Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего Коршунова Р.В.
судей Пантелеева В.М., Песковой Ж.А.
при секретаре Платицыной М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Саратова (далее - УПФ) на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 23 ноября 2011 года, которым постановлено:
Признать за Сергеевым С.М. право на досрочную пенсию по старости, в связи с творческой деятельностью с 14 июля 2011 года, то есть с момента возникновения права на нее.
Включить в стаж творческой деятельности период работы с 01.01.1991 г. по 01.12.1991 г. период работы в должности артиста хора Азербайджанской государственной филармонии им. ***.
Обязать УПФ назначить Сергееву С.М. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с творческой деятельностью с 14 июля 2011 года.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., пояснения представителя УПФ Королевой Т.А. (доверенность от ***), поддержавшей доводы жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сергеев С.М. обратился в суд с вышеуказанными требованиями, мотивируя тем, что 13 июля 2011 года он обратился в УПФ с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с творческой деятельностью, как артисту хора профессиональных художественных коллективов, при стаже творческой работы не менее 30 лет. Указывал, что он работает в профессиональных художественных коллективах в качестве артиста хора с 20 сентября 1978 года по настоящее время. Однако, УПФ своим решением N 1128 от 21.07.2011 года (протокол N2319 от 21.07.2011 г.) отказало ему в назначении досрочной пенсии по старости, не включив в специальный стаж период работы в должности артиста хора Азербайджанской государственной филармонии им. *** с 01.01.1991 г. по 29.08.1992 г. Ответчик включил в его специальный стаж 29 лет 1 месяц 22 дня. Просил включить в стаж творческой деятельности период работы с 01.01.1991 г. по 01.12.1991 г., назначить досрочную пенсию с момента обращения за ней, то есть с 13 июля 2011 г. Полагал, что спорный период времени, поскольку трудовой стаж, приобретенный на территории государств бывшего СССР за время до 01.12.1991 г., в том числе специальный, должен учитываться ответчиком. Считал, что данное обстоятельство нашло свое подтверждение в решении Экономического Суда СНГ от 07.04.2005 года N 01-1/6-04.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе УПФ просит решение суда отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывало свои возражения в суде первой инстанции. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно п.п. 21 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" N 173 ФЗ от 17.12.2001 г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15-30 лет и достигшим возраста 50-55 лет либо независимо от возраста.
Из п.2 ст.27 вышеуказанного Закона следует, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В пп. "в" п. 1 постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 указано, что при досрочном назначении указанным выше лицам трудовой пенсии по старости применяется список профессий и должностей работников театров и других театрально - зрелищных предприятий и коллективов, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447.
В соответствии с пунктом 4 Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447, право на пенсию за выслугу лет при стаже творческой работы не менее 30 лет артисты хора профессиональных художественных коллективов.
Как видно из материалов дела, в оспариваемый период истец осуществлял творческую деятельность, работая с 01.01.1991 г. по 01.12.1991 г. в должности артиста хора Азербайджанской государственной филармонии им. ***.
Ответчиком не оспаривалось, что в спорный период истец работал в должности артиста, которая предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 г. N 447.
Отказ во включении спорного периода времени работы истца в его специальный стаж ответчик мотивировал тем, что с Азербайджанской Республикой международного соглашения о социальном (пенсионном) обеспечении не имеется, поэтому для определения права на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, имевшим место работы в Азербайджанской Республике, могут быть включены, начиная с 01.01.1991 г. только те периоды, за которые производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. С 01 января 2002 года условия и нормы пенсионного обеспечения устанавливаются Федеральными Законами от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации и от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Данными Законами установлено, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанными Федеральными Законами, применяются правила международного договора Российской Федерации. К международным договорам, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения, относятся Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года. Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Российскую Федерацию, из государств, не заключивших соответствующее соглашение с Российской Федерацией, осуществляется на основании пенсионного законодательства Российской Федерации. Учет трудового стажа, приобретенного гражданами на территории государств, не подписавших Соглашение от 13 марта 1992 года, регулируется двусторонними соглашениями заключенными соответствующими государствами-участниками Содружества. Азербайджанская Республика не подписала Соглашение от 13 марта 1992 года, какие-либо соглашения, регулирующие пенсионное обеспечение, между Российской Федерацией и Азербайджанской Республика не заключены.
Суд первой инстанции удовлетворение исковых требований обосновал тем, что в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно п. 2 ст. 29 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ " уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу настоящего Федерального закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, указанные правовые нормы сами по себе не устанавливают, что лицам, работавшим на территории союзных республик бывшего СССР, с которыми отсутствуют международные соглашения в области пенсионного обеспечения, в трудовой стаж должен включаться лишь период до 1 января 1991 г. Факт неуплаты работодателем страховых взносов за Сергеева С.М. в Пенсионный фонд России в период с 1 января по 1 декабря 1991 г. также не может являться основанием для невключения указанного промежутка времени в пенсионный стаж, поскольку Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. N 9-П положения п. 1 ст. 10 признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Из решения Экономического суда СНГ N 01-1/6-04 от 7 апреля 2005 г. по делу о толковании применения пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, Российской Федерацией при назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию Российской Федерации из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года, следует, что трудовой стаж, приобретенный на территории государств за время до 1 декабря 1991 год должен учитываться при назначении пенсии.
Учитывая, что в настоящее время какие-либо международные соглашения между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией в области пенсионного обеспечения отсутствуют, СССР существовал до декабря 1991 г., все граждане бывшего СССР имели равные права в области социального обеспечения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что не имеется оснований для невключения истцу спорного периода работы в его специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Кроме того, судебная коллегия учитывает и то, что в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П определено, что переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не должен приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан и не должен препятствовать осуществлению оценки приобретенных до 01.01.2002 г. пенсионных прав по нормам ранее действовавшего законодательства.
В спорный период времени работы истца действовали нормы Закона СССР от 15.05.1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" (далее - Закон). Указанным Законом предусматривалось, что граждане СССР имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом (ст.1). По Закону назначались трудовые пенсии: по возрасту (по старости), за выслугу лет (ст.2). Положениями ст.65 вышеуказанного Закона определено, что право на пенсию за выслугу лет при стаже творческой деятельности от 20 до 30 лет имеют отдельные категории артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов - по перечню, утверждаемому в порядке, определяемом Советом Министров СССР.
В п.1 постановления Верховного Совета РСФСР от 20.11.1990 г. N 341-1 указано, что в связи с началом введения в действие с 1 марта 1991 года Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" не применять с этого срока на территории РСФСР Закон СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" и Постановление Верховного Совета СССР "О порядке введения в действие Закона СССР "О пенсионном обеспечении граждан СССР".
Положениями ст.130 Закона РСФСР от 20.11.1990 г. N 340-1 ""О государственных пенсиях в РСФСР" предусматривалось, что настоящий Закон вводится в действие: в части пенсий для инвалидов войны и других участников войны (в том числе из числа вольнонаемного состава), семей погибших военнослужащих, граждан, необоснованно репрессированных по политическим мотивам и впоследствии реабилитированных, минимальных размеров трудовых пенсий, пенсий детям - круглым сиротам, участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, социальных пенсий, а также в части норм, не касающихся размеров пенсий и порядка исчисления пенсии и заработка (раздел VII Закона) - с 1 марта 1991 года; в остальной части - с 1 января 1992 года, при этом до 1 мая 1992 года пенсии выплачиваются в сумме не выше минимального размера пенсии по старости, предусмотренного частью первой статьи 17 Закона, не считая надбавок к ним.
В п.2 постановления Верховного Совета РСФСР от 20.11.1990 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" устанавливалось, что в целях создания условий, необходимых для реализации статьи 11 Соглашения от 08.12.1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств" (вступило в силу для Российской Федерации с 12 декабря 1991 года) на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и настоящему Соглашению.
Доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалось УПФ в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 2 Федерального закона от 09.12.2010 г. N 353-ФЗ, ст.ст. 347, 360, 361 ГПК РФ (действовавшими до 1 января 2012 года), судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саратова от 23 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Саратова - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.