Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ретунской Н.В.
судей Пашенько С.Б., Петровой Н.А.
при секретаре Каланиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ретунской Н.В. дело по кассационной жалобе комитета по управлению имуществом г. Саратова на решение Волжского районного суда г. Саратова от 17 ноября 2011 года, которым постановлено: признать протокол N * от 14.03.2007 года общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы при администрации города Саратова, в части снятия Герасимова А.В. с членами семьи (Герасимовой В.С., Герасимовой О.А., Герасимовым С.А.) с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, недействительным с момента его издания - 14 марта 2007 года.
Признать постановление главы администрации города Саратова от 29.03.2007 года N * об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при администрации города Саратова, в части снятия Герасимова А.В. с членами семьи (Герасимовой В.С., Герасимовой О.А., Герасимовым С.А.) с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, недействительным с момента его издания - 29 марта 2007 года.
Восстановить Герасимова А.В. с членами семьи (Герасимовой В.С., Герасимовой О.А., Герасимовым С.А.) в очереди на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета в администрации города Саратова, как гражданина уволенного с военной службы, с момента снятия с данного учета - 29 марта 2007 года.
Взыскать с администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу Герасимова А.В.расходы по уплате государственной пошлины в сумме 600 (шестьсот) рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 (десять тысяч) рублей, а всего взыскать 10 600 (десять тысяч шестьсот) руб.
Заслушав доклад судьи Ретунской Н.В., объяснения Герасимова А.В., возражавшего против отмены решения суда, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Герасимов А.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании недействительными постановления администрации и протокола общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий, взыскании расходов по оплате госпошлины и услуг адвоката.
В обоснование заявленного указал, что он вместе с членами своей семьи (Герасимова В.С. - жена, Герасимова О.А. - дочь, Герасимов С.А. - сын) был поставлен 22.12.1999 г. на учет в администрации города Саратов в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (предоставлении жилого помещения) за счет средств федерального бюджета, как гражданин, уволенный с военной службы, что подтверждается протоколом N *** заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации города Саратов от 22.12.1999 года, утвержденным постановлением мэра города Саратова N *** от 26.01.2000 года. С момента постановки Герасимова А.В. на учет, как гражданина, уволенного с военной службы Министерства обороны РФ, вместе с членами семьи на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, прошло более 10 лет, однако, администрация муниципального образования "Город Саратов" квартиру так и не предоставила, о ходе движения очереди на предоставление жилого помещения истца не уведомляла. 13.07.2011 года Герасимов А.В. направил в администрацию города Саратова письменное заявление о том, чтобы ему предоставили документы, подтверждающие факт постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. 08.08.2011 г. он получил из администрации города Саратова письменный ответ, из которого узнал, что согласно протокола N *** от 14.03.2007 г. общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при администрации города Саратова, утвержденного постановлением главы администрации города Саратова N *** от 29.03.2007 г., он с членами семьи был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по основаниям, якобы в связи с заключением им после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, со ссылкой на п. п. "а" п. 26 Правил учета военнослужащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1054 от 06.09.1998 г. "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", без подтверждения указанного основания соответствующими документами и фактическими обстоятельствами дела, без уведомления истца. Протокол N***от 14.03.2007 г. общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при администрации города Саратова и постановление главы администрации города Саратова N***от 29.03.2007 г. не соответствуют ч. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", являются недействительными с момента их издания. После увольнения с военной службы с 25.08.1998 года до настоящего времени Герасимов А.В. никогда и нигде на военную службу, предусмотренную в федеральных органах исполнительной власти, не восстанавливался и никакого нового контракта о прохождении военной службы не заключал.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе комитет по управлению имуществом г. Саратова просит решение суда отменить и принять новое, не передавая дело на новое рассмотрение, которым в удовлетворении иска отказать. Считает данное решение незаконным. Указывает, что ходатайство о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления. В материалах дела имеются доказательства того, что истец работает в в/ч ***, расположенной в Оренбургской области село Тоцкое, и таким образом его постоянное место жительства находится в ином муниципальном образовании, истец изъявил желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (п.1 ст. 347 ГПК РФ в редакции, действующей до 01.01.2012 года), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с п. ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N ФЗ-76 "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 22.12.1999 г. Герасимов А.В. вместе с членами своей семьи (Герасимовой В.С. - женой, Герасимовой О.А. - дочерью, Герасимовым С.А. - сыном) был принят на учет в администрации города Саратова в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, как уволенный с военной службы, что подтверждается протоколом N *** заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации города Саратова от 22.12.1999 г., утвержденным постановлением мэра города Саратова N *** от 26.01.2000 г. (л.д. 53-54, 55).
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что с момента постановки Герасимова А.В. вместе с членами его семьи на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как уволенного с военной службы Министерства обороны РФ, жилое помещение ему не предоставлено. Согласно уведомлениям об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений и справкам ГУП Оренбургской области "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости" Герасимов А.В. и члены его семьи не имеют жилого помещения на праве собственности (л.д. 43-46, 47-48)
13.07.2011 г. Герасимов А.В. написал на имя председателя комитета по управлению имуществом г. Саратова заявление о предоставлении документов, подтверждающих факт постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и снятии с данного учета (л.д. 49).
Согласно ответу председателя комитета по управлению имуществом г. Саратова N *** от 01.08.2011 г. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как гражданин, уволенный с военной службы, Герасимов А.В. был поставлен 22.12.1999 г. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при администрации города Саратова (протокол N *** от 14.03.2007 г., утвержденный постановлением администрации города Саратова от 29.03.2007 г. N ***) он был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д. 51).
В соответствии с протоколом N *** заседания общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы при администрации города Саратова от 14.03.2007 г., утвержденным постановлением администрации города Саратова от 29.03.2007 г. N ***, Герасимов А.В. вместе с членами семьи снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании п. п. "а" п. 26 указанных Правил учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1054 от 06.09.1998 г. (л.д. 56-58, 59).
Согласно п. п. "а" п. 26 указанных Правил учета военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Судом первой инстанции установлено, что истец после увольнения с военной службы с 25.08.1998 г. до настоящего времени на военную службу в федеральных органах исполнительной власти не восстанавливался и не заключал нового контракта о прохождении военной службы.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются справкой отдела по Тоцкому району Военного комиссариата Оренбургской области N *** от 19.08.2011года: Герасимов А.В. уволен с военной службы с зачислением в запас 25.08.1998 г. в связи с организационно-штатными мероприятиями, вновь на военную службу в период с 25.01.1998 г. по 19.08.2011 г. не призывался (л.д. 23).
Согласно послужному списку истец является пенсионером Министерства обороны РФ, сведения о военной службе после 1998 г. отсутствуют (л.д. 24-29).
02.10.1998 г. Герасимову А.В. выдано пенсионное удостоверение серия ВП N *** от 02.10.1998 г. (л.д. 30).
Герасимов А.В. с 03.08.2009 г. и по настоящее время работает в должности начальника смены узла связи в войсковой части ***, что также подтверждается трудовым договором N *** от 03.08.2009 г., справкой войсковой части N *** от 25.08.2011 г., трудовой книжкой (л.д. 31-36, 37, 38-39).
Судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что Герасимов А.В. заключил трудовой договор на работу по гражданской должности, контракт на военную службу не заключал, соответственно, оснований для снятия его с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по п. п. "а" п. 26 Правил учета не имелось.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств заключения истцом контракта на военную службу ответчиком не представлено.
Не содержится таковых доказательств и в кассационной жалобе.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции, что протокол N *** от 14.03.2007 г. общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при администрации города Саратова, и постановление главы администрации города Саратова N *** от 29.03.2007 г. не соответствуют требованиям законодательства о статусе военнослужащих и нарушают права и законные интересы истца на улучшение жилищных условий как лица, нуждающегося в таком улучшении.
С учетом указанных обстоятельств и приведенных положений материального закона суд первой инстанции правильно вынес решение об удовлетворении исковых требований Герасимова А.В.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы суда и были предметом обсуждения суда первой инстанции, им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности. Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не является основанием считать решение суда неправильным.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела (в том числе и те, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе), судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 17 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.