинского района администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании бездействия незаконным, понуждении к предоставлению жилого помещения, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.