Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Коршунова Р.В.,
судей Желонкиной Г.А., Песковой Ж.А.,
с участием прокурора Савиной С.В.,
при секретаре Платицыной М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Манакова А.В., на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 25 ноября 2011 года, по делу по заявлению начальника Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 10" Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Саратовской области Долгова В.В. об установлении в отношении осужденного Манакова А.В. административного надзора, которым постановлено:
"заявление начальника Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 10" Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Саратовской области Долгова В.В. об установлении в отношении осужденного Манакова А.В. административного надзора удовлетворить.
Установить в отношении осужденного Манакова А.В., 30 мая 1983 года рождения, уроженца г. Саратова, зарегистрированного по адресу: "адрес" административный надзор сроком на 8 лет.
Установить в отношении осужденного Манакова А.В. на срок административного надзора административные ограничения:
- обязать являться для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания 2 раза в месяц,
- запретить выезд за пределы Саратовской области,
- запретить пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, в ночное время суток (в период времени с 22 часов до 06 часов по местному времени),
- запретить посещение мест проведения развлекательных и культурно-массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях на территории Саратовской области.
Наблюдение за соблюдением осужденным Манаковым А.В. установленных судом административных ограничений возложить на орган внутренних дел по месту его жительства или пребывания.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Манакова А.В. на учет в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания после освобождения из исправительного учреждения".
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., заключение прокурора Савиной С.В., полагавшей оставить жалобу без удовлетворения, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Начальник Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 10" Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Саратовской области Долгов В.В. обратился в суд с заявлением об установлении в отношении осужденного Манакова А.В. административного надзора сроком на 8 лет. Ограничения заключаются в обязанности являться для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания 2 раза в месяц, запрете выезда за пределы Саратовской области, запрете пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, в ночное время суток (в период времени с 22 часов до 06 часов по местному времени), запрете посещение мест проведения развлекательных и культурно-массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях на территории Саратовской области.
Основанием для установления административного надзора заявитель указывает то, что Манаков А.В. приговором судебной коллегии по уголовным делам Саратовского областного суда от 04.04.2002 года был осужден по п "данные изъяты", на основании ст.69 УК РФ к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Манаков А.В. освобождается из мест лишения свободы 13.01.2012 года, совершил преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, на путь исправления не встал, характеризовался в период отбывания наказания посредственно в связи с чем, нуждается в осуществлении за ним административного надзора на срок погашения судимости.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе Манаков А.В. ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта в связи с допущенными судом нарушениями норм процессуального права. О дате и времени судебного заседания был извещен за два дня, что не позволило должным образом подготовиться к судебному заседанию, заключить договор на оказание юридической помощи. Суд не принял во внимание его доводы относительно предъявленных к нему требований. Считает, что установление за ним административного надзора ограничивает его конституционные права как гражданина.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ч.1 ст. 347 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012 года), судебная коллегия не находит правовых оснований для его отмены.
В силу ч. 1 ст. 261.5 ГПК РФ заявление об установлении административного надзора подается исправительным учреждением или органом внутренних дел, о продлении административного надзора и о дополнении ранее установленных административных ограничений - органом внутренних дел, о досрочном прекращении и частичной отмене административных ограничений - органом внутренних дел или лицом, в отношении которого установлен административный надзор, либо его представителем.
Согласно ч. 1 ст. 261.8 ГПК РФ суд, рассмотрев заявление по делу об административном надзоре, принимает решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений (ч. 2 ст. 261. 8 ГПК РФ).
В решении суда об установлении или о продлении административного надзора указывается срок административного надзора (ч. 3 ст. 261.8 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность (ч. 3 ст. 3 Закона).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Закона, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Материалами дела установлено, что приговором судебной коллегии по уголовным делам Саратовского областного суда от 04.04.2002 года Манаков А.В. был осужден по "данные изъяты" (в редакции Федерального закона от 1996 года), на основании ст.69 УК РФ к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В соответствии с положениями ч. 5 ст. 15 УК РФ совершенное Манаковым А.В. преступление относится к категории особо тяжких. В соответствии с п. "д" ч.3 ст.86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления,- по истечении восьми лет после отбытия наказания.
13.01.2012 г. Манаков А.В. освобожден из мест лишения свободы по отбытию наказания. Согласно справке-характеристике, утвержденной начальником ФКУ ИК-10, Манаков А.В. характеризуется посредственно, имеет за время отбывания наказания 11 нарушений установленного порядка отбывания наказании, 6 из которых погашены, 2 поощрения.
При таком положении, разрешая заявление начальника ФКУ ИК-10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области, суд первой инстанции правомерно применил ст. 3 и ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и учитывая данные, характеризующие личность освобождаемого, установил в отношении Манакова А.В. административный надзор сроком на восемь лет с применением соответствующих административных ограничений.
Выводы суда о необходимости установления в отношении Манакова А.В. административного надзора основаны на представленных заявителем доказательствах, получивших полную, всестороннюю и объективную оценку в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 67 ГПК РФ.
Судебная коллегия находит несостоятельным довод жалобы Манакова А.В. о том, что о дате и времени судебного заседания был извещен за два дня, что не позволило должным образом подготовиться к судебному заседанию, заключить договор на оказание юридической помощи. Из материалов дела следует, что в адрес Манакова А.В. судом направлялось извещение о дате судебного заседания на 21.11.2011 года. Извещение Манаковым получено под расписку. Манаков А.В. воспользовавшись своим правом, подал 21.11.2011 года письменные возражения. С 21.11.2011 года судебное заседание было отложено на 25.11.2011 года и назначено выездным.
Факсимильной связью в тот же день в ФКУ ИК-10 направлено уведомление о дате судебного заседания, в том числе и для осужденного Манакова А.В. В выездном судебном заседании Манаков А.В. участвовал, представлял суду письменные возражения и приобщил ряд документов в качестве доказательств, т.е. реализовал права предусмотренные ст. 35 ГПК РФ.
Действующее процессуальное законодательство не предусматривает конкретный срок, в течение которого гражданин должен быть извещен о предстоящем судебном заседании. Вместе с тем, извещение лица, участвующего в деле, должно быть заблаговременно.
Манаков А.В. был извещен в соответствии с требованиями ст.167 ГПК РФ о дате судебного заседания заблаговременно, как на 21.11.2011 года, так и на 25.11.2011 года, реализовал свои права путем подачи не только письменных возражений, но и непосредственного участвовал в судебном заседании, ходатайств о предоставлении ему возможности на заключение соглашения с адвокатом не заявлял, в связи с чем судебная коллегия не усматривает нарушений процессуального законодательства при рассмотрении дела районным судом.
Довод Манакова А.В. о том, что установление за ним административного надзора ограничивает его конституционные права также несостоятелен, поскольку в соответствии с ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности.
Ограничения предусмотрены специальным Федеральным законом от 06.04.2011 года N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
При таком положении, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 347, 361, 366 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012 г.) судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саратова от 25 ноября 2011 года, оставить без изменения, кассационную жалобу Манакова А.В. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.