Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Шмаленко Т.А.,
судей Садовой И.М., Паршиной С.В.,
при секретаре Граф Я.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Садовой И.М. гражданское дело по иску Литвяковой А.В., Литвякова С.Г., Чемнаковой А.И., Войнова В.В., Чувакиной Н.М., Цюпка Т.П. к администрации муниципального образования города Энгельса о понуждении предоставить благоустроенные жилые помещения по апелляционной жалобе администрации муниципального образования город Энгельс, апелляционной жалобе администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 03.02.2012 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы Литвякова А.В., Литвяков С.Г., Чемнакова А.И., Войнов В.В., Чувакина Н.М., Цюпка Т.П. обратились с суд исками к администрации муниципального образования город Энгельс о понуждении предоставить благоустроенные жилые помещения. Мотивируют свои требования тем, что они проживают в жилых помещениях в многоквартирном доме по адресу: "адрес". На основании акта межведомственной комиссии N от 04.02.2003 года указанный жилой дом был признан непригодным для проживания. Однако до настоящего времени жилые помещения истцам не предоставлены.
Согласно сведениям БТИ, правообладателем спорного жилого помещения является Энгельсское муниципальное образование, однако в настоящее время обязанность по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложена на администрацию муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Рассмотрев спор, суд постановил решение которым обязал администрацию муниципального образования города Энгельса Саратовской области предоставить Литвяковой А.В. и Литвякову С.Г. в пользование по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, состоящее не менее чем из двух комнат, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 40,1 квадратного метра, в границах города Энгельса.
Предоставить Чемнаковой А.И. в собственность благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, состоящее не менее чем из двух комнат, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 48,8 квадратного метра, в границах города Энгельса.
Предоставить Чувакиной Н.М., Войнову В.В. в пользование по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, состоящее не менее чем из трех комнат, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 58 квадратных метров, в границах города Энгельс.
Предоставить Цюпка Т.П. в собственность благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, состоящее не менее чем из трех комнат, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 64,6 квадратных метров, в границах города Энгельса.
Не согласившись с указанным решением, администрация муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении требований отказать в полном объеме. Доводы жалобы мотивированы тем, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущены ошибки в применении норм права. Автор жалобы полагает, что в актах межведомственной комиссии не имеется сведений о том, что жилые помещения истцов не подлежат капитальному ремонту либо реконструкции. В соответствии с положениями ЖК РФ органы местного самоуправления уполномочены предоставлять жилые помещения муниципального жилищного фонда гражданам, нуждающимся в жилых помещениях по договору социального найма. Права собственника жилого помещения, расположенного в доме непригодным для проживания, подлежат защите в порядке ст. 32 ЖК РФ, согласно которой жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. В связи, с чем положения ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не распространяются на собственников жилых помещений. Кроме того, ссылается на статью 83 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которой определено, что настоящий Федеральный закон, за исключением положений, для которых установлены иные сроки и порядок вступления в силу, вступил в силу с 01.01.2009 года. Со дня официального опубликования до 01.01.2009 года устанавливается переходный период, в течение которого субъектом РФ определяется порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений. Имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным актом. Порядок и сроки составления передаточного акта устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и утверждается законом субъекта РФ. До 01 января 2009 года в соответствии с ЗСО N 196-ЗСО от 01.10.2007 года "О порядке решения вопросов местного значения поселений на территории Саратовской области в 2008 году" к вопросам местного значения поселений отнесены полномочия по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства не относились и осуществлялись Энгельсским муниципальным районом. Таким образом, администрация муниципального образования город Энгельс является правопреемником Энгельсского муниципального района в части имущества и обязательств, которые были переданы передаточным актом. Судом же в указанной части неверно применены нормы права, что повлекло вынесение незаконного решения по делу.
Кроме того, не согласны с решением суда в части предоставления истцам Чемнаковой А.И. и Цюпка Т.П. жилых помещений в собственность.
Администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области также подана апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении требований отказать. Доводы жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы администрация муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Истцы в судебное заседание не явились, извещены, не просили отложить слушание по делу.
Ответчики в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, что подтверждается возвратом почтового уведомления.
Представителем администрации муниципального образования город Энгельс Плакуновой Е.В. представлено факсимильное заявление об отложении слушания по делу, в связи с тем, что Законом Саратовской области от 22.03.2012 года N 26-ЗСО "Об объявлении нерабочим праздничным днем на территории Саратовской области Радоницы- дня особого поминовения усопших" 24.04.2012 года объявлено праздничным, нерабочим днем.
Судебная коллегия, обсудив заявленное ходатайство, отказала в его удовлетворении, поскольку в силу статьи 112 ТК РФ 24.04.2012 года не является выходным либо праздничным, правом переноса выходного дня на другие дни обладает Правительство Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 года N 581 в 2012 году день 24 апреля не предусмотрен как выходной либо праздничный, а потому неявка представителя администрации муниципального образования город Энгельс в судебное заседание суда апелляционной инстанции не может быть признана уважительной.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение с населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения поселения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и указанным выше Федеральным законом осуществляется населением и (или)
органами местного самоуправления самостоятельно. К таким вопросам относится, в том числе и обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16). Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1, пункт 3 части 2 статьи 50). Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1), 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в том числе, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социальногонайма, а также полномочия по предоставлению в установленном порядке гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социальногонайма, в установленном порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда. В соответствии с Законом Саратовской области от 01.10.2007 года N195-ЗСО "О разграничении муниципального имущества между Энгельсским муниципальным районом Саратовской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав" утвержден перечень муниципального имущества Энгельсского муниципального района Саратовской области, передаваемого в собственность муниципального образования город Энгельс, в том числе жилой фонд.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы о том, что обеспечение социальным жильем не входит в полномочия администрации муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области, не основаны на законе, поскольку спорные правоотношения вытекают из существующих отношений между наймодателем и нанимателем по пользованию жилым помещением, находящимся в аварийном и непригодном для проживания состоянии.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, жилое помещение, состоящее из 2-х комнат, расположенное по адресу: "адрес" предоставлено Литвяковой А.В., что подтверждается ордером на жилое помещение N серия N от 07.12.1995 года на состав семьи - Литвяковой А.В., ФИО1. и Литвякова С.Г.(л.д. 8). В настоящее время ФИО1 выехала из спорного жилого помещения и с 06.12.2004 года снята с регистрационного учета по указанному адресу.
Цюпка Т.П. принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" на основании договора на приватизацию жилого помещения N от 18.08.2003 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N от 09.09.2003 года (л.д.99-100).
Чувакиной Н.М. на состав семьи 3 человека - Чувакину Н.М., ФИО2., Войнова В.В. предоставлено жилое помещение, состоящее из 3-х комнат по адресу: "адрес", на основании ордера на жилое помещение N серия N от 23.03.1990 года (л.д. 68). В настоящее время в указанном жилом помещении зарегистрированы и постоянно проживают Чувакина Н.М. и Войнов В.В. ФИО2 умер, в связи с чем 22.09.2009 года снят с регистрационного учета.
Чемнаковой А.И. принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" на основании договора на приватизацию жилого помещения N от 09.12.2003 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N (л.д. 38-39). На имя Чемнаковой А.И. в ОАО "ЕРКЦ" открыт лицевой счет, задолженности по оплате коммунальных услуг нет. В настоящее время в жилом помещении зарегистрированы и постоянно проживают Чемнакова А.И. и ее внук ФИО3
На основании акта межведомственной комиссии N от 04.02.2003 года, утвержденным постановлением Главы Энгельсского муниципального образования N от 12.02.2003 года, жилой "адрес" был отнесен к категории непригодных в связи с неудовлетворительным техническим состоянием строительных конструкций здания.
Указанный акт был составлен в соответствии с действовавшим на тот период "Положением об оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного общественного жилищного фонда для постоянного проживания", утвержденным приказом Минжилкомхоза РСФСР от 05.11.1985 года N 529. На момент признания дома, в котором проживают истцы, непригодным для проживания, действовал Жилищный кодекс РСФСР.
Статьей 91 ЖК РСФСР было установлено, что граждане выселяются из жилых домов государственного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, дом (жилое помещение) грозит обвалом, дом (жилое помещение) подлежит переоборудованию в нежилой.
Согласно статье 92 ЖК РСФСР, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу в связи с отводом земельного участка для государственных или общественных нужд либо дом (жилое помещение) подлежит переоборудованию в нежилой, выселяемым из него гражданам другое благоустроенное жилое помещение предоставляется предприятием, учреждением, организацией, которым отводится земельный участок либо предназначается подлежащий переоборудованию дом (жилое помещение).
В иных случаях сноса дома гражданам, выселяемым из этого дома, другое благоустроенное жилое помещение предоставляется предприятием, учреждением, организацией, которым принадлежит дом, либо исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов.
В соответствии со статьей 5 Федерального Закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" N 189-ФЗ от 29.12.2004 года, к жилищным отношениям, возникшим до введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
В соответствии с ч.ч. 1, 2 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жиломупомещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при выселении граждан из жилыхпомещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилоепомещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимается. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
При этом ни из статьи 57 ЖК РФ, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания.
Согласно пункту 2.1. Положения об оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Минжилкомхоза РСФСР от 05.11.1985 года N 529 жилые дома независимо от групп их капитальности, и жилые помещения относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, также санитарных требований. К непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся: каменные дома с физическим износом свыше 70%, деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.
Подпунктом "д" пункта 2.3 Положения было предусмотрено, что независимо от условий по п. 2.2 к непригодным для проживания относятся жилые дома: при возникновении угрозы аварии (обрушения) здания в результате достижении предельного физического износа несущих строительных конструкций (деформаций повреждений, снижения прочности и несущей способности) или деформации основания здания.
Как усматривается из протокола судебного заседания представителем администрации муниципального образования город Энгельс было заявлено ходатайство о назначении судебно-технической экспертизы. Определением суда от 16.11.2011 года данное ходатайство удовлетворено и назначена по делу строительно-техническая экспертиза (л.д.124,132). В последствии ответчик уклонился от производства экспертизы, в связи с чем гражданское дело было возвращено экспертом без проведения экспертизы.
Согласно ч. 3 ст. 79 ГПК РФ при уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела и без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что жилые помещения в многоквартирном доме по адресу: "адрес", квартиры N N не подлежат ремонту. На данное обстоятельство так же указывает и тот факт, что с момента признания жилого дома непригодным для проживания 04.02.2003 года прошло 9 лет, в течение которых капитальный ремонт не проводился.
Доводы жалобы о том, что судом возложена обязанность предоставить Чемнаковой А.И., Цюпка Т.П. в собственность жилые помещения, не является основанием к отмене решения суда, поскольку по смыслу статьи 32 ЖК РФ если жилые помещения в подлежащем сносу доме принадлежат гражданам на праве собственности, то жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение. При этом предоставление жилого помещения по данному основанию призвано компенсировать собственникам утрату принадлежавшего им жилья посредством предоставления аналогичного жилого помещения.
Исходя из изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 03.02.2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации муниципального образования город Энгельс, администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.